Скептики и стоики

безвозвратно исчезли из общественной практики. В

императорский период римской истории в развитии

стоицизма выделилось популярное направление,

представленное в I в. писателем и драматургом

Луцием Аннеем Сенекой, а во II в. - рабом Эпиктетом

и императором Марком Аврелием.

Физика стоиков возникла из сочетания физики

Аристотеля, в частности, его учения о форме и

материи, с некоторыми чертами учения Гераклита

Эфесского.

У стоиков мир в целом есть единое тело, живое

и расчлененное, насквозь пронизанное одушевляющим

его телесным дыханием - «пневмой». В учении стоиков

элементы материализма и идеализма органично

переплетались. Единый мир рассматривался как

телесный и одновременно наделялся божественными

свойствами, отождествлялся с Богом. Стоики

разрабатывали учение о совершенстве и

целесообразности мира, в котором все его части,

все тела и все существа зависит от целого,

определяющегося им. Греческие стоики полемизировали

с гораздо более последовательным материалистическим

учением Эпикура. Множеству атомов Эпикура стоики

противопоставили учение о единстве мира, учению о

реальности пустоты, концепцию о сплошной

заполненности мирового шара телами. Эпикур

утверждал существование бесчисленного множества

миров, стоики учили об одном, единственном,

уникальном мире.

Стоики восприняли и развили идею Гераклита о

миро правя тем Логосе, или законе. Всеобщий Логос

определяет все происходящее в мире целом, а в

отдельных вещах он проявляется как их особые

законы.

Космос ограничен и имеет форму шара. Он

окружен беспредельным пространством, пустотой. Но

внутри космического шара пустоты не существует.

Космос - существо живое и разумное. В вечно

повторяющемся процессе он происходит из Первоогня,

живет, вновь возвращается в Огонь и вновь из него

возникает. В жизни космоса бесконечно чередуются

периоды, когда единство мира разворачивается в

многообразие различных существ (диакосмезис), и

периоды, когда их различия исчезают в безраздельном

единстве божественной субстанции.

Высший род всего - это «нечто», причем стоики

различии два его вида: сущее телесное, которое

может действовать и испытывать воздействия, и

бестелесное, которое, в свою очередь,

подразделяется на разряда: пространство, время,

пустоту и чистые предметы мысли.

Цель, ради которой божественная субстанция

переходит в стадию диакосмезиса, - рождение

разумных существ.

Закон, который правит миром и предписывает

каждому отдельному существу должный образ действия,

есть Логос, Божественный Разум. Поскольку, разум

есть сущность природы, то и сущностью человека

является разум. Цель человеческой жизни, по мнению

стоиков, состоит в согласовании человеческого

разума с разумом божественным, и. следовательно,

высшее счастье - это есть жизнь в соответствии с

природой человека, т. е. в соответствии с разумом.

Отсюда добродетель - это искусство правильной

жизни; она совпадает с первичным, природным

влечением человека. К добродетели человек должен

стремиться не ради последствий и наград, которые

сулит обладание добродетелью, а ради нее самой.

Добродетель не есть прирожденное свойство.

Каждый человек приобретает ее, основываясь на

природных задатках, посредством теоретического

обучения и практического упражнения. В начале жизни

у человека еще нет разума, он существует лишь как

потенциальная способность к самосовершенствованию.

Такой человек ни мудр, ни неразумен; ни

нравственен, ни без нравственен. Только с развитием

логоса в человеке возникает моральная

ответственность, а это происходит по достижению

ребенком семилетнего возраста.

Изучение добродетели, вообще доступное и

возможное, весьма трудно, так как наши аффекты,

чувствования и влечения отклоняют разум от прямого

пути.

Основных аффектов четыре. Из них два:

страстное хотение и страх - относятся к будущему;

это первичные аффекты. Два других; печаль и

удовольствие - производны: удовольствие приходит,

когда мы достигли желаемого или избежали того, чего

мы страшились; печаль возникает, когда мы не

достигли того, к чему страстно стремились, или

подверглись тому, чего опасались.

Аффекты, или страсти - общий источник четырех

видов зла: неразумия, трудности, неумеренности и

несправедливости. (Эти виды зла выделил еще Платон,

противопоставив им такие добродетели, как мудрость,

мужество, умеренность и справедливость, которые

признавались и стоиками).

Согласие с разумом и добродетель

поддерживаются постоянным упражнением в добродетели

и господством над страстями.

В мире царит необходимость - однозначная,

неумолимая, не знающая исключений. В ее роковой,

заранее предначертанный ход включен и человек. Но

человек обладает разумом и, в отличие от других

существ, может осознать неотвратимость судьбы.

Поэтому, высшая мудрость состоит не в убегании от

мира, а в полном его принятии. Судьба ведет того,

кто добровольно и беспечально ей подчиняется, и

«насильно тащит» того, кто безрассудно ей

противится.

Таким образом, свобода из сферы внешнего

действия переносится в сферу состояния духа: она

состоит в сознательном и добровольном принятии

необходимости, рока.

В целом этику стоиков не следует считать

пессимистичной, так как она опиралась на их веру в

провидение и а разумный план космоса, благодаря

которому все в целом хорошо, хотя в частях может

быть плохим и несовершенным. Поэтому апатия,

безразличие к временным неудачам и страданиям

приведет человека к высшему счастью и блаженству

как результату гармонии воли человека и воли

вселенского разума, Логоса.

Стоики полемизировали с гедонистической

традицией, а энке, признающей удовольствие целью

человеческих устремлений и глинным двигателем его

жизнедеятельности. Стоики утверждали, что на самом

деле все живое стремится к самосохранению, которому

удовольствие чаще всего вредит: ведь существует

масса удовольствий, разрушающих личность и

причиняющих вред человеческой жизни. Самосохранение

невозможно без жизни в полном согласии с природой.

Поскольку природа наполнена божественным разумом,

поэтому жить в согласии с природой означает жить в

согласии с разумом. Именно в этом состоит главный

долг человека. Этика стоиков - этика долга.

Собственно, именно они и ввели в философский

лексикон дотоле обыденное слово «долг».

Человек, будучи частью природы, должен

стремиться жить в гармонии с ней, т. е. жить

разумно, а, следовательно, бесстрастно.

Но стоическое бесстрастие не тождественно

отрешенности индийского мудреца. Бесстрастие - это

безразличие к житейским невзгодам и

сосредоточенность на разумной, интеллектуальной

деятельности. Стоический мудрец всегда пребывает в

умеренно-радостном настроении духа, в основе

которого лежит душевное спокойствие, вызванное

сознанием хорошо исполненного долга и своей

гармонии с богокосмосом.

В связи с этим стоики не третировали такие

физические и нравственные ценности, как здоровье,

красота, сила, стремление к сохранению рода, любовь

к детям, но смотрели на это свысока, как на то, что

сближает людей и животных.

Главная же ценность состоит в понимании того,

что есть истинное добро и зло и что не есть ни то,

ни другое. Последнее очень важно иметь в виду,

поскольку это - совершенно новая тема в античной

этике. Стоики поняли, что между добром и злом лежит

громадная ничейная полоса - полоса нравственно

безразличного, т. е. того, что не зависит от воли

человека, будь он даже мудрец. И единственно

правильная позиция состоит в том, чтобы принять

все, как оно есть: жизнь и смерть, здоровье и

болезнь, богатство и нищету, удовольствие и

страдание, знатность и низкое происхождение. Все

это есть безразличное - адиефора: от нашей воли оно

не зависит, но от нас зависит правильное, т. е.

безразличное, отношение к этому.

Правильное отношение формируете благодаря

истинному познанию, поэтому очень важное значение

стоики придавали гносеологии.

Начиная с Зенона из Китиона, наиболее

распространенным среди стоиков является деление

философии на физику, этику и логику. Сам термин

«логика - как название одного из разделов философии

- введен в философский обиход именно стоиками.

Предмет логики - логос.

Признаки истинного и ложного исследует часть

логики, называемая диалектикой. Все существующее

может стать предметом нашего познания только

посредством чувственною восприятия. Чувственное

представление есть мнение, произведенное в душе

предметом. Оно бывает истинным, когда предмет

отражается в душе так, как он есть в природе.

Проверка чувственного восприятия осуществляется

умом. Поэтому человек несет полную ответственность

за собственные ошибки, причина которых слишком

поспешное и недостаточно аргументированное согласие

с чувственным представлением.

Наглядные представления, доставляемые

чувственным восприятием, наш ум способен

преобразовать: уменьшать или увеличивать, сочетать

различным образом и т. д. Так могут возникнуть

образы карлика, великана, кентавра. В отличие от

божественного разума, человеческий ум может

ошибаться.

Признаком научного знания, по мнению стоиков,

является логическая доказуемость: все истинные

суждения согласуются друг с другом так, что

истинность одного может быть доказана из истинности

другого. Поэтому мудрость состоит не только в

согласии с чувственными истинными представлениями,

но и в умении делать правильные выводы и избегать

заблуждений.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты