Проблемы деонтологии

Проблемы деонтологии

Мордовский государственный университет имени

Н.П. Огарева

Кафедра философии

Реферат

На тему:

«Проблемы деонтологии»

Саранск 1999 г.

Содержание

Введение ………….………………………………….3

1. История развития понятия «деонтология»...……6

2. Деонтология в современном мире……….…..…11

3. Деонтологические аспекты научной

деятельности …..…………………………….…14

Заключение………………………………………….24

Использованная литература………………………..27

Введение

Решение важнейших задач - повышение качества и культуры медицинской

помощи населению страны, развитие ее специализированных видов и

осуществление широких профилактических мероприятий во многом определяется

соблюдением принципов медицинской деонтологии (от греч. «деон» – должное и

«логос» – учение) – учения о должном в медицине.

Медицинская деонтология постоянно развивается, возрастает и ее

значение. Врач как личность в социальном и психологическом плане не

ограничивается «узкой» лечебно-профилактической деятельностью, а участвует

в решении сложных проблем воспитания и повышения общего культурного уровня

населения.

Возрастает и значение медико-психологических аспектов деонтологии, т.к.

естественные и социальные последствия научно-технического прогресса

приводят к возрастанию психоэмоциональной напряженности во взаимоотношениях

между людьми, к различным конфликтным ситуациям и трудностям адаптации.

Назрела настоятельная необходимость изучения человека в целом – как объекта

биосоциальной природы.

В процессе дифференциации и интеграции медицины, формирования ее новых

областей, специальностей, профилизации отдельных направлений возникают и

другие, новые, не менее сложные, деонтологические проблемы. Среди них

такие, например, как взаимоотношения хирурга, анестезиолога и реаниматолога

в процессе лечения больного, проблема «врач-больной-машина», научное

творчество в связи с тезисом «наука сегодня – коллективный труд», наконец,

сложные морально-этические вопросы, связанные с актуальными острыми

научными проблемами.

Помимо общих, имеющих отношение к медицине в целом, аспектов

деонтологии, положений и правил, в каждой специальности существуют и более

узкие, в определенной степени специфические, деонтологические, аспекты. Это

понятно, ибо в каждом конкретном случае множество возникающих в процессе

работы врача ситуаций решается индивидуально.

В связи с появлением сложных медицинских систем требования к

медицинскому персоналу существенно возросли. Каждый член медперсонала

должен не только в совершенстве владеть медицинскими навыками, но и уметь

обращаться с современным медицинским оборудованием.

Но ни один самый опытный специалист не сможет адекватно оценивать

возникающие задачи и решать их, если ошибка заложена при разработке

математической модели какого-либо заболевания. В связи с этим огромная

ответственность ложится на плечи разработчиков данных моделей. Любая ошибка

при создании математической модели может привести к серьезнейшим

последствиям. От математика, занимающегося проблемами медицины, требуется

знание и математических, и медицинских аспектов проблемы, решением которой

он занимается. Особенно это важно при создании диагностико-лечебных

комплексов, которые позволяют устанавливать диагноз и выбирать методы

лечения.

1.История развития понятия «деонтология»

Медицинская деонтология прошла большой и сложный путь развития. Ее

история богата яркими, порой драматическими событиями и фактами. Истоки

деонтологии уходят в глубокую древность. Можно думать, что первый человек,

который оказал медицинскую помощь своему ближнему, сделал это из чувства

сострадания, стремления помочь в несчастье, облегчить его боль, иначе

говоря, из чувства гуманности. Вряд ли нужно доказывать, что именно

гуманность всегда была особенностью медицины и врача – ее главного

представителя. Врачей всегда глубоко интересовали вопросы о том, кто есть

врач, каким должно быть его поведение, отношение к больным, их

родственникам, взаимоотношения врачей между собой.

О поисках, размышлениях (да и спорах) врачей многих стран и народов

свидетельствуют, в частности, вавилонские, египетские, индийские,

китайские, русские и др. рукописные памятники старины. Они содержат важные

мысли и высказывания о многих качествах, необходимых истинному врачу. Но

только мыслитель и врач Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 г. до н.э.) в своей

знаменитой «Клятве» впервые сформулировал морально-этические и нравственные

нормы профессии врача.

Величие Гиппократа заключается прежде всего в его гуманизме, в том, что

он считал человека венцом природы. Эти взгляды пронизывают весь текст

«Клятвы Гиппократа».

По выражению У. Пенфилда, в ней «заключены вечные истины, которые не

может изменить время».

Конечно, исторические и социальные условия, классовые и государственные

интересы сменявшихся эпох, многократно трансформировали «Клятву». Но и

сегодня она читается как вполне современный, полный нравственной силы

документ. Знаменательно, что участники I Международного конгресса по

медицинской этике и деонтологии (Париж, 1969) сочли возможным дополнить ее

только одной фразой: «Клянусь обучаться всю жизнь».

Термин «деонтология» введен в обиход сравнительно недавно – в начале

прошлого столетия английским философом И. Бентамом как обозначение науки о

профессиональном поведении человека. Бентам проповедовал идеологию

буржуазного либерализма. Общее благо, по Бентаму, недостижимо в условиях

непреодолимого для общества антагонизма, и поэтому каждый человек должен

заботиться только о себе самом. Иначе говоря, деонтологию как учение о

личном должном в поведении индивида Бентам противопоставляет этике, науке о

морали как общественном должном в поведении и отношениях людей. Отсюда и

следует, что гуманизм, человечность – понятия, не имеющие места в

человеческом обществе.

Близкие к этому идеи проповедывал английский экономист Мальтус. По его

теории, население Земли увеличивается в геометрической прогрессии, а

средства обеспечения существования людей могут увеличиваться лишь в

арифметической. Следовательно, невозможно удовлетворить потребности всех

людей, а отсюда и нищета, и голод заключаются не в социальных причинах, а в

биологических – некоем законе безграничного размножения живых существ.

Природа же сама регулирует количество населения и в ее «естественный

порядок» нельзя вмешиваться. Он считал противоестественной врачебную

деятельность, т.к. спасение «лишних людей» препятствует природному

регулированию численности населения.

В настоящее время в медицине в понятие «деонтология» вкладывают

принципиально иной смысл. Прежде всего деонтология понимается как учение о

долге, наука о моральном, эстетическом, и интеллектуальном облике человека,

посвятившего себя благородному делу – заботе о здоровье человека, о том,

каковы должны быть взаимоотношения между медиками, больными и их

родственниками, а также между коллегами в медицинском коллективе и целыми

учреждениями, участвующими в борьбе за жизнь и здоровье людей.

Имеется определенная внутренняя связь деонтологии с этикой, и это

понятно, ибо долг, справедливость, совесть и честь, представление о добре и

зле, наконец, счастье и смысле жизни есть категории этические. П.А. Гольбах

определял этику как науку об отношениях между людьми и обязанностях,

вытекающих из этих отношений. Следовательно, этика представляет собой одно

из направлений воспитания, тесно связанного с деонтологией, ее целями и

практической их реализацией.

Определенные деонтологические нормы и правила, конечно, присущи и

другим профессиям. Но трудно найти такой вид деятельности человека, как

медицина, где врач в буквальном смысле слова «держит в руках» жизнь и

смерть человека и связан с его личностью духовными, нравственными

представлениями, отношениями в семье и обществе.

Известный хирург-онколог Н.Н. Петров писал: «Основная задача всякой

медицинской деонтологии лежит в том, чтобы постоянно напоминать медицинским

работникам, что медицина должна служить пользе больных людей, а не больные

люди – пользе медицины. На первый взгляд, такие напоминания просто излишни

– до такой степени дело ясно само собой. Однако опыт показывает, что

подобные напоминания важны не только в медицине, но и во всех отраслях

человеческой деятельности, ибо любые специалисты слишком легко и часто

переоценивают роль своей специальности, забывая тех, кому она должна

служить».

2. Деонтология в современном мире

Несмотря на существенные успехи в разработке проблем деонтологии, на

конференциях, многочисленных международных симпозиумах и встречах ученых, в

статьях и публикациях, затрагивающих в той или иной степени вопросы

медицинской этики и деонтологии, отмечается недостаточность теоретической

разработки отдельных аспектов деонтологии, сдерживающих (наряду с другими

факторами) ее широкое использование в практике отечественного

здравоохранения. Все это определяет, как указывают многие авторы,

необходимость дальнейшего расширения фронта исследований, публикацию работ,

способствующих более эффективному внедрению деонтологических принципов в

практику.

Человек - высшая ценность из всех ценностей мира – таков принцип

гуманизма, важнейший принцип медицинской деонтологии.

Особенно сложными в правовом и деонтологическом отношениях являются

вопросы, связанные с новыми активными и рискованными методами диагностики и

лечения, не вошедшие в широкую практику, операциями пересадки органов от

одного человека другому, а также от трупа и т.д.

Жизнь не стоит на месте. Она предъявляет к медицине, врачам все новые

требования. Во всем мире сегодня широко обсуждается вопрос о том, что

бурное развитие медицинской науки и техники не только порождает новые

успехи и надежды, но и заставляет перестраивать систему всей медицинской

помощи населению, вынуждает к серьезному пересмотру некоторых норм не

только врачебной тактики, но и этико-деонтологических основ.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты