Шарль Монтескье

Шарль Монтескье

Б и о г р а ф и я М О н т е с к ь е .

Шарль луи де Сектора барон де Лабред и де Монтескье родился в 1869году в

Лабред близ Бордо, главного города департамента Жиронда, на юго-западе

Франции . Принадлежал к знатному феодальному роду. В 1700-1711 годах

Монтескье учился в монастырской школе, где познакомился не только с трудами

средневековых схоластов, но и с произведениями античных авторов.

До 1729года на административных должностях в судебных

органах и одновременно много занимается научной работой, избирается

академиком Бордосской академии. В это время усиленно занимается физико-

математическими науками.

С 1726года Монтескье целиком отдается литературе и научной

деятельности в основном в области философии, социологии, юриспруденции,

искусства. Много путешествует по Западной Европе, некоторое время живёт в

Англии. Вся жизнь Монтескье – неустанный труд самообразования. Ещё в

юношеские школьные годы он живо интересовался античной философией и

литературой. Прочитал в подлиннике не только главные труды классиков

древнегреческой мысли, но и обширную литературу о них . По глубине и

широте знаний Монтескье – в первом ряду выдающихся деятелей Просвещения.

Первое по времени из наиболее значительных произведений

Монтескье – « Персидские письма », сатира, написанная образно, занимательно

и остроумно . Они принесли Монтескье славу как художнику слова. Их

читали в придворных кругах , аристократических салонах, книжных лавках и

на улицах Парижа.

Критика светского общества , преисполненного спеси от

пустой мишуры своей « цивилизованности», от которой неотделимы суеверия,

гнёт церкви и власти , оторванная от жизни учёность и искусство,

состоящее из риторических славословий , условностей, крайней манерности.

Полная иронии, тонкого остроумия, сатира разворошила все пласты

абсолютистской монархии, её политическую жизнь, культуру, обычаи, нравы её

подданных . Этими своим трудом Монтескье немало содействовал краху

абсолютизма.

В « Персидских письмах » Монтескье беспощадно

критикует абсолютистскую Францию, прежде всего за то , что в ней плохо

живется крестьянам и ремесленникам, а аз их счёт благоденствуют

господствующие классы: « Чтобы один человек жил наслаждаясь , нужно чтобы

сотня других работала без отдыха.

Эти мысли перекликались с лозунгами плебейских движений

17 века , однако сам Монтескье не делал непосредственных революционных

выводов из своей критики феодализма. Он видел спасение для Франции в

конституционной монархии по английскому образу.

Большое прогрессивное значение имела философско –

историческая работа Монтескье « Размышления о причинах величина и

падения римлян » .

В ней автор пытается доказать на примере Римской империи , что только

там , где граждане свободны и независимы , где господствуют

республиканские нравы , общество в состоящих успешно развиваться . В

странах , где граждане отказываются от свободомыслия и становятся

на путь рабства , государство теряет свое величие и , в конечном

счёте терпит поражение от внутренних и внешних врагов.

Из книги следовал прямой политический вывод: Народ

Франции должен навсегда покончить с королевским деспотизмом и

феодально – сословными отношениями . В этой же книге нашли

отражение исторические взгляды Монтескье . Он отказывается от

теологического понимания истории , выдвигает положение об объективной

закономерности исторического процесса.

Венцом всех научных и литературных трудов Монтескье

было произведение « О духе законов » , над которым он работал 20

лет . Этот труд состоит из 31 книги по 20 и более глав . Здесь

Монтескье критикует глав . Здесь Монтескье критикует феодально –

религиозный подход к обществу и его закономерностям , разоблачает

феодально – сословную монархию , выступает против реакционных

династических войн . Основной методологической посылкой автора

является положение : « Принципы свои я вывел не из своих

предрассудков, а из самой природы вещей ».

Многие из античных , средневековых и более поздних

социологов выводили общественные законы , исходя из того или иного

абстрактно – логического постулата , а не из « самой природы вещей »

, то есть не из реального исторического процесса .

Попытки Монтескье понять соотношение между

объективными закономерностями природы и общества и законами ,

создаваемыми людьми , особый интерес к материальным условиям жизни

общества имеют глубоко прогрессивный характер.

ВЫПОЛНИЛ

АРТЕМ ПОГРЕБИНСКИЙ



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты