Проблемы деонтологии
Мордовский государственный университет имени
Н.П. Огарева
Кафедра философии
Реферат
На тему:
«Проблемы деонтологии»
Саранск 1999 г.
Содержание
Введение ………….………………………………….3
1. История развития понятия «деонтология»...……6
2. Деонтология в современном мире……….…..…11
3. Деонтологические аспекты научной
деятельности …..…………………………….…14
Заключение………………………………………….24
Использованная литература………………………..27
Введение
Решение важнейших задач - повышение качества и культуры медицинской
помощи населению страны, развитие ее специализированных видов и
осуществление широких профилактических мероприятий во многом определяется
соблюдением принципов медицинской деонтологии (от греч. «деон» – должное и
«логос» – учение) – учения о должном в медицине.
Медицинская деонтология постоянно развивается, возрастает и ее
значение. Врач как личность в социальном и психологическом плане не
ограничивается «узкой» лечебно-профилактической деятельностью, а участвует
в решении сложных проблем воспитания и повышения общего культурного уровня
населения.
Возрастает и значение медико-психологических аспектов деонтологии, т.к.
естественные и социальные последствия научно-технического прогресса
приводят к возрастанию психоэмоциональной напряженности во взаимоотношениях
между людьми, к различным конфликтным ситуациям и трудностям адаптации.
Назрела настоятельная необходимость изучения человека в целом – как объекта
биосоциальной природы.
В процессе дифференциации и интеграции медицины, формирования ее новых
областей, специальностей, профилизации отдельных направлений возникают и
другие, новые, не менее сложные, деонтологические проблемы. Среди них
такие, например, как взаимоотношения хирурга, анестезиолога и реаниматолога
в процессе лечения больного, проблема «врач-больной-машина», научное
творчество в связи с тезисом «наука сегодня – коллективный труд», наконец,
сложные морально-этические вопросы, связанные с актуальными острыми
научными проблемами.
Помимо общих, имеющих отношение к медицине в целом, аспектов
деонтологии, положений и правил, в каждой специальности существуют и более
узкие, в определенной степени специфические, деонтологические, аспекты. Это
понятно, ибо в каждом конкретном случае множество возникающих в процессе
работы врача ситуаций решается индивидуально.
В связи с появлением сложных медицинских систем требования к
медицинскому персоналу существенно возросли. Каждый член медперсонала
должен не только в совершенстве владеть медицинскими навыками, но и уметь
обращаться с современным медицинским оборудованием.
Но ни один самый опытный специалист не сможет адекватно оценивать
возникающие задачи и решать их, если ошибка заложена при разработке
математической модели какого-либо заболевания. В связи с этим огромная
ответственность ложится на плечи разработчиков данных моделей. Любая ошибка
при создании математической модели может привести к серьезнейшим
последствиям. От математика, занимающегося проблемами медицины, требуется
знание и математических, и медицинских аспектов проблемы, решением которой
он занимается. Особенно это важно при создании диагностико-лечебных
комплексов, которые позволяют устанавливать диагноз и выбирать методы
лечения.
1.История развития понятия «деонтология»
Медицинская деонтология прошла большой и сложный путь развития. Ее
история богата яркими, порой драматическими событиями и фактами. Истоки
деонтологии уходят в глубокую древность. Можно думать, что первый человек,
который оказал медицинскую помощь своему ближнему, сделал это из чувства
сострадания, стремления помочь в несчастье, облегчить его боль, иначе
говоря, из чувства гуманности. Вряд ли нужно доказывать, что именно
гуманность всегда была особенностью медицины и врача – ее главного
представителя. Врачей всегда глубоко интересовали вопросы о том, кто есть
врач, каким должно быть его поведение, отношение к больным, их
родственникам, взаимоотношения врачей между собой.
О поисках, размышлениях (да и спорах) врачей многих стран и народов
свидетельствуют, в частности, вавилонские, египетские, индийские,
китайские, русские и др. рукописные памятники старины. Они содержат важные
мысли и высказывания о многих качествах, необходимых истинному врачу. Но
только мыслитель и врач Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 г. до н.э.) в своей
знаменитой «Клятве» впервые сформулировал морально-этические и нравственные
нормы профессии врача.
Величие Гиппократа заключается прежде всего в его гуманизме, в том, что
он считал человека венцом природы. Эти взгляды пронизывают весь текст
«Клятвы Гиппократа».
По выражению У. Пенфилда, в ней «заключены вечные истины, которые не
может изменить время».
Конечно, исторические и социальные условия, классовые и государственные
интересы сменявшихся эпох, многократно трансформировали «Клятву». Но и
сегодня она читается как вполне современный, полный нравственной силы
документ. Знаменательно, что участники I Международного конгресса по
медицинской этике и деонтологии (Париж, 1969) сочли возможным дополнить ее
только одной фразой: «Клянусь обучаться всю жизнь».
Термин «деонтология» введен в обиход сравнительно недавно – в начале
прошлого столетия английским философом И. Бентамом как обозначение науки о
профессиональном поведении человека. Бентам проповедовал идеологию
буржуазного либерализма. Общее благо, по Бентаму, недостижимо в условиях
непреодолимого для общества антагонизма, и поэтому каждый человек должен
заботиться только о себе самом. Иначе говоря, деонтологию как учение о
личном должном в поведении индивида Бентам противопоставляет этике, науке о
морали как общественном должном в поведении и отношениях людей. Отсюда и
следует, что гуманизм, человечность – понятия, не имеющие места в
человеческом обществе.
Близкие к этому идеи проповедывал английский экономист Мальтус. По его
теории, население Земли увеличивается в геометрической прогрессии, а
средства обеспечения существования людей могут увеличиваться лишь в
арифметической. Следовательно, невозможно удовлетворить потребности всех
людей, а отсюда и нищета, и голод заключаются не в социальных причинах, а в
биологических – некоем законе безграничного размножения живых существ.
Природа же сама регулирует количество населения и в ее «естественный
порядок» нельзя вмешиваться. Он считал противоестественной врачебную
деятельность, т.к. спасение «лишних людей» препятствует природному
регулированию численности населения.
В настоящее время в медицине в понятие «деонтология» вкладывают
принципиально иной смысл. Прежде всего деонтология понимается как учение о
долге, наука о моральном, эстетическом, и интеллектуальном облике человека,
посвятившего себя благородному делу – заботе о здоровье человека, о том,
каковы должны быть взаимоотношения между медиками, больными и их
родственниками, а также между коллегами в медицинском коллективе и целыми
учреждениями, участвующими в борьбе за жизнь и здоровье людей.
Имеется определенная внутренняя связь деонтологии с этикой, и это
понятно, ибо долг, справедливость, совесть и честь, представление о добре и
зле, наконец, счастье и смысле жизни есть категории этические. П.А. Гольбах
определял этику как науку об отношениях между людьми и обязанностях,
вытекающих из этих отношений. Следовательно, этика представляет собой одно
из направлений воспитания, тесно связанного с деонтологией, ее целями и
практической их реализацией.
Определенные деонтологические нормы и правила, конечно, присущи и
другим профессиям. Но трудно найти такой вид деятельности человека, как
медицина, где врач в буквальном смысле слова «держит в руках» жизнь и
смерть человека и связан с его личностью духовными, нравственными
представлениями, отношениями в семье и обществе.
Известный хирург-онколог Н.Н. Петров писал: «Основная задача всякой
медицинской деонтологии лежит в том, чтобы постоянно напоминать медицинским
работникам, что медицина должна служить пользе больных людей, а не больные
люди – пользе медицины. На первый взгляд, такие напоминания просто излишни
– до такой степени дело ясно само собой. Однако опыт показывает, что
подобные напоминания важны не только в медицине, но и во всех отраслях
человеческой деятельности, ибо любые специалисты слишком легко и часто
переоценивают роль своей специальности, забывая тех, кому она должна
служить».
2. Деонтология в современном мире
Несмотря на существенные успехи в разработке проблем деонтологии, на
конференциях, многочисленных международных симпозиумах и встречах ученых, в
статьях и публикациях, затрагивающих в той или иной степени вопросы
медицинской этики и деонтологии, отмечается недостаточность теоретической
разработки отдельных аспектов деонтологии, сдерживающих (наряду с другими
факторами) ее широкое использование в практике отечественного
здравоохранения. Все это определяет, как указывают многие авторы,
необходимость дальнейшего расширения фронта исследований, публикацию работ,
способствующих более эффективному внедрению деонтологических принципов в
практику.
Человек - высшая ценность из всех ценностей мира – таков принцип
гуманизма, важнейший принцип медицинской деонтологии.
Особенно сложными в правовом и деонтологическом отношениях являются
вопросы, связанные с новыми активными и рискованными методами диагностики и
лечения, не вошедшие в широкую практику, операциями пересадки органов от
одного человека другому, а также от трупа и т.д.
Жизнь не стоит на месте. Она предъявляет к медицине, врачам все новые
требования. Во всем мире сегодня широко обсуждается вопрос о том, что
бурное развитие медицинской науки и техники не только порождает новые
успехи и надежды, но и заставляет перестраивать систему всей медицинской
помощи населению, вынуждает к серьезному пересмотру некоторых норм не
только врачебной тактики, но и этико-деонтологических основ.
Страницы: 1, 2