Проблемы человека в конфуцианстве. Человек и природа в чань-буддизме

одухотворении и очеловечении природы последняя воспринимается как субъект и

прямой участник истории. Под этим лежат глубокие экономические обоснования

– почти полная зависимость китайской сельскохозяйственной общины от

природы. Вследствие этого в сознании древних китайцев природа превалирует

над человеком.

Кроме того, исходные теоретические начала конфуцианства, даосизма и

легизма восходят ко времени непосредственного отождествления человека с

природной вещью (родовое общество), что также наложило отпечаток на

философский стиль мышления. В результате учения о человеке в

древнекитайском мировоззрении принимают форму учений о природе, из

материала которой в буквальном смысле вылепливаются антропоморфный контур

человека (искусство), морально-правовой символ (нравственность и политика),

эталон физической меры (древняя наука), категории предельных смыслов бытия

(философия, например Великий Предел тай цзи в «И цзин»), модель социальной

структуры общества (социология), письменный и звуковой языковый характер

(филология) и т.д. Следовательно, при рассмотрении проблемы человека в

древнекитайской философии необходимо обращаться к древнекитайской

космогонии и космологии, к учениям о происхождении природы и типах ее

структурной упорядоченности.

Представление древних китайцев о социально-экономическом, духовном и

генетическом тождестве человека и природы подтверждается древнейшими

китайскими памятниками, сохранившими представления родовой эпохи. Обратимся

к основным типам структурно-функционального тождества человека и природы,

которые являются исходными в проблеме человека в древнекитайском

философском самосознании.

Субстанциально-генетическое тождество человека и природы передается

текстом «Шань хай цзин» («Книга гор и морей»). Этот памятник фиксирует

постанимистическую мифологическую традицию, т. е. представления об уже

произошедшем в сознании древних китайцев разделении на противоположности

тела и духа вещи, что отразилось и в фигуре древнекитайского Первопредка.

Он одновременно является «духом» шень и «телом» ти. Однако в этих

противоположностях видны и более ранние родовые представления:

А) Тождество человека и природы через тождество первопредка с природной

вещью.

Б) Тождество человека и природы через духовное совмещение обликов природной

вещи и человека – зооанропоморфизм.

В) Тождество человека и природы по рождению человека от вещей природы.

Г) Тождество человека и природы по рождению вещей природы от человека.

Д) Субстанционально-генетическое тождество человека и природы по принципу

порождающей способности.

Е) Тождество природы и человека по языку. 1) Первоначально, как показывает

«Шань хай цзин», звуковым языком человека был язык звуков самой природы:

«пение», «крик» мин и вообще звуки вещей.

2) Смыслы родовой жизни фиксировались во всех свойствах вещей,

доступных органам чувств, в том числе и телесных обликах вещей, их

отдельных частях и сочетаниях. Это был ранний письменный язык родового

человека. Древний человек не читал этот язык «умственным» взором, а

воспринимал органами чувств, отождествляя себя с ним, и действовал

сообразно заложенному в этом телесном образе родовому правилу жизни.

Заключение

Проблема человека на Востоке появилась задолго до создания таких

философских учений, как конфуцианство и Чань-буддизм. Во многом понимание

природы человека у Конфуция соответствует таковому в предфилософских

произведениях Китая.

Предметом размышления и областью действий Конфуция выступает

социальная Поднебесная. В «Лунь юй» Конфуций проделал одну из

мировоззренческих попыток, которую не делал никто до него. Современник

Конфуция мудрец Лаоцзы идеи своего учения замыкал на природное тело.

Конфуций переносит центр внимания в сферу жизни социального субъекта,

сохраняя при этом все традиционные мировоззренческие структуры. Конфуций

полагается не на природный объективизм Неба и Земли, а на самосознание

верхов и низов общества. Он первым из китайских философов обратился к

совести человека, к его честности, добродетели, мужеству, человеколюбию,

доверию как закону человеческого общежития. Задачу гармонизации Поднебесной

следовало решить в сфере противостояний верхов и низов.

После Конфуция в философских произведениях, в частности в

конфуцианском памятнике «Ли цзы» («Книга обрядов»), высшие основы ритуала,

как и в переходную эпоху, будут связываться с природой Поднебесной,

поскольку сущность человека будет пониматься по преимуществу как природная

сущность: «Человеку присущи качества земли и неба, в нем совокупляются

совершенные ци пяти стихий».

Конфуций неустанно проповедует необходимость учиться, он осуждает

лень, праздность, хвастовство, тупость.

Главное средство управления народом Конфуций видел в силе примера и

даже в убеждении, а не в голом принуждении.

Буддийская школа чань во всем мире считается гуманистической.

Философская основа чань о человеке – учение о пустотном Едином как

бесконечной и бесформенной сущности всего существующего, пребывающего в

вещах, но не являющемся вещью. Человек осмысливается как одна из вещей, в

которой присутствует пустотное Единое.

Для человека в восточных учениях характерно неизменное чувство

ответственности за свои действия на более высоком, «космическом» уровне. В

этих учениях мир создан не ради человека, но человек драгоценнее всего, он

предпоследнее звено саморазвития мира. Человек – не царь Вселенной, он не

может диктовать ей свою волю, «покорять» и распоряжаться. Наилучшая

стратегия – «недеяние» и следование «естественности».

В наше время на рубеже веков, тысячелетий, в ожидании апокалипсиса,

люди все чаще задумываются, как и зачем они жили, что сделали, как нужно

вести себя перед концом света. У них нет уверенности, что они все делали

правильно, так как в религиях «Бог дал человеку инстинкты, и, сделав столь

экстраординарный подарок, поменял правила игры». Следовать им очень сложно.

Человек разрывается между желаниями природными, животными и вполне

естественными и нормами морали и права, которые в таких популярных религиях

как христианство и ислам даны слишком расплывчато, что позволяет трактовать

их по-разному. («Возлюби ближнего своего как самого себя» значит себя

возлюби в первую очередь и люби не больше, чем остальных; или остальных не

больше, чем себя…Или не люби ни себя, ни других…В любом случае

подразумевается, что себя человек любит изначально, но это не так –

существуют же мазохисты). В Библии благодаря огромному количеству

переводов с одного языка на другой даже происхождение полов не ясно. По

одной версии Ева сотворена из ребра Адама, а по другой оба созданы

одновременно. Ислам с одной стороны проповедует мир, а с другой – поощряет

убийство «неверных», то есть не мусульман.

Несомненно, чтобы понять и правильно истолковать все эти религии,

необходимо обратиться к первоисточнику, к старейшему, неисправленному

потомками, варианту, и читать его нужно на том языке, на котором он был

написан. Это, конечно же, неприемлемо для большинства: нельзя всех вдруг

заставить говорить и понимать чужой, да еще и «мертвый» язык. С этой точки

зрения главное конфуцианское произведение «Лунь юй» больше подходит в

качестве «учебника жизни». Оно практически не исправлялось, но дополнялось

учениями поздних конфуцианцев. И самое главное, оно не только дает

конкретные рекомендации, но и определяет обязанности и права человека,

правила поведения («ритуализация»), лишает человека сомнений по поводу

смысла жизни, цели существования. По западным понятиям цель – прожить

достойно, чтобы попасть в рай, не согрешить против Бога, причем грехом

считается вполне естественное, даже роды! (В этом плане христианство, в

частности католичество, запрещая священникам иметь детей, противоречит само

себе. Если они, священнослужители, лучшие, избранные Богом, честнейшие

люди, то почему им нельзя оставить эти свои качества в своих детях. Тогда

бы благородных людей стало больше и жить стало бы лучше! Но католическая

церковь признала теорию Ч.Дарвина о естественном отборе,–и продолжила

методично изолировать от человечества «лучшие» его гены, ухудшая, таким

образом, генофонд). Совсем по-другому в конфуцианстве. Понятия,

эквивалентного греху, у них нет, как и покаяния и загробного мира. Человек

должен стремиться быть нравственным, а не безгрешным; поклоняясь предкам,

чтить их память и не разрывать связь времен и поколений. Не это ли является

признаком здорового общества? Несчастьем считалось не иметь мужского

потомства, ученой степени.

Конфуцианство отвечает на все вопросы, которые встают перед человеком

в его сложной и запутанной жизни, помогает ему определить его место во

Вселенной, роль в истории, положение среди людей. Это, несомненно, связано

с тем, что учение было создано в результате долгих размышлений над своей

непростой жизнью человеком, который нашел душевное равновесие и обрел

спокойную уверенность в правильности своих поступков. Он разработал

собственную систему правил, которые позволяли жить и трудиться в этом

противоречивом мире. Эта система, не слишком упорядоченно изложенная

учениками в «Лунь юй», в течение 25 веков поддерживает моральный дух

китайского народа, позволяет ему выжить несмотря на огромные трудности. И

они борются с ними, они покорно воспринимают их как наказание. Может быть и

нам следует пересмотреть подход к религии, которая всю ответственность

возлагает на Бога, и тоже дать человеку конкретные рекомендации, как

улучшать этот мир шаг за шагом, совершенствуя себя, помогая

совершенствоваться другим. Пусть это называется путь к богу (западный

«дао»), путь в рай на земле, но не путь в рай как в загробное царство.

Человек боится неизвестности после смерти – таков инстинкт, и не может ради

этого идти против себя, своих чувств, эмоций, низменных желаний. Но ради

собственного счастья, счастья своих детей – ведь это тоже естественно – он

готов на многое. Особенно русский человек, которому чужды западные нормы

морали и непонятна восточная мудрость. Объединить Запад и Восток в новой

системе, в новом учении, в религии, наконец, - вот достойное занятие для

ученого человека, вот перспектива разработки данной темы: чтобы кризис

внутри человека на рубеже веков не перешел во всемирный кризис, в хаос, в

апокалипсис XXI века. Или чтобы спаслась хотя бы часть человечества,

которая будет размножаться и даст новую расу людей, сильных, умных,

благородных… Знающих, что смысл жизни – сама жизнь.

Список литературы

1. Ушков А.М. Китайско-конфуцианский культурный ареал. «Запад и Восток.

Традиции и современность».М.,1993.

2. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и

бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. (Редкол.: И.Т. Фролов и др.;

сост. П.С. Гуревич. – М. Политиздат, 1991.

3. Древнекитайская философия. – М.: Мысль, 1972 – Т1,Т2.

4. А. Чанышев. Курс лекций по древней философии. М: Высшая школа, 1981.

5. Панфилова Т.В. Человек в мировоззрении Востока. – М.:Знание, 1991 –64 с.

– (Новое в жизни, науке. Серия « Культура и религия»; №5).

6. Цит. по: «Краснов А.Б. Учение Чжу си о природе человека//Конфуцианство в

Китае. Проблемы теории и практики. – М.: Наука, 1982.

7. Буддизм: словарь. (Абаева Л.Л., Андронов В.П., Бакаева Э.П., и др.; Под

общей ред. Жуковской Н.Л. и др. – М.: «Республика», 1992. – 287 с.

8. Цит. по: Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в

средневековом Китае – Новосибирск: Наука, 1989.

9. А.Е. Лукьянов. Человек и «очеловеченный» мир в древнекитайской

философии. Философия зарубежного Востока о социальной сущности человека:

Сб. научных трудов. М.: Издательство УДН, 1986.

-----------------------

Министерство Здравоохранения УР

Ижевская Государственная Медицинская Академия

Кафедра философии и гуманитарных наук

Курсовая работа

На тему

«Проблема человека

в Конфуцианстве. Человек и природа в Чань-буддизме»

Научный руководитель: заведующий кафедрой философии и

гуманитарных наук

доцент Трефилов В.А.

Исполнитель: студентка группы 206

лечебного факультета

Коротаева Ю.В.

Ижевск, 1999

Ижевск - 1999

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты