всех континентов Земли, всех государств. Экологический кризис – это резкое
ухудшение состояния естественной среды обитания человека (биосферы) в
результате нарастающего отравления и загрязнения земли, воды, атмосферы.
Одно из проявлений системного кризиса современной цивилизации.
Составные элементы экологического кризиса: разрушение естественного
баланса газового состава атмосферы.
Наблюдается устойчивая тенденция повышения удельного веса углекислого
газа ([pic]) в атмосфере планеты. С 1860 года, т.е. за 130 лет, доля [pic]
в атмосфере выросла на 30%, причем особенно быстрыми темпами она растет в
последние десятилетия. Последствия нарушения газовой оболочки Земли могут
быть катастрофическими в связи с так называемым «парниковым эффектом» и
обусловленным им потеплением климата на Земле. Считается, что примерно
через 50 лет средняя температура на планете может повыситься на 1,5 – 4,5
[pic], что приведет к таянию ледников, айсбергов, горных шапок, к нарушению
геологических структур вечной мерзлоты. Уровень мирового океана (70% земной
поверхности) может подняться на 1,5 метра, произойдет затопление огромных
территорий, в т.ч. крупных многомиллионных городов. Будет нанесен
колоссальный ущерб промышленности, с/х, рыбному и лесному хозяйству,
природным экосистемам в целом.
Разрушение озонового слоя атмосферы озона ([pic]) предохраняет все
живое на планете от губительного ультрафиолетового излучения солнца.
Разрушение этого слоя равносильно гибели человечества, животного и
растительного мира. Согласно данным Института изучения политики в области
окружающей среды (США) сокращение плотности слоя озона на 20% и более можно
сравнить только с прогнозируемыми последствиями всеобщей ядерной войны.
Исследования показывают, что за 1977-1987 гг. по всему миру слой
озона стал тоньше примерно на 3%. Есть предположение, что к 2000 году может
быть уничтожено 16% озонового покрова Земли.
Мировое сообщество, озабоченное данной проблемой, приступило к
разработке мер по её совместному разрешению. В 1985 году подписана Венская
конвенция об охране озонового слоя, 1987 году – Монреальский протокол по
веществам, разрушающий озоновый слой.
Состояние живой и неживой природы. Оно весьма негармонично и внушает
серьёзные опасения ввиду неблагоприятных тенденций дальнейшей эволюции.
Председатель президиума Сибирского отделения РАН, ныне покойный академик
В.А. Коптюг (один из авторов концепции устойчивого развития) отмечает, что
ежегодно выводится из строя и превращается в бесплодную пустыню 6 млн. га
плодородных земель.
Сейчас приобрела взрывоопасный характер демографическая ситуация на
Земле. На переломе XIX – XX веков население удваивалось за 75 лет и
возросло с 1 до 2 млрд. Третий млрд. прибавился к началу 60-х годов – за
половину этого срока. К 1975 году – уже через 13 лет население планеты
возросло до 4 млрд. Ныне, увеличиваясь каждое десятилетие почти на млрд.,
население превысило цифру 5,5 млрд. и грозит через три-четыре десятилетия
дойти до 8-10-12 (подсчеты разнятся млрд. человек)
При этом крайне неблагоприятным фактором является то, что рост
населения наблюдается прежде всего в развивающихся странах, где проживает
до 80% жителей планеты, а многие государства вообще не обладают средствами
для поддержания прожиточного уровня своих граждан. Для характеристики того
разрыва бедности и богатства, которое существует между разными регионами
Земли, экологи приводят следующие данные: каждый ребенок, родившийся в
стране развитой части мира, потребляет в 20-30 раз больше ресурсов планеты,
чем ребенок в стране «третьего мира».
Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем современности.
Решение глобальных проблем современности – это общее дело всего
человечества. Человечество должно выработать эффективные формы
сотрудничества, которые позволил бы всем странам действовать сообща,
несмотря на различия социально – политических, религиозных, этнических и
иных мировоззренческих ориентаций. А для этого оно должно опираться на
определенные базисные ценностные ориентации. Многие современные философы
считают, что такими базисными ориентациями могут быть ценности гуманизма.
Гуманизм как определенная система ценностных ориентаций и установок,
доведения до логического конца, получает значение общего идеала. При таком
подходе человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в
процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной
реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической
и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой
личности. Другими словами, высшая цель человечества заключается, очевидно,
в достижении полного осуществления принципов гуманизма как торжества
человеческого начала. Гуманизм в этом смысле не следует понимать
односторонне, только как полную реализацию человеческого начала в духовной
сфере, морально-нравственных отношениях. Гуманистическое начало неразрывно
связано со всеми сферами жизни людей, в том числе и с общественным
производством, и с системой производственных отношений, поскольку без
удовлетворения материальных потребностей общества и человека, ни о каком
духовно-нравственном развитии личности не может быть и речи.
Наряду с этими подходами, в современной философской литературе чаще
всего подчеркивается, что реализация принципов гуманизма означает
проявление общечеловеческого начала. Гуманизм, в соответствии с таким
подходом, определяется как система идей и ценностей, утверждающих
универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в
частности. Общечеловеческое в таком подходе рассматривается как нечто
значимое не для какого-то ограниченного круга людей, а как-то, что имеет
значение для всего человечества. Это могут быть те или иные конкретные
ценности и материальные объекты, от достаточного количества, которое
зависит существование человечества. Или, наоборот, избыток таких объектов,
отсутствие должностного контроля над ними составляют угрозу человечеству.
Таким образом, глобальные проблемы современности – осознание трагических
перспектив человечества перед лицом ядерной угрозы, угрозы голодной смерти
и экологической катастрофы - вынуждают человечество преодолевать узкий
горизонт локальных, партикулярных, относительных ценностей и обратиться к
поиску ценностей общечеловеческих. К этому человечество побуждает не только
стремление к выживанию, инстинкт самосохранения, но и глубокая потребность
человека в органической связи с другими людьми, которое стало ныне более
осознанной и более настоятельной, что выражается в таком, еще очень мало
исследованном явлении как рост планетарного сознания. На неизменно более
высоком уровне, при сохранении богатства индивидуального самовыражения,
человечество как бы обращается к времени, когда в индивиде видели не только
представителя рода, племени, общины, а представителя всего рода
человеческого. Данный круг общечеловеческих ценностей является следствием
исторической необходимости, он носит приземлённый характер и способствует
лишь внешнему объединению людей в борьбе за выживание. Однако наряду с
данным значением термин «общечеловеческие ценности» имеет более широкий
характер.
Заключение
Каждая из стран боролась со своими трудностями, не осознавая того
факта, что мир вступил в полосу гигантского всеобщего кризиса, выйти из
которого вообще нельзя, не поняв глобальный характер опасности, не
мобилизовав людей Земли на преодоление её «затруднений». Только
качественный сдвиг во всем человеческом мышлении и поведении могло бы
разорвать этот порочный круг проблем.
Так остается ли у человека хоть проблеск надежды на то, что оно когда-
нибудь распрощается с Глобальными проблемами?
Представитель «Римского клуба» А. Печчеи ещё в 70-х годах уповал на
некую «человеческую революцию», которая должна была приобщить всех людей
Земли к глобальному видению проблем, мобилизовать их силы на борьбу за свое
«выживание». Но можно ли рассчитывать на подобную просветительскую утопию в
мире, где насчитывается свыше 1 млрд. неграмотных и голодающих, где
политики, озабочены сохранением собственной власти, не слушают ученых, а
«массы» заняты своими заботами?
Таким образом, глобальные проблемы современности являются
комплексными и всеобъемлющими. Они тесно переплетены между собой, с
региональными и национально-государственными проблемами. В их основе –
противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования
современной цивилизации. Обострение этих противоречий в одном звене ведет к
деструктивным процессам в целом, порождает новые проблемы. Разрешение
глобальных проблем осложняется также и тем, что пока еще низок уровень
управления глобальными процессами со стороны международных организаций, их
осознания и финансирования со стороны суверенных государств. Стратегия
выживания человека на основе решения глобальных проблем современности
должна вывести народы на новые рубежи цивилизованного развития.
Литература
1. Вестник Московского Университета. –1996. - №2. – серия 6.
2. Основы политологии: Учебник для вузов. – М.: ИТРК РСПП,1997. –480 с.
3. Радугин А.А. Философия курс лекций. – М,: Изд-во «Центр», 1996.
4. Свободная мысль. –1996. -№8.
5. Энциклопедический словарь.
-----------------------
[1] Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985 с. 42.
Страницы: 1, 2