Рационалистическая направленность филосовской деятельности Рене Декарта

Рационалистическая направленность филосовской деятельности Рене Декарта

ВВЕДЕHИЕ 3.

Свои основные произведения Декарт написал в 20 - 40-х годах ХVII в., но

уяснить их содержание невозможно без учета огромных изменений в

европейской, прежде всего западноевропейской, истории в период Возрождения,

начавшегося в Италии уже в ХIV в., а к концу ХV - началу ХVI в. ставшего,

можно сказать, общеевропейским явлением. С течением времени, по мере

успехов производственной деятельности и развития естественнонаучной мысли

(особенно к концу ХVI - началу ХVII в.), идеал царства человека на земле

приобретал и научно-техническую конкретизацию. Весьма убежденным и

красноречивым пропагандистом действенной науки стал Фрэнсис Бэкон (1561 -

1626), родоначальник английского материализма и всей современной

экспериментирующей науки. Горячим сторонником научно-технического

прогресса, одной из важнейших сторон рождавшейся буржуазной культуры, не

раз объявлял себя и Декарт. Социальная ситуация, сложившаяся в первой

половине ХVII в. во Франции, отличалась от той, которая была характерна для

Англии, где приближалась буржуазная революция. Хотя Франции было тогда

далеко до буржуазной революции, все же и здесь в ту эпоху возникли условия,

во многом определившие вызревание философской доктрины Декарта. Среди таких

условий первостепенную роль играло формирование сильнейшего абсолютистского

государства во времена Генриха IV, Ришелье, Мазарини. В борьбе против

старой феодальной знати, сопротивлявшейся государственной централизации,

все эти исторические деятели опирались не только на среднее и мелкое

дворянство, но и на растущую буржуазию, тоже заинтересованную в укреплении

национального государства, стимулировавшего промышленно-мануфактурную и

торговую деятельность, вступавшего в военное противостояние с другими

европейскими государствами, расширявшего колониальную экспансию в заморских

странах. Производственные успехи в этот ранний, мануфактурный период

развития капитализма в странах Западной Европы при всей их скромности в

сравнении с эпохой промышленного переворота все же содействовали развитию

научных исследований и применению естественнонаучных знаний в мореплавании,

военном деле, в некоторых сферах производственной деятельности. Как ни в

одну из предшествующих эпох истории культуры, наука становилась

производительной силой. Кружки ученых-гуманистов, возникшие в Италии уже в

ХV в., в последующие два столетия и там, и в особенности в Англии и во

Франции превращались в кружки математиков и естествоиспытателей.

Возможность практического применения научных открытий обращала к науке

взоры правителей. В Англии и во Франции возникали официально признанные

сообщества ученых - прообразы нынешних академий наук.

4

1. Ученье Рене Декарта. Его первые работы.

Декарт (Descartes) Рене (латинизированное имя - Картезий; Renatus

Cartesius) [31.3.1596, Лаэ (Турень), - 11.2.1650, Стокгольм], французский

философ и математик. Происходил из старинного дворянского рода. В 1606 г.

он был отправлен отцом в коллегию Ла Флеш. Юный Рене обучался здесь более 9

лет. Основное содержание программ обучения являлось традиционным,

«гуманитарным». Было довольно интенсивное изучение математических

дисциплин: геометрии и арифметики, которое было изложено в Евклидовых

«Началах». Вместе с математикой в коллегии преподавались и такие прикладные

науки, как фортификация и навигация. Вскоре после окончания коллегии, в

1615-1616 гг., Декарт изучал право и медицину в университете г.Пуатье и

,сдав экзамены получил степень бакалавра права. В Голландии , он в 1629

году записался в университет во Франекёре как «студент – философ», а в 1630

г. – в Лейденский университет как «студент – математик». После нескольких

лет путешествий переселился в Нидерланды, где провёл 20 лет в уединённых

научных занятиях. Здесь вышли его главные сочинения - "Рассуждение о

методе..." (1637, рус. пер. 1953), "Размышления о первой философии..."

(1641, рус. пер. 1950), "Начала философии" (1644, рус. пер. 1950).

Особо важную роль в те годы сыграла , завязавшаяся дружба с Мерсенном –

монахом францисканского ордена, праподавателем философии и теологии. Мерсен

стал организующим центром для французских и некоторых иностранных учёных.

Кружок учёных, образовавшихся вокруг него, впоследствии, уже после смерти

его и Декарта, превратился во Французскую академию наук.

В 1649 по приглашению шведской королевы Кристины переселился в

Стокгольм, где вскоре умер.

2. Философское мировоззрение.

2.1. Соображения, касающиеся представлений о конечности мира

Основная черта философского мировоззрения Д. - дуализм души и тела,

"мыслящей" и "протяжённой" субстанции. Отождествляя материю с протяжением,

Декарт понимает её не столько как вещество физики, сколько как пространство

стереометрии. В противоположность средневековым представлениям о конечности

мира и качественном разнообразии природных явлений Декарт утверждает, что

мировая материя (пространство) беспредельна и однородна; она не имеет

пустот и делима до беспредельности

5

(это противоречило идеям возрожденной во времена Декарта античной

атомистики, которая мыслила мир состоящим из неделимых частиц, разделённых

пустотами). Каждую частицу материи Декарт рассматривал как инертную и

пассивную массу. Движение, которое Декарт сводил к перемещению тел,

возникает всегда только в результате толчка, сообщаемого данному телу др.

телом. Общей же причиной движения в дуалистической концепции Декарта

является бог, который сотворил материю вместе с движением и покоем и

сохраняет их.

2.2. Физиологические вопросы

Исследовал строение различных органов животных, а также строение их

зародышей на различных стадиях развития. Физиологические работы Декарта

основаны на учении У. Гарвея о кровообращении. Он впервые попытался

выяснить сущность "непроизвольных" и "произвольных" движений и описал схему

рефлекторных реакций, в которой представлены центростремительная и

центробежная части рефлекторной дуги. Д. считал рефлекторными не только

сокращения скелетной мускулатуры, но и многие вегетативные акты.

2.3. Доводы, касающиеся бессмертия души, доказывающие существования бога

Учение Декарта о человеке также дуалистично. Человек есть реальная связь

бездушного и безжизненного телесного механизма с душой, обладающей

мышлением и волей. Взаимодействие между телом и душой совершается, по

предположению Декарта, посредством особого органа - т. н. шишковидной

железы. Из всех способностей человеческой души Декарт на первое место

выдвигал волю. Главное действие аффектов, или страстей, состоит, по

Декарту, в том, что они располагают душу к желанию тех вещей, к каким

подготовлено тело. Сам бог соединил душу с телом, отличив тем самым

человека от животных. Наличие сознания у животных Декарт отрицал. Будучи

автоматами, лишёнными души, животные не могут думать. Тело человека (как и

тело животных) представляет собой, согласно Декарту, всего лишь сложный

механизм, созданный из материальных элементов и способный, в силу

механического воздействия на него окружающих предметов, совершать сложные

движения.

Дуализм субстанций позволяет, таким образом, Декарту создать

материалистическую физику как учение о протяжённой субстанции и

идеалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Связующим

звеном между ними оказывается Бог, который вносит в природу движение и

обеспечивает инвариантность всех её законов.

6

3. Метод познания

В круге вопросов философии, которые разрабатывал Д., первостепенное

значение имел вопрос о методе познания. И не случайно именно Декарту

принадлежит идея создания единого научного метода , который носит название

«Универсальной математики» и с помощью которого, как и Ф. Бэкон, Декарт

видит конечную задачу знания в господстве человека над силами природы, в

открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в

усовершенствовании самой природы человека Декарт ищет безусловно

достоверное исходное основоположение для всего знания и метод, посредством

которого возможно, опираясь на это основоположение, построить столь же

достоверное здание всей науки. Ни этого основоположения, ни этого метода он

не находит в схоластике. Поэтому исходный пункт философских рассуждений Д.

- сомнение в истинности общепризнанного знания, охватывающее все виды

знания. Однако, как и у Бэкона, сомнение, с которого начинал Д., есть не

убеждение агностика, а только предварительный методический приём. Можно

сомневаться в том, существует ли внешний мир, и даже в том, существует ли

моё тело. Но само моё сомнение во всяком случае существует. Сомнение же

есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если, т. о.,

сомнение - достоверный факт, то оно существует лишь поскольку существует

мышление, поскольку существую я сам в качестве мыслящего: "...Я мыслю,

следовательно я существую..." (Избр. произв., М., 1950, с. 282). Но чтобы

это суждение приобрело значение исходного положения философии необходимы,

по крайней мере, два допущения. Во-первых, вос-

ходящее к античности (прежде всего к платонизму) убеждение в

онтологическом превосходстве умопостигаемого мира над чувс-

твенным, ибо сомнению у Декарта подвергается прежде всего

мир чувственный, включая небо, землю и даже наше собственное

тело. Во-вторых, чуждое в такой мере античности и рожденное

христианством сознание высокой ценности "внутреннего челове-

ка", человеческой личности, отлившееся позднее в категорию

"Я". В основу философии нового времени, таким образом, Де-

карт положил не просто принцип мышления как объективного

процесса, каким был античный Логос, а именно субъективно пе-

реживаемый и сознаваемый процесс мышления, такой, от которо-

го невозможно отделить мыслящего. "...Нелепо,- пишет Де-

карт,- полагать несуществующим то, что мыслит, в то время,

пока оно мыслит..."

4. Кое-что о Солнце

7

Идеализм Декарта связан с религиозными предпосылками его системы. Для

доказательства реального существования мира, по Декарту, необходимо

предварительно доказать существование бога. Это доказательство Декарт

строил по образцу онтологического доказательства бога Ансельма

Кентерберийского. Но если бог существует, то в силу его совершенства

исключается возможность того, чтобы он нас обманывал. Поэтому существование

объективного мира также достоверно. Декарт последовательно останавливается

на вопросах касательных света, а затем кое-что о Солнце и неподвижных

звёздах, откуда главным образом происходит свет, о небесных пространствах,

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты