4. Анализ ценовой политики предприятия
Факторы, определяющие ценовую политику предприятия. Сравнительный анализ
уровня цен.
Одним из наиболее существенных направлений маркетингового анализа
является ценовая политика предприятия на товарных рынках. Цены обеспечивают
предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос
на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется
эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры
предприятия.
Ценовая политика состоит в том, что предприятие устанавливает цены на таком
уровне и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы
обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей (овладение
определенной долей рынка, завоевание лидерства на рынке, получение
запланиро ванной суммы прибыли, максимизация прибыли, выживание фирмы и
т.д.).
В изучении ценовой политики и анализе обоснованности цен на продукцию
предприятия важными вопросами являются следующие:
установление, насколько цены отражают уровень издержек;
какова вероятная реакция покупателей на изменение цен (эластичность
спроса);
используется ли политика стимулирующих цен;
привлекательны ли цены предприятия в сравнении с ценами конкурентов;
чем отличается политика ценообразования на данном предприятии от ценовой
политики конкурентов;
как действует предприятие при изменении цен конкурирующими фирмами;
какова государственная политика в области ценообразование на аналогичные
товары?
Сравнительный анализ уровня цен (табл. 6) показывает, что анализируемое
предприятие проводит более гибкую ценовую политику на внутреннем рынке. Оно
быстрее отреагировало на уменьшение спроса на первые два вида продукции,
снизив уровень цены по сравнению с ценой конкурирующего предприятия,
одновременно подняв цены на продукцию, которая пользуется повышенным
спросом.
Таблица 6 Сравнительный анализ уровня цен на продукцию
|Вид |Уровень цены за 1 туб, млн руб. |
|прод| |
|укци| |
|и | |
| |На внутреннем рынке |в стране импортера |
| |Анализиру|в среднем по |конкурирующего|Анализируемого |Средняя на |
| |емого |отрасли |предприятия |предприятия |рынке |
| |предприят| | | | |
| |ия | | | | |
|А |5 |5,0 |5,5 |7,7 |10,0 |
|B |6.1 |6.0 |6.4 |-- |-- |
|C |7.0 |6.7 |6.8 |8.4 |12.0 |
|D |7,2 |7,0 |7,0 |8,3 |12,0 |
Ценовая политика предприятия должна корректироваться с
условиями стадии жизненого цикла товаров.На стадии проникновения товара на
рынок обычно применяют политику "снятия сливок". На стадии роста политика
ценообразования должна ориентироваться на долгосрочную перспективу. На
стадии зрелости ценовая политика, как правило, нацелена на получение
краткосрочной прибыли, а на стадии спада следует применять скидки, пока не
появится новый товар.
5. Анализ конкурентоспособности продукции
Понятие конкурентоспособности товара. Единичные, групповые, интегральные
показатели конкурентоспособности. Методика их анализа.
Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая
показывает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия
конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее
удовлетворение.
Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании
потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял
потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:
техническим (свойства товара, область его применения и назначения);
эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);
эстетическим (внешний вид товара);
нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам);
экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер
средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).
Задачи анализа:
оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции;
изучение факторов, воздействующих на ее уровень;
разработка мер по обеспечению необходимого уровня конкурентоспособности
продукции.
Методика анализа конкурентоспособности продукции показана на рис. 1.
Разработка мер по повышению конкурентоспособности
Рис. 1. Блок-схема анализа конкурентоспособности продукции
Для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить параметры
анализируемого изделия и товара-конкурента с уровнем, заданным потребностью
покупателя, и сравнить полученные результаты. С этой целью рассчитывают
единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности
продукции.
Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого-либо
технического или экономического параметра к величине того же параметра
продукта-конкурента:
P
q = -------- х 100,
Р100
где q — единичный параметрический показатель; Р - уровень параметра
исследуемого изделия; Р100 - уровень параметра изделия, принятого за
образец, удовлетворяющего потребность на 100 %.
Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели (qj) по
однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с
помощью весовых коэффициентов (аj), определенных экспертным путем:
G = Еаj x qj
Интегральный показатель (J) представляет собой отношение группового
показателя по техническим параметрам (От) к групповому показателю по
экономическим параметрам (Gg):
J=Gm/Gэ.
Если J < 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если J > 1, то
оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам.
В данном примере (табл. 7) по техническим параметрам оцениваемый
холодильник уступает базовому образцу, но превосходит его по экономическим
параметрам, что делает его конкурентоспособным: J= 0,962 / 0,911 = 1,056.
Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности товаров для определения
фактического положения изделия на определенном рынке можно использовать
матричный метод. Сущность его состоит в построении матрицы, в которой по
вертикали отражаются темпы роста объема продаж всех или основных фирм-
продавцов на рынке, а по горизонтали указывается доля рынка, контролируемая
данной фирмой. Чем больше эта доля, тем выше фактическая
конкурентоспособность товаров фирмы на данном рынке, и наоборот. С этой же
целью рассчитывают и такой показатель, как отношение доли, занимаемой
фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение
больше единицы, то доля фирмы считается высокой, если меньше - низкой.
Таблица .7
Единичные и групповые показатели ' конкурентоспособности
холодильников
|Показатель |Оцениваемый|STINOL |Qi |Аi |G |
|Технические параметры | | | | | |
|Общий объем, дм3 |315 |325 |0,97 |0,15 |0,1455 |
|Полезный объем ХК, дм3|190 |202 |0,94 |0,25 |0,235 |
|Полезный объем МК, дм3|70 |70 |1,0 |0,20 |0,20 |
|Замораживающая | | | | | |
|способность, | | | | | |
|кг/сут |4,3 |4,5 |0,95 |0,22 |0,209 |
|Средний срок службы, |16 |15 |1,06 |0,10 |0,106 |
|лет | | | | | |
|Температура в | | | | | |
|морозильной | | | | | |
|камере, "С |-15 |-18 |0,83 |0,08 |0,0664 |
| | | | | |0,962 |
|Экономические | | | | | |
|параметры | | | | | |
|Цена, у. е. |350 |400 |0,875 |0,6 |0,525 |
|Расход электроэнергии | | | | | |
|в сутки, | | | | | |
|кВт-ч |1,40 |1,45 |0,965 |0,4 |0,386 |
| | | | | |0,911 |
Важное направление повышения конкурентоспособности продукции -
совершенствование процесса товародвижения, организации торговли, сервисного
обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными
инструментами стимулирования спроса.
При анализе организации торговли выясняют, имеются ли у предприятия
фирменные магазины, какие используются методы торговли (прямая, оптовая,
мелкий опт, розничная, дилеры и т.д.), какой удельный вес они занимают в
общем, объеме продаж и какие из них наиболее доходные, каков уровень
издержек обращения, как можно уменьшить расходы, не снижая эффективности?
.Сервисные услуги и реклама являются мощными факторами в конкурентной
борьбе за покупателя. Они требуют дополнительных затрат, но увеличивают
объем продаж и прибыль. Поэтому в процессе анализа необходимо установить,
какие ви ды сервисных услуг оказывает предприятие и как это
стимулирует спрос на продукцию, сколько средств затрачивается на рекламу и
какова ее эффективность: прослеживается ли связь между активностью рекламы
и уровнем сбыта, уровнем прибыли, хорошо ли заметен фирменный знак
предприятия среди конкурирующих, насколько упаковка товара способствует
увеличению объема продаж?
Для изучения влияния данных факторов на объем продаж, сумму прибыли можно
использовать приемы сопоставления параллельных рядов чисел, аналитических
группировок, корреляционного анализа.
-----------------------
Изучение рынка
Сбор даных о конкурентов
Изучение запросов пакупателей
Формулировка требований к изделию и определения перечня показателей
оценки конкурентности товара
Определение уровня еденичных и груповых параметров конкурентно
способности.
Нормативные параметры
Технические параметры
Экономическае параметры
Расчет интегрального показателя конкуретно спасобности
Разработка мер по повышению конкурентно спасобности
Ed=