Происхождение и сущность глобальных проблем

всех континентов Земли, всех государств. Экологический кризис – это резкое

ухудшение состояния естественной среды обитания человека (биосферы) в

результате нарастающего отравления и загрязнения земли, воды, атмосферы.

Одно из проявлений системного кризиса современной цивилизации.

Составные элементы экологического кризиса: разрушение естественного

баланса газового состава атмосферы.

Наблюдается устойчивая тенденция повышения удельного веса углекислого

газа ([pic]) в атмосфере планеты. С 1860 года, т.е. за 130 лет, доля [pic]

в атмосфере выросла на 30%, причем особенно быстрыми темпами она растет в

последние десятилетия. Последствия нарушения газовой оболочки Земли могут

быть катастрофическими в связи с так называемым «парниковым эффектом» и

обусловленным им потеплением климата на Земле. Считается, что примерно

через 50 лет средняя температура на планете может повыситься на 1,5 – 4,5

[pic], что приведет к таянию ледников, айсбергов, горных шапок, к нарушению

геологических структур вечной мерзлоты. Уровень мирового океана (70% земной

поверхности) может подняться на 1,5 метра, произойдет затопление огромных

территорий, в т.ч. крупных многомиллионных городов. Будет нанесен

колоссальный ущерб промышленности, с/х, рыбному и лесному хозяйству,

природным экосистемам в целом.

Разрушение озонового слоя атмосферы озона ([pic]) предохраняет все

живое на планете от губительного ультрафиолетового излучения солнца.

Разрушение этого слоя равносильно гибели человечества, животного и

растительного мира. Согласно данным Института изучения политики в области

окружающей среды (США) сокращение плотности слоя озона на 20% и более можно

сравнить только с прогнозируемыми последствиями всеобщей ядерной войны.

Исследования показывают, что за 1977-1987 гг. по всему миру слой

озона стал тоньше примерно на 3%. Есть предположение, что к 2000 году может

быть уничтожено 16% озонового покрова Земли.

Мировое сообщество, озабоченное данной проблемой, приступило к

разработке мер по её совместному разрешению. В 1985 году подписана Венская

конвенция об охране озонового слоя, 1987 году – Монреальский протокол по

веществам, разрушающий озоновый слой.

Состояние живой и неживой природы. Оно весьма негармонично и внушает

серьёзные опасения ввиду неблагоприятных тенденций дальнейшей эволюции.

Председатель президиума Сибирского отделения РАН, ныне покойный академик

В.А. Коптюг (один из авторов концепции устойчивого развития) отмечает, что

ежегодно выводится из строя и превращается в бесплодную пустыню 6 млн. га

плодородных земель.

Сейчас приобрела взрывоопасный характер демографическая ситуация на

Земле. На переломе XIX – XX веков население удваивалось за 75 лет и

возросло с 1 до 2 млрд. Третий млрд. прибавился к началу 60-х годов – за

половину этого срока. К 1975 году – уже через 13 лет население планеты

возросло до 4 млрд. Ныне, увеличиваясь каждое десятилетие почти на млрд.,

население превысило цифру 5,5 млрд. и грозит через три-четыре десятилетия

дойти до 8-10-12 (подсчеты разнятся млрд. человек)

При этом крайне неблагоприятным фактором является то, что рост

населения наблюдается прежде всего в развивающихся странах, где проживает

до 80% жителей планеты, а многие государства вообще не обладают средствами

для поддержания прожиточного уровня своих граждан. Для характеристики того

разрыва бедности и богатства, которое существует между разными регионами

Земли, экологи приводят следующие данные: каждый ребенок, родившийся в

стране развитой части мира, потребляет в 20-30 раз больше ресурсов планеты,

чем ребенок в стране «третьего мира».

Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем современности.

Решение глобальных проблем современности – это общее дело всего

человечества. Человечество должно выработать эффективные формы

сотрудничества, которые позволил бы всем странам действовать сообща,

несмотря на различия социально – политических, религиозных, этнических и

иных мировоззренческих ориентаций. А для этого оно должно опираться на

определенные базисные ценностные ориентации. Многие современные философы

считают, что такими базисными ориентациями могут быть ценности гуманизма.

Гуманизм как определенная система ценностных ориентаций и установок,

доведения до логического конца, получает значение общего идеала. При таком

подходе человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в

процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной

реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической

и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой

личности. Другими словами, высшая цель человечества заключается, очевидно,

в достижении полного осуществления принципов гуманизма как торжества

человеческого начала. Гуманизм в этом смысле не следует понимать

односторонне, только как полную реализацию человеческого начала в духовной

сфере, морально-нравственных отношениях. Гуманистическое начало неразрывно

связано со всеми сферами жизни людей, в том числе и с общественным

производством, и с системой производственных отношений, поскольку без

удовлетворения материальных потребностей общества и человека, ни о каком

духовно-нравственном развитии личности не может быть и речи.

Наряду с этими подходами, в современной философской литературе чаще

всего подчеркивается, что реализация принципов гуманизма означает

проявление общечеловеческого начала. Гуманизм, в соответствии с таким

подходом, определяется как система идей и ценностей, утверждающих

универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в

частности. Общечеловеческое в таком подходе рассматривается как нечто

значимое не для какого-то ограниченного круга людей, а как-то, что имеет

значение для всего человечества. Это могут быть те или иные конкретные

ценности и материальные объекты, от достаточного количества, которое

зависит существование человечества. Или, наоборот, избыток таких объектов,

отсутствие должностного контроля над ними составляют угрозу человечеству.

Таким образом, глобальные проблемы современности – осознание трагических

перспектив человечества перед лицом ядерной угрозы, угрозы голодной смерти

и экологической катастрофы - вынуждают человечество преодолевать узкий

горизонт локальных, партикулярных, относительных ценностей и обратиться к

поиску ценностей общечеловеческих. К этому человечество побуждает не только

стремление к выживанию, инстинкт самосохранения, но и глубокая потребность

человека в органической связи с другими людьми, которое стало ныне более

осознанной и более настоятельной, что выражается в таком, еще очень мало

исследованном явлении как рост планетарного сознания. На неизменно более

высоком уровне, при сохранении богатства индивидуального самовыражения,

человечество как бы обращается к времени, когда в индивиде видели не только

представителя рода, племени, общины, а представителя всего рода

человеческого. Данный круг общечеловеческих ценностей является следствием

исторической необходимости, он носит приземлённый характер и способствует

лишь внешнему объединению людей в борьбе за выживание. Однако наряду с

данным значением термин «общечеловеческие ценности» имеет более широкий

характер.

Заключение

Каждая из стран боролась со своими трудностями, не осознавая того

факта, что мир вступил в полосу гигантского всеобщего кризиса, выйти из

которого вообще нельзя, не поняв глобальный характер опасности, не

мобилизовав людей Земли на преодоление её «затруднений». Только

качественный сдвиг во всем человеческом мышлении и поведении могло бы

разорвать этот порочный круг проблем.

Так остается ли у человека хоть проблеск надежды на то, что оно когда-

нибудь распрощается с Глобальными проблемами?

Представитель «Римского клуба» А. Печчеи ещё в 70-х годах уповал на

некую «человеческую революцию», которая должна была приобщить всех людей

Земли к глобальному видению проблем, мобилизовать их силы на борьбу за свое

«выживание». Но можно ли рассчитывать на подобную просветительскую утопию в

мире, где насчитывается свыше 1 млрд. неграмотных и голодающих, где

политики, озабочены сохранением собственной власти, не слушают ученых, а

«массы» заняты своими заботами?

Таким образом, глобальные проблемы современности являются

комплексными и всеобъемлющими. Они тесно переплетены между собой, с

региональными и национально-государственными проблемами. В их основе –

противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования

современной цивилизации. Обострение этих противоречий в одном звене ведет к

деструктивным процессам в целом, порождает новые проблемы. Разрешение

глобальных проблем осложняется также и тем, что пока еще низок уровень

управления глобальными процессами со стороны международных организаций, их

осознания и финансирования со стороны суверенных государств. Стратегия

выживания человека на основе решения глобальных проблем современности

должна вывести народы на новые рубежи цивилизованного развития.

Литература

1. Вестник Московского Университета. –1996. - №2. – серия 6.

2. Основы политологии: Учебник для вузов. – М.: ИТРК РСПП,1997. –480 с.

3. Радугин А.А. Философия курс лекций. – М,: Изд-во «Центр», 1996.

4. Свободная мысль. –1996. -№8.

5. Энциклопедический словарь.

-----------------------

[1] Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985 с. 42.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты