безвозвратно исчезли из общественной практики. В
императорский период римской истории в развитии
стоицизма выделилось популярное направление,
представленное в I в. писателем и драматургом
Луцием Аннеем Сенекой, а во II в. - рабом Эпиктетом
и императором Марком Аврелием.
Физика стоиков возникла из сочетания физики
Аристотеля, в частности, его учения о форме и
материи, с некоторыми чертами учения Гераклита
Эфесского.
У стоиков мир в целом есть единое тело, живое
и расчлененное, насквозь пронизанное одушевляющим
его телесным дыханием - «пневмой». В учении стоиков
элементы материализма и идеализма органично
переплетались. Единый мир рассматривался как
телесный и одновременно наделялся божественными
свойствами, отождествлялся с Богом. Стоики
разрабатывали учение о совершенстве и
целесообразности мира, в котором все его части,
все тела и все существа зависит от целого,
определяющегося им. Греческие стоики полемизировали
с гораздо более последовательным материалистическим
учением Эпикура. Множеству атомов Эпикура стоики
противопоставили учение о единстве мира, учению о
реальности пустоты, концепцию о сплошной
заполненности мирового шара телами. Эпикур
утверждал существование бесчисленного множества
миров, стоики учили об одном, единственном,
уникальном мире.
Стоики восприняли и развили идею Гераклита о
миро правя тем Логосе, или законе. Всеобщий Логос
определяет все происходящее в мире целом, а в
отдельных вещах он проявляется как их особые
законы.
Космос ограничен и имеет форму шара. Он
окружен беспредельным пространством, пустотой. Но
внутри космического шара пустоты не существует.
Космос - существо живое и разумное. В вечно
повторяющемся процессе он происходит из Первоогня,
живет, вновь возвращается в Огонь и вновь из него
возникает. В жизни космоса бесконечно чередуются
периоды, когда единство мира разворачивается в
многообразие различных существ (диакосмезис), и
периоды, когда их различия исчезают в безраздельном
единстве божественной субстанции.
Высший род всего - это «нечто», причем стоики
различии два его вида: сущее телесное, которое
может действовать и испытывать воздействия, и
бестелесное, которое, в свою очередь,
подразделяется на разряда: пространство, время,
пустоту и чистые предметы мысли.
Цель, ради которой божественная субстанция
переходит в стадию диакосмезиса, - рождение
разумных существ.
Закон, который правит миром и предписывает
каждому отдельному существу должный образ действия,
есть Логос, Божественный Разум. Поскольку, разум
есть сущность природы, то и сущностью человека
является разум. Цель человеческой жизни, по мнению
стоиков, состоит в согласовании человеческого
разума с разумом божественным, и. следовательно,
высшее счастье - это есть жизнь в соответствии с
природой человека, т. е. в соответствии с разумом.
Отсюда добродетель - это искусство правильной
жизни; она совпадает с первичным, природным
влечением человека. К добродетели человек должен
стремиться не ради последствий и наград, которые
сулит обладание добродетелью, а ради нее самой.
Добродетель не есть прирожденное свойство.
Каждый человек приобретает ее, основываясь на
природных задатках, посредством теоретического
обучения и практического упражнения. В начале жизни
у человека еще нет разума, он существует лишь как
потенциальная способность к самосовершенствованию.
Такой человек ни мудр, ни неразумен; ни
нравственен, ни без нравственен. Только с развитием
логоса в человеке возникает моральная
ответственность, а это происходит по достижению
ребенком семилетнего возраста.
Изучение добродетели, вообще доступное и
возможное, весьма трудно, так как наши аффекты,
чувствования и влечения отклоняют разум от прямого
пути.
Основных аффектов четыре. Из них два:
страстное хотение и страх - относятся к будущему;
это первичные аффекты. Два других; печаль и
удовольствие - производны: удовольствие приходит,
когда мы достигли желаемого или избежали того, чего
мы страшились; печаль возникает, когда мы не
достигли того, к чему страстно стремились, или
подверглись тому, чего опасались.
Аффекты, или страсти - общий источник четырех
видов зла: неразумия, трудности, неумеренности и
несправедливости. (Эти виды зла выделил еще Платон,
противопоставив им такие добродетели, как мудрость,
мужество, умеренность и справедливость, которые
признавались и стоиками).
Согласие с разумом и добродетель
поддерживаются постоянным упражнением в добродетели
и господством над страстями.
В мире царит необходимость - однозначная,
неумолимая, не знающая исключений. В ее роковой,
заранее предначертанный ход включен и человек. Но
человек обладает разумом и, в отличие от других
существ, может осознать неотвратимость судьбы.
Поэтому, высшая мудрость состоит не в убегании от
мира, а в полном его принятии. Судьба ведет того,
кто добровольно и беспечально ей подчиняется, и
«насильно тащит» того, кто безрассудно ей
противится.
Таким образом, свобода из сферы внешнего
действия переносится в сферу состояния духа: она
состоит в сознательном и добровольном принятии
необходимости, рока.
В целом этику стоиков не следует считать
пессимистичной, так как она опиралась на их веру в
провидение и а разумный план космоса, благодаря
которому все в целом хорошо, хотя в частях может
быть плохим и несовершенным. Поэтому апатия,
безразличие к временным неудачам и страданиям
приведет человека к высшему счастью и блаженству
как результату гармонии воли человека и воли
вселенского разума, Логоса.
Стоики полемизировали с гедонистической
традицией, а энке, признающей удовольствие целью
человеческих устремлений и глинным двигателем его
жизнедеятельности. Стоики утверждали, что на самом
деле все живое стремится к самосохранению, которому
удовольствие чаще всего вредит: ведь существует
масса удовольствий, разрушающих личность и
причиняющих вред человеческой жизни. Самосохранение
невозможно без жизни в полном согласии с природой.
Поскольку природа наполнена божественным разумом,
поэтому жить в согласии с природой означает жить в
согласии с разумом. Именно в этом состоит главный
долг человека. Этика стоиков - этика долга.
Собственно, именно они и ввели в философский
лексикон дотоле обыденное слово «долг».
Человек, будучи частью природы, должен
стремиться жить в гармонии с ней, т. е. жить
разумно, а, следовательно, бесстрастно.
Но стоическое бесстрастие не тождественно
отрешенности индийского мудреца. Бесстрастие - это
безразличие к житейским невзгодам и
сосредоточенность на разумной, интеллектуальной
деятельности. Стоический мудрец всегда пребывает в
умеренно-радостном настроении духа, в основе
которого лежит душевное спокойствие, вызванное
сознанием хорошо исполненного долга и своей
гармонии с богокосмосом.
В связи с этим стоики не третировали такие
физические и нравственные ценности, как здоровье,
красота, сила, стремление к сохранению рода, любовь
к детям, но смотрели на это свысока, как на то, что
сближает людей и животных.
Главная же ценность состоит в понимании того,
что есть истинное добро и зло и что не есть ни то,
ни другое. Последнее очень важно иметь в виду,
поскольку это - совершенно новая тема в античной
этике. Стоики поняли, что между добром и злом лежит
громадная ничейная полоса - полоса нравственно
безразличного, т. е. того, что не зависит от воли
человека, будь он даже мудрец. И единственно
правильная позиция состоит в том, чтобы принять
все, как оно есть: жизнь и смерть, здоровье и
болезнь, богатство и нищету, удовольствие и
страдание, знатность и низкое происхождение. Все
это есть безразличное - адиефора: от нашей воли оно
не зависит, но от нас зависит правильное, т. е.
безразличное, отношение к этому.
Правильное отношение формируете благодаря
истинному познанию, поэтому очень важное значение
стоики придавали гносеологии.
Начиная с Зенона из Китиона, наиболее
распространенным среди стоиков является деление
философии на физику, этику и логику. Сам термин
«логика - как название одного из разделов философии
- введен в философский обиход именно стоиками.
Предмет логики - логос.
Признаки истинного и ложного исследует часть
логики, называемая диалектикой. Все существующее
может стать предметом нашего познания только
посредством чувственною восприятия. Чувственное
представление есть мнение, произведенное в душе
предметом. Оно бывает истинным, когда предмет
отражается в душе так, как он есть в природе.
Проверка чувственного восприятия осуществляется
умом. Поэтому человек несет полную ответственность
за собственные ошибки, причина которых слишком
поспешное и недостаточно аргументированное согласие
с чувственным представлением.
Наглядные представления, доставляемые
чувственным восприятием, наш ум способен
преобразовать: уменьшать или увеличивать, сочетать
различным образом и т. д. Так могут возникнуть
образы карлика, великана, кентавра. В отличие от
божественного разума, человеческий ум может
ошибаться.
Признаком научного знания, по мнению стоиков,
является логическая доказуемость: все истинные
суждения согласуются друг с другом так, что
истинность одного может быть доказана из истинности
другого. Поэтому мудрость состоит не только в
согласии с чувственными истинными представлениями,
но и в умении делать правильные выводы и избегать
заблуждений.
Страницы: 1, 2