Проблема свободы человека в условиях развертывающегося научно-технического развития

огромное позитивное значение для человека. Искусственное выращивание

отдельных органов очень важно для медицины как возможность сохранить жизнь

людям, болезни которых на данный момент неизлечимы.

Для техницизма характерно стремление любые проблемы

(мировоззренческие, нравственные, политические, педагогические и т.п.)

разрешать по образцу алгоритмов технического знания, о чем красноречиво

свидетельствует выражение «это только дело техники».

Технический и технологический фетишизм в наши дни отнюдь не редкость.

Им сильно заражена техническая интеллигенция, он проникает в сферу

хозяйственной и политической элиты. Техницизм, связанный с абсолютизацией

техники, утверждает ее автономность и самодостаточность, полагает, что

можно решить любые социальные коллизии, минуя человека как активного

субъекта истории, пренебрегая характером наличных общественных отношений.

Техника демонична, мир – это «мегамашина», - таковы исходные тезисы

техницизма как образа мыслей – согласия с самоподчинением технике.

Нам должна быть чужда технологическая мифология, стремление все и вся

«машинизировать». Человек и человечество – это не машина, не техническая

система. Не человечество технично, а техника человечна. Она воплощает и

выражает в себе то, что извлечено человечеством из мира, то, что утверждает

в мире его собственную мощь и разум.

Конечно, утверждение о планете техносферы, возникновение

«окультуренной» природы, несущей на себе печать ума и воли людей, не могут

не порождать новых острых проблем. Сейчас уже становится ясным, что

приспособление человека к той среде, которую он приспособил к своему образу

жизнедеятельности – весьма непростой процесс. Стремительное развитие

техносферы опережает эволюционно сложившиеся приспособительные, адаптивные

возможности человека. Затруднения в состыковании психофизиологических

потенций человека с требованиями современной техники и технологии

зафиксированы повсеместно и теоретически и практически.

Развитие техники, как отмечалось в мировой философии, подчас

порождает ситуацию абсурда. Так, например, стремительное распространение

коммуникационных технических сетей (телефон, радиотелефон, компьютерные

сети) опережает возможность их значимого и ответственного наполнения.

Могучие технические средства распространяют банальности, забиваются

мелочной, пустой, бессодержательной информацией. Многие технические

инновации (изобретения, конструкторские разработки) подчас опережают свое

время, оказываются экономически невыгодны. Массовое количество технических

приспособлений, их внедрение в производство и быт опережают

интеллектуальный (и особенно нравственный) уровень массового сознания.

Возникает необходимость включения в технические системы ограничителей,

обеспечивающих безопасность того, что англичане называют «фул пруф» (защита

от дурака). Забитость техникой всего потока жизни умножает катастрофы,

аварии, трагические происшествия.

И все же технический прогресс при всей его жестокости неостановим. И

если где-либо можно говорить о видимом действительном прогрессе

(восхождении от простого к сложному, от низшего к высшему), то это области

роста и развития техники.

Общество в период информационно-компьютерной революции

Информационно-компьютерная революция подготавливает базу для глубоких

социальных изменений. Они охватят все этажи общественной целостности –

социальное устройство, хозяйственную жизнь и труд, области политики и

образования.

Информационная технология стремительно развивается. Так, в 1971 г.

первый в мире микропроцессор содержал 2300 транзисторов и позволял

выполнить 60 тысяч операций в секунду. В 1993 г. компьютер пятого поколения

содержал уже 3 миллиона 300 тысяч транзисторов и выполнял 166 миллионов

команд в секунду. Знатоки и эксперты полагают, что к концу столетия

появится компьютеры, которые будут содержать в каждом процессоре 80-100

миллионов транзисторов и выполнять до 2 миллиардов команд в секунду.

Существенно изменится и духовно-культурная сфера общества.

Информационная технология станет мощным генератором и резким усилителем

культурных сдвигов и инноваций. Она вызовет противоречие и неоднозначные

процессы. Электронные средства связи индивидуального пользования,

телевидение и особенно глобальные компьютерные сети позволяют получать

необходимую информацию практически из любого места земного шара, что

значительно расширяет свободу человека, его независимость от местоположения

и свободу выбора самой информации. Сейчас широко используют термины

«информационная супермагистраль» или «информация на кончиках пальцев»

подразумевая возможность человека быстро получать свободный доступ к

информации практически по любой тематике. Несомненно, это изменит характер

массовой культуры, системы образования, расширит кругозор каждого

отдельного человека. Два противоположных процесса в культуре: массификация

и демассификация, взаимопереплетаясь, вызовут немало не предсказуемых

коллизий и неожиданных возможностей. В целом они выведут культуру на иной

качественный уровень.

Информационная революция не может не затронуть сферу политических

отношений. С одной стороны, последствия ее отрадны: расширение возможностей

непосредственного участия каждого в принятии демократических решений,

упрочение индивидуальной демократической свободы. Но вместе с тем возникает

опасность всеохватывающего контроля правящих структур над людьми. Вплоть до

манипулирования ими. Преодоление этого противоречия возможно лишь на путях

недопущения любых форм тоталитаризма и защиты достоинства и свободы каждого

человека.

И, наконец, информационная революция окажет серьезное воздействие на

самого человека, его образ жизни, род занятий, самочувствии. Разумеется,

многое зависит от того, в каком социальном контексте будет протекать

информатизация человеческой жизни, как она будет связана с демократизацией

социальности, гуманизацией духовной атмосферы. Тем не менее можно

предположить, что формирование банков знаний, доступных для всех,

становление информационной эпистемологии окажут воздействие на характер

интеллектуальной деятельности.

В мир вместе с компьютеризацией входит новый вид реальности –

«виртуальная реальность», искусственная псевдосреда, с которой можно

общаться как с подлинной. Эта новая технологическая среда окажет мощное (и

пока что совершенно непредсказуемое) воздействие на человеческую психику.

Сегодня эта перспектива обнаруживается в частности в феномене маньяков

компьютерных игр и полной погруженности в «виртуальную реальность».

Диалог микропроцессорной системы и человека, превратившись в

постоянный и необходимый момент жизненного пути, во многом существенно

преобразует процесс обучения, профессиональный труд, досуг, лечение.

Высокий уровень информационности, попросту не сравнимый с современным,

пробуждение творческого потенциала, невиданные способу общения людей – все

это породит иной тип человеческой личности.

Характеризуя грядущее общество как информационное, возникающее на

основе компьютерной технологии, видимо, следует сделать одно важное

дополнение. Как отмечалось отечественными исследователями, это общество

должно быть не только информационным, но и экологическим. Несмотря на

высокий технический уровень, человечество не может полностью отвергнуть

свою связь с природой и освободится от ее влияния. Выдвижение в

постиндустриальном обществе на первый план информационных проблем еще не

решает всех коллизий в отношении «общество - природа». Назревающий

глобальный экокризис требует поворота общества к проблемам экологии, т.е.

достижения оптимальных отношений человечества и его природно-экологической

среды. Производство не может не стать экологизированным. Иначе мы

захлебнемся в его отбросах, погубим естественные условия нашего обитания.

К сожалению вещественные и энергетические ресурсы иссякают. Уже есть

обоснованные расчеты, насколько сможет хватить в обозримом будущем

невозобновляемых ресурсов (уголь, нефть, газ и т.д.). Но есть один ресурс,

который стремительно возрастает – интеллектуальный, информационный и прежде

всего ресурс научно-технического знания, образованности, информационности

людей. Опираясь, главным образом, на этот ресурс, включая и духовно-

нравственное богатство, человечество в состоянии преодолеть назревающую

глобальную нестабильность и выйти к новым горизонтам.

Заключение

В условиях развертывающегося научно-технического прогресса

человечество сталкивается с конкретно-историческим воплощением исторической

необходимости в виде реально существующих условий жизни, социальных и

экономических отношений, наличных материально-технических средств и т.п.

Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности; более того,

сами эти условия во многом определяют круг интересов, их стремления, чаяния

и т.д. Однако люди, несомненно, обладают значительной свободой в

определении своей деятельности, поскольку в каждый данный исторический

момент существует не одна, на несколько вполне реальных возможностей

развития. Даже тогда, когда нет разумной альтернативы, люди в состоянии

отдалить наступление нежелательных для них явлений либо ускорить

приближение желательных. Наконец, люди более или менее свободны в выборе

средств для достижения поставленных перед собой целей. При этом результаты

НТР расширяют эти возможности человечества, увеличивая количество путей для

достижения конкретной цели.

Несомненно, научно-техническое развитие внесло много позитивного в

расширение свободы человека. Однако при помощи современных технических

средств не составляет труда вмешаться в личную жизнь человека, ограничить

его свободу выбора, манипулировать им. Необходимо постоянно учитывать эти

факторы при использовании новых достижений науки и техники.

Литература

1. Фролов И.Т. Перспективы человека

2. Кохановский В.П. Философия

3. Григорьев В.И. Наука и техника в контексте культуры

4. Гуревич П.С. Куда идешь, человек?

5. Фролов И.Т. Введение в философию

-----------------------

[1] - АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н. э.), др.-греч. философ.

[2] - ГАНДИ Мохандас Карамчанд (1869-1948), один из лидеров инд. нац.-

освободит. движения, его идеолог.

[3] - ШПЕНГЛЕР Освальд (1880-1936), нем. философ, историк.

[4] - ШЕЛЛИ Мэри (1797-1851), англ. писательница.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты