не только о возможных умозрительных спекуляциях, о смысле мировой истории,
но и том, что в силу такой установки в корне меняется социальное поведение
отдельного человека. Лишенными всякой ценности представляется ориентация на
историческое творчество, культурное созидание. Цивилизация рассматривается
как декорация, социальная общность как видимость.
§ 3 противоречия в концепции Ясперса
В литературе много говорилось о противоречивости философско-
исторической концепции Ясперса. Надо обратить внимание на проблематичность
ее исходных посылок. Прежде всего, это представление Ясперса о
непознаваемости научными и логическими способами сущности исторического
процесса и, прежде всего историчности. Это декларирование необходимости
относиться к историческому знанию как к разгадке шифров трансцеденции,
которые становятся доступными лишь в процессе экзистенциального озарения
человека. (Но нельзя не отметить, что ясперсовская система мировой истории
носит достаточно ярко выраженный рациональный характер).
Далее, это признание духовного мира человека, его переживаний, эмоций
главной движущей силой истории, и в то же время утверждения о неизменности
человеческой природы, сущности. И еще одно противоречие. Провозглашается,
что только духовное признается основой развития человечества. Но этот
принцип нарушается при анализе особенностей научно-технического века, когда
использование технических достижений в материальной деятельности признается
одной из важнейших причин деградации духовной культуры.
Новации исторической концепции Ясперса можно было бы резюмировать
следующими идеями: мировая история может рассматриваться и познаваться лишь
при условии признания идеи исторической целостности; концепция «осевого
времени» позволяет высказать суждение о том, что духовный и
интеллектуальный потенциал, накопленный в период «осевого времени»
составляет основу человеческой духовности вплоть до сегодняшнего дня;
историческое познание есть понимание смысла, поэтому рассмотрение всемирной
истории суть поиск и объективация ее смысловых значений; собственно
историческая, единичная данность в осевое время носит всеохватывающий
характер – отсюда возможность возникновения во всемирно-историческом смысле
параллелизма в целостности культур их расцвет и развитие; если в доосевое
время история разворачивалась как история локализованных культурных
процессов, то в осевое время она приобретает универсальный и роковой
характер; в постижении смысла истории огромную роль играют мировые религии,
а также философская вера, связывающие воедино экзистенцию с
трансценденцией, ориентирующие сознание и самосознание человека на
представлении о Едином или Божественном; анализ смысловых связей в истории
делает историю единым и универсальным знанием об историчности мироздания в
целом. «История становится историей в движении к надисторичекому...
Рассмотрение истории само не является больше историей»[2].
Глава 2. Некоторые положения экзистенциальной
концепции Ясперса
Размышляя об окружающем нас мире, о видах и способах бытия, Ясперс
расчленяет их на три вида. Первый вид – бытие в мире, предметное бытие,
существование. Оно познается рациональными средствами и дает человеку
«ориентацию в мире». Второй вид, способ бытия человека – экзистенция.
И решить проблему
сомнительности существования, его не подлинности Ясперс пытается при помощи
этого особого противопоставленного существованию способа бытия –
экзистенции, которая, по его мнению, является наиболее глубоким, наиболее
отвечающим сущности человека бытием. К такому бытию мы должны стремиться.
Только в экзистенции человек является самим собой, не растворяясь в чем-то
другом, чужом. Экзистенция, можно сказать, переживание человеком
несовпадения двух моделей своего бытия – ожидаемой и реальной, она тем
напряженней, чем больше несовпадений. Речь идет о социальном бытии, так как
от несовпадения моделей ожидаемого и реального природного бытия
напряженности переживания не возникнет. Скажем, когда ребенок узнает, что
он не найден в капусте и не принесен аистом, он не страдает и не уличает
родителей во лжи, но когда он обнаруживает, что родители все время учившие
его честности и справедливости, кого-то обманули и предали, он может быть
потрясен. И это смятение души, если оно не устраняется разумным объяснением
и понимаем, кладет начало экзистенции. Благодаря экзистенции, которая
побуждает человека искать выход из ситуации несовпадения действительного и
должного, разворачивается процесс творческого поиска новых состояний
человеческого бытия, новых элементов в сознание. Следовательно, экзистенция
есть адекватное, штатное состояние человека, а не рефлексия неудачника. Это
постоянная напряженность души, побуждающая к активной деятельности, а
значит к жизни. Она сохраняется до тех пор, пока есть вера. Развитие
личности, индивидуальности, прежде всего, обусловлено реконструкцией
системы социальной дифференциации как стержня социальной целостности
общества.
Также надо отметить, что пребывание в существовании означает гибель
собственной сущности человека, т.е. экзистенции, так как существование
является, прежде всего, жизнью человека в пространственно-чувственном мире,
пронизываемом причинными связями и зависимостями, оно разрывается
противоречиями и пропитано страданиями.
Экзистенция постигает себя лишь благодаря своему постоянному
соотношению с трансценденцией, как и осознание внутренней глубины бытия
личности проходит лишь во взаимоотношении с Богом. Фундаментальные проблемы
Канта - Бог, свобода и бессмертие души, являющие собой свернутую формулу
смысла человеческой жизни, Ясперс трансформирует в проблемы трансцеденции,
свободы и экзистенции.
Казалось бы, трансценденция может обеспечить изначальную устойчивость
человеческой экзистенции. Однако Ясперс не усматривает гармонии в
экзистенции. Напротив он до предела заостряет проблему противоречивости
экзистенциальной целостности. «Из всего живого только человек знает о своей
конечности, - пишет он. – В качестве незавершенности его конечность
становится для него чем-то большим, что открывается в простом познании
конечного. В человеке заключена потерянность, из которой для него вырастает
задача и возможность. Он обнаруживает, что находится в отчаянном положении,
но так, что этим ему предъявляется настойчивое требование возвысится
посредством свободы. Этим объясняется, что описания человека отличаются
поразительной противоречивостью, что в нем видят, то самое ничтожное, то
самое великое существо»[3].
В чем же видит Ясперс причину «потерянности» и «отчаянного положения»
человека, что мешает ему избавиться оттого, что его экзистенция может
уподобляться комплексу неполноценности, рефлексии неудачника?
Жизнь в экзистенциализме понимается как ценность в ее
социализированном проявлении, включение человека из системы социальных
связей лишае жизнь какого-либо смысла, и она перестает быть ценностью.
Типичный пример такого обесценивания – полная изоляция человека от общества
или попадание его в абсолютно чужую социальную среду, что тоже есть полная
изоляция от «своего» общества. В этом случае экзистенция либо просто
угасает и сменяется апатией, либо она до предела активизируется и
перерастает в страсть целеустремленной деятельности (подготовка побега
узником). Следовательно, в обществе у человека не обязательно возникает
страх смерти при понимании им своей реализованности, которая может быть
воплощена в долгой размеренной жизни, а может спрессоваться в одном
поступке. Здесь есть чувства, но нет экзистенции. Ее главный момент –
несовпадение внутреннего и внешнего бытия человека, неадекватное восприятие
его поступков, непонимание его мыслей, нетождественность данности мира ему
и другим людям, вплоть до чувственного восприятия. Есть контакт, но нет
связи; есть общение, но нет понимания. Экзистенция – это социальное бытие
человека с искаженной обратной связью, это драма не понятой истины
индивида.
Значит, «неподлинное бытие» человека продуцируется отношениями с
другими людьми. Именно они создают напряженность экзистенции, обуславливают
потребность в свободе как единственном способе вырваться из плена
конечности.
Такими порождающими человеческую экзистенцию отношениями являются
отношения неравенства, ибо в равенстве экзистенция просто не возникает, и
никакие трансцендентные силы не способны зажечь мятущийся огонь
экзистирования. И отчаянность положения человека состоит в том, что эти
отношения неравенства не преодолеть и, следовательно, из конечности, а по
сути из ничтожности бытия не вырваться.
Таким образом, сущность экзистенции состоит в попытке выразить
реальное бытие в символах ценностного сознания и, исходя из этого, найти
рациональные решения ценностно выраженных реальных проблем. Снятие
экзистенциального напряжения может обеспечить, отказавшись от ценностного
сознания вообще, но тогда вместе с ним исчезает и сам человек, так как
собственно человеческая деятельность, без ценностных установок и ориентиров
теряет свой смысл и значение, свою направленность. В реалиях общественной
динамики экзистенциальные противоречия разрешаются на пути трансформации
ценностного сознания.
Глава 3. Философская вера
§ 1 Постановка проблемы нигилизма в философии Ясперса
Определяя свое отношение к философскому наследию, К.Ясперс писал:
«Все великие философы являются нашими воспитателями. В общении с ними
раскрывается наше сознание бытия в форме наших стимулов, оценок и целей».
Они «обладают своей единственной, неповторимой ценностью благодаря тому,
что ведут к источнику, опираясь на который мы определяемся в философии...
Последним философом, который мог содействовать в нас этому процессу в
полном объеме возможного бытия, в источниках и пределах человека является
Ницше»[4]. Заслуги Ницше, по убеждению Ясперса, заключаются в том, что он
«возвратил философскому стимулу, который в так называемой университетской
философии того времени не мог найти своего удовлетворения, его
первоначальные проблемы. Философия, превращенная в дело человеческого
рассудка, снова стала делом человека в целом»[5].
Прежде всего, Ясперса в философии Ницше привлекает проблема человека,
человеческого бытия, которая в экзистенциализме является предметом
первоочередного рассмотрения. При этом сама проблема акцентируется таким
образом, что Ницше был одним из первых мыслителей, обративших внимание на
потерянность, заброшенность, бесприютность человека в современном мире,
указавших с болью в сердце на опасность нигилистического обесценивания
личности, деградации и вырождения человеческого типа.
В истолковании причин нигилизма Ясперс опять-таки обращается к Ницше,
идеи которого, касающиеся этого явления, полны зловещей убедительности.
Причины нигилизма коренятся, прежде всего, в психическом надломе человека,
в психически описанном факте девальвации ценностей. Разумеется, Ясперс не
может согласиться со своим предшественником в оценке христианских ценностей
как «большой фикции», вырастающей из платоновско-христианской концепции
«истинного мира». Напротив, они сохраняют свое непреходящее значение,
являются стержнем западной культуры; они обесцениваются лишь в сознании
массы, потерявшей веру в бога. Одной из предпосылок их девальвации является
«вера в категории разума»: люди слишком легкодумно полагались на его
всемогущество и теперь, разочарованные, погруженные в мрачное неверие,
движутся к границам ничто. В размышлениях Ясперса отчетливо пробивается
духовное современной действительности, выявляются новые признаки болезни,
которые раньше отмечались как сопутствующие симптомы.
§ 2 Понятие и смысл философской веры как возможное решение проблемы
нигилизма
Ясперс показывает, что связь человека с Богом, экзистенции с
трансценденцией осуществляется также и посредством философской веры,
существующей в мышлении отдельного индивида и опирающейся на предание.
Философская вера – это вера в общение людей друг с другом, вера в
коммуникацию. Ведь людей соединяет истина, а не ложь, именно в общении, в
коммуникации следует искать все истоки истины.
Свою работу «Философская вера» Ясперс предваряет вопросом: «Из чего
нам исходить и к чему идти в нашей жизни?» Формулируя ответ, он
подчеркивает, что в философии существует два противоречивых подхода к
решению этой проблемы. Один предусматривает веру в откровение, другой – в
человеческий разум, науку, познание. Однако оба эти подхода не
соответствуют реалиям сегодняшнего дня, «они противоречат серьезности, с
которой мы философствуем сегодня, когда философия перестала быть служанкой
науки, как в конце Х1Х века, и не вернулась к положению служанки
теологии»[6]. Названные альтернативы, считает Ясперс, используются скорее
как средство для запугивания людей, дабы лишить их дарованной им Богом
ответственности за себя, подчинить слепой власти случая, что в конце концов
приведет к исчезновению собственного бытия человека. Как новый путь в
интеллектуальном поиске смысла бытия Ясперс рассматривает философию,
философствование «открытости нашей человеческой сущности; от философии не
следует отрекаться, особенно сегодня»[7].
Идея человека, по Ясперсу, институционализирована в понятии
философской веры. Не случайно он подчеркивает: «Философская вера есть вера
человека в свои возможности, в ней дышит его свобода». Философская вера
всегда остается в границах разума; ее важнейшее качество -– скептицизм,
т.е. признание того, что на некоторые вопросы не может быть дан
рациональный ответ.
Центральное понятие в концепции Ясперса, позволяющее уяснить смысл
его философствования – коммуникация. Способность к философствования присуща
каждому человеку, она позволяет установить истинную коммуникацию, то есть
создать возможность общения. Условием экзистенциального общения, по
Ясперсу, является общая судьба, «общая ситуация», делающая возможным
взаимопонимание двух, трех, нескольких людей. Условием же общечеловеческой
коммуникации он считает общедуховный исток всего человечества –«осевую
эпоху» как корень и почву общеисторического бытия. Ясперс уверен: если
человечество отречется от своей общности в судьбе и вере, от общности
высших духовных ценностей, спасающих человека в самых трудных, пограничных
ситуациях, то возможность человеческого общения и взаимопонимания
оборвется, а это может, по мнению философа, закончится мировой катастрофой
или экологическим катаклизмом.
Поэтому решение проблемы общечеловеческих ценностей, поиск путей
достижения взаимопонимания, открытости друг другу различных типов обществ,
народов, религий для Ясперса является насущной задачей философии. «Перед
лицом грозящих уничтожением опасностей мы должны, философствуя, быть готовы
ко всему, чтобы мысля, способствовать сохранению человечества в своих
высших возможностях»[8]. Этим и определяется особая роль философии в
современном мире.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Что ожидает нас в будущем? Его движение Ясперс характеризует тремя
тенденциями, связанными с понятиями «тоталитаризм», «мировой порядок» и
«вера».
Ясперс верит в единый мир без единой «повседневной» веры, веры
догматической, нетерпимой. Тем, кто считает маловероятным возникновение
единого мира без подобной единой веры, Ясперс решительно возражает:
«Обязательный для всех единый мировой порядок (в отличие от мировой
империи) возможен именно в том случае, если многочисленные верования
останутся свободными в своей исторической коммуникации, не составляя
единого объективного общезначимого содержания веры. Общей чертой всех
верований в их отношении к мировому порядку может быть только то, что все
они будут стремиться к такой структуре и основам мирового сообщества, в
которых каждая вера обретает возможность раскрытия с помощью мирных
духовных средств»[9].
Утверждение подобного мирового порядка, распространение философской
веры являются, по мнению Ясперса, свидетельством того, что общечеловеческая
коммуникация не будет прервана и каждое новое поколение людей, каждый
человек будут ощущать себя звеном в «сокровенно-открытой» цепи свободно
ищущих, свободно творящих людей; свободно творящих общие духовные ценности,
общую историю человечества.
-----------------------
[1] Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1994г. С.56
[2] Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.1994г. С 345
[3] Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1994г. 452
[4] Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования. Берлин.
1950. С.453
[5] Ясперс К. К значению Ницше в истории философии // Отчет и мгновение.
Мюнхен. 1951 С.389
[6] Ясперс К. Философская вера // Смысл и назначение истории. М.1994г С.420
[7] Там же. С.421
[8]Ясперс К. Философская вера // Смысл и назначение истории. М., 1994г.
С.42
[9] Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1994г. С. 238
Страницы: 1, 2