Славянофилы
Содержание
Введение …………………………………………………………..2 1.
Славянофилы………………………………………………………….…3
2. Русская идея в трудах В. Соловъёва……………………………..……..8
3. Н.А.Бердяев: Два потока мировой истории-
Восток и Запад………………………………………………………….12
4. Цитаты о России философов XIX –XX веков……..………..16
5. Евразийство………………………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………….26
Введение
Россия расположена на огромном пространстве, объединяющем различные
народы как западного, так и восточного типа. С самого начала в истории
русского народа играли огромную роль их соседи. Именно поэтому первое
большое историческое сочинение “Повесть временных лет” XI века начинает
свой рассказ о Руси с описания того, с кем соседит Русь, какие реки куда
текут, с какими народами соединяют. На севере это скандинавские народы -
варяги (целый конгломерат народов, к которым принадлежали будущие датчане,
шведы, норвежцы, “англяне”). На юге Руси главные соседи - греки, жившие не
только в собственно Греции, но и в непосредственном соседстве с Русью - по
северным берегам Черного моря. Затем отдельный конгломерат народов -
хазары, среди которых были и христиане, и иудеи, и магометане.
Значительную роль в усвоении христианской письменной культуры играли
болгары и их письменность.
Самые тесные отношения были у Руси на огромных территориях с финно-
угорскими народами и литовскими племенами (литва, жмудь, пруссы, ятвяги и
другие). Многие входили в состав Руси, жили общей политической и культурной
жизнью, призывали, по летописи, князей, ходили вместе на Царьград. Мирные
отношения были с чудью, мерей, весью, емью, ижорой, мордвой, черемисами,
коми-зырянами и т. д. Государство Русь с самого начала было
многонациональным. Многонациональным было и окружение Руси.
Учитывая весь тысячелетний опыт русской истории, можно говорить об
исторической миссии России. В этом понятии исторической миссии нет ничего
мистического. Миссия России определяется ее положением среди других
народов, тем, что в ее составе объединилось до трехсот народов - больших,
великих и малочисленных, требовавших защиты. Культура России сложилась в
условиях этой многонациональности. Россия служила гигантским мостом между
народами. Мостом прежде всего культурным. И это нам необходимо осознать,
ибо мост этот, облегчая общение, облегчает одновременно и вражду,
злоупотребления государственной власти.
Самая характерная черта русской культуры, проходящая через всю ее
тысячелетнюю историю, начиная с Руси X-XIII веков, общей праматери трех
восточнославянских народов - русского, украинского и белорусского, - ее
вселенскость, универсализм. Эта черта вселенскости, универсализма, часто
искажается, порождая, с одной стороны, охаивание всего своего, а с другой -
крайний национализм. Как это ни парадоксально, светлый универсализм
порождает темные тени.
Воплощение христианских идеалов в историческом процессе Западной Европы
затруднено рационалистическим искажением их и горделивым самомнением ее
народов. Россия получила от Византии христианское учение в его “полной
чистоте и целости”, свободной от односторонности рационализма; смирение
русского народа, преданность вере, любовь к идеалу святости, склонность к
общинному строю, основанному на долге взаимной помощи, в форме
земледельческой общины и трудовой артели, дает надежду на то, что Россия
пойдет дальше Европы по пути осуществления социальной справедливости, в
частности найдет пути для примирения интересов труда и капитала.
1. Славянофилы
В XIX в. на новом витке развития России Русская идея стала предметом
пристального внимания русских мыслителей. Это было время гигантов русской
литературы, и каждый из них в той или иной мере касался темы о месте России
в ряду других стран и ее исторической миссии. Особенно много места и
времени этой теме уделяли славянофилы. Все они были ярко выраженными
демократами и считали славян, особенно русских, наиболее способными к
воплощению в жизни демократических начал. Правда, они были защитниками
самодержавия и невысоко ценили политическую свободу. В этом отношении
славянофилы резко расходились с западниками, которые хотели, чтобы
политическое развитие России шло тем же путем, как и в Западной Европе.
Учение славянофилов действительно содержало в себе три принципа,
провозглашенные, как основа жизни России, министром народного просвещения
при Николае I графом Уваровым: православие, самодержавие, народность. Одним
из лидеров славянофильства был Хомяков А. С. Его рассуждения, в основном,
сводились к следующему.
Западная Европа не воплотила христианского идеала целостности жизни
вследствие чрезмерного преобладания логического знания и рассудочности, а
Россия до сих пор не осуществила его, во-первых, вследствие того, что
всесторонняя цельная правда по природе своей развивается медленно, и, во-
вторых, потому что русский народ до сих пор слишком мало уделял сил
разработке логического знания, которое необходимо сочетать со
сверхлогическим постижением бытия. Тем не менее, Хомяков верит в великую
миссию русского народа, когда он вполне осознает и выразит “все духовные
силы и начала, лежащие в основе Святой Православной Руси”. “История”,
говорит он, “призывает Россию стать впереди всемирного просвещения: она
дает ей на это право за всесторонность и полноту ее начал, а право, данное
историею народу, есть обязанность, налагаемая на каждого из его членов”. Ее
идеальное назначение состоит не в том, чтобы стать самым могучим или самым
богатым государством, а в том, чтобы стать “самым христианским из всех
человеческих обществ”.
Из других славянофилов к этому актуальному для них вопросу обращались
Киреевский И. В., Аксаков К. С., и др.
Склад ума, находимый Киреевским у Восточных Отцов Церкви, -
“безмятежная внутренняя целость духа” как основа всего поведения и
мышления. Вместе с христианством этот тип духовной культуры был усвоен
русским народом, культура которого была чрезвычайно высока в XII-XIII
веках. Целостность и разумность - основные черты ее, а на Западе -
раздвоение и рассудочность. Во множестве проявлений жизни ярко выражено это
различие:
1) в Западной Европе - рассудочно-отвлеченное богословие, обоснование
истины путем логического сцепления понятий; на Руси - стремление к
истине “посредством внутреннего возвышения самосознания к сердечной
целостности и средоточию разума”;
2) на Западе - государственность из насилий завоевания; на Руси - из
естественного развития народного быта;
3) на Западе - враждебная разграниченность сословий, - в Древней
Руси их “единодушная совокупность”;
4) на Западе - поземельная собственность - первое отношение гражданских
отношений, на Руси - собственность только случайное выражение отношений
личных;
5) на Западе - законность формально-логическая, на Руси - выходящая из
быта. Вообще на Западе раздвоение духа, наук, государства, сословий,
семейных прав и обязанностей; в России - стремление к цельности “бытия
внутреннего и внешнего”; “ постоянная память об отношении всего
временного к вечному и человеческого к Божественному” - такова
древнерусская жизнь, следы которой сохранились и теперь в народе.
Оторвавшись от бесконечной цели, поставив себе мелкие задачи, “западный
человек почти всегда доволен своим состоянием”; он “готов, с гордостью
ударяя себя по сердцу, говорить себе и другим, что совесть его вполне
спокойна, что он совершенно чист перед Богом и людьми, что он одного только
просит у Бога, чтобы другие люди были на него похожи”. Если он столкнется с
общепринятым понятием о нравственности, он выдумает себе оригинальную
систему нравственности и опять успокоится. “Русский человек, напротив того,
всегда живо чувствует свои недостатки и чем выше восходит по лестнице
нравственного развития, тем более требует от себя и поэтому тем менее
бывает доволен собой”.
Русский народ, согласно Аксакову, резко отличает “землю” и государство.
“Земля” есть община; она живет согласно внутренней, нравственной правде,
она предпочитает путь мира, согласный с учением Христа. Однако наличие
воинственных соседей заставляет, в конце концов, образовать государство.
Для этой цели русские призвали варягов и, отделив “землю” от государства,
передали политическую власть выбранному государю. Государство живет внешнею
правдою: оно создает внешние правила жизни, предписания и прибегает к
принудительной силе. Преобладание внешней правды над внутреннею есть путь
развития Западной Европы, где государство возникло путем завоевания.
Наоборот, в России государство возникло вследствие добровольного призвания
варягов “землею”. Поэтому в России существует союз “Земли и государства”.
Земле принадлежит совещательный голос, сила “мнения”, а власть, принимающая
окончательные решения, принадлежит государю. Таково было отношение,
например, между Земскими Соборами в Московской Руси и государем. Реформы
Петра Великого нарушили этот идеальный порядок. Аксаков сначала восхвалял
Петра Великого, как освободителя русских “от национальной
исключительности”, а потом возненавидел его реформы, но по-прежнему
продолжал высказываться против национальной исключительности. Высшее
достоинство русского народа он видит именно в том, что в русском народе
общечеловеческие начала развиты выше, чем у других народов, ему присущ
“христианско-человеческий дух”. Что же касается западноевропейских народов,
им присуща национальная исключительность или же, как реакция против нее,
космополитизм, отрицание национального начала, что также есть заблуждение.
Безмерно идеализируя русскую историю, К. Аксаков говорит, что она есть
“Всемирная Исповедь” и может “читаться, как жития святых”. Смирение
русского народа обнаруживается в том, что каждый подвиг, каждое высокое
достижение свое он приписывает не себе, а Богу и прославляет Его крестными
ходами, молебнами, закладками церквей, а не памятниками себе и своим
великим людям. К Западной Европе К. Аксаков проявляет ненависть, в такой же