Коперника, необходимо было не только отказаться от некоторых догматов,
утверждавшихся теологией, но и согласиться/с представлениями, которые резко
противоречили обыденному мировосприятию.
Должно было пройти немало времени, вобравшего в себя такие
драматические эпизоды, как сожжение Дж.Бруно, отречение Г.Галилея, идейные
конфликты в связи с учением Ч.Дарвина о происхождении видов, прежде чем
наука смогла стать решающей инстанцией в вопросах первостепенной
мировоззренческой значимости, касающихся структуры материи и строения
Вселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека и т.д.
Еще больше времени потребовалось для того, чтобы предлагаемые наукой ответы
на эти и другие вопросы стали элементами общего образования. Без этого
научные представления не могли превратиться в составную часть культуры
общества. Итак, мировоззренческая функция науки помогает человеку не только
объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную
систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии,
выработать свое мировоззрение.
Одновременно с этим процессом возникновения и укрепления познавательно
- мировоззренческих функций науки занятия наукой постепенно становились в
глазах общества самостоятельной и вполне достойной, респектабельной сферой
человеческой деятельности. Иначе говоря, происходило формирование науки как
социального института в структуре общества.
2.2 Функция науки как непосредственной производительной силы.
Отвечая на экономические потребности общества, наука реализует себя в
функции непосредственной производительной силы, выступая в качестве
важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития людей. Именно крупное
машинное производство, которое возникло в результате индустриального
переворота XVIII—XIX вв., составило материальную базу для превращения науки
в непосредственную производительную силу.
Производственная, технико-технологическая функция призвана
для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий,
форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении
науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как
особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным
работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки.
Обсуждая о функциях науки как непосредственной производительной силы,
то нам сегодня эти функции, пожалуй, представляются не только наиболее
очевидными, но и первейшими, изначальными. И это понятно, если учитывать
беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического
прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и
во всех сферах деятельности человека. Однако при историческом рассмотрении
картина предстает в ином свете. Процесс превращения науки в
непосредственную производительную силу впервые был зафиксирован и
проанализирован К.Марксом в середине прошлого столетия, когда синтез науки,
техники и производства был не столько реальностью, сколько перспективой.
В период становления науки как социального института вызревали
материальные предпосылки для осуществления такого синтеза, создавался
необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался
соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было
изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила
односторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития
техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало
новым научным дисциплинам.
Так было, например, с гидравликой, с термодинамикой. Сама же наука мало
что давала практической деятельности — промышленности, сельскому хозяйству,
медицине. И дело было не только в недостаточном уровне развития науки, но
прежде всего в том, что сама практика, как правило, не умела, да и не
испытывала потребности опираться на завоевания науки или хотя бы просто
систематически учитывать их. Вплоть до середины XIX века случаи, когда
результаты науки находили практическое применение, были эпизодическими и не
вели ко всеобщему осознанию и рациональному использованию тех богатейших
возможностей, которые сулило практическое использование результатов научных
исследований.
Со временем, однако, становилось очевидным, что сугубо эмпирическая
основа слишком узка и ограниченна для того, чтобы обеспечить непрерывное
развитие производительных сил, прогресс техники. И промышленники, и ученые
начинали видеть в науке мощный катализатор процесса непрерывного
совершенствования средств производственной деятельности. Осознание этого
резко изменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой для ее
решающего поворота в сторону практики, материального производства. И здесь,
как и в культурно-мировоззренческой сфере, наука недолго ограничивалась
подчиненной ролью и довольно быстро выявила свой потенциал
революционизирующей силы, в корне меняющей облик и характер производства.
Важной стороной превращения науки в непосредственную производительную
силу является создание и упрочение постоянных каналов для практического
использования научных знаний, появление таких отраслей деятельности, как
прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической
информации и др. Причем, вслед за промышленностью такие каналы возникают и
в других отраслях материального производства и даже за его пределами. Все
это влечет за собой значительные последствия и для науки, и для практики.
Если говорить о науке, то она прежде всего получает новый мощный
импульс для своего развития, поскольку «применение науки к
непосредственному производству само становится для нее одним из
определяющих и побуждающих моментов». Со своей стороны, практика все более
явно ориентируется на устойчивую и непрерывно расширяющуюся связь с наукой.
Для современного производства, да и не только для него, все более широкое
применение научного знания выступает как обязательное условие самого
существования и воспроизводства многих видов деятельности, возникших в свое
время вне всякой связи с наукой, не говоря уже о тех, которые ею порождены.
2.3 Функция науки в качестве социальной силы
Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки все более
отчетливо обнаруживается еще одна группа функций — она начинает выступать и
в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы
социального развития. Наиболее ярко это проявляется в тех довольно
многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки
используются для разработки масштабных планов и программ социального и
экономического развития. При составлении каждой такой программы,
определяющей, как • правило, цели деятельности многих предприятий,
учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие
ученых как носителей специальных знаний и методов из разных областей.
Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и
программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие
общественных, естественных и технических наук.
Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных
проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую
проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет
одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как
истощение природных ресурсов планеты, растущее загрязнение воздуха, воды,
почвы. Следовательно, наука — один из факторов тех радикальных и далеко не
безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека.
Этого не скрывают и сами ученые. Напротив, именно они были в числе тех, кто
стал первым подавать сигналы тревоги, именно они первыми увидели симптомы
надвигающегося кризиса и привлекли к этой теме внимание общественности,
политических и государственных деятелей, хозяйственных руководителей.
Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и
параметров экологических опасностей. В этой своей функции наука затрагивает
социальное управление. Любопытный пример, подтверждающий, что наука всегда
пыталась преподать себя как дополнительная социальная сила, связан с первой
демонстрацией такого чисто «созерцательного» инструмента, как телескоп,
который Галилей, представляя сенаторам Венецианской республики,
пропагандировал как средство, позволяющее различать вражеские корабли
«двумя или более часами» раньше.
Наука в данном случае отнюдь не ограничивается созданием средств для
решения поставленных перед ней извне целей. И объяснение причин
возникновения экологической опасности, и поиск путей ее предотвращения,
первые формулировки экологической проблемы и ее последующие уточнения,
выдвижение целей перед обществом и создание средств для их достижения — все
это в данном случае тесно связано с наукой, выступающей в функции
социальной силы. В этом качестве наука оказывает комплексное воздействие на
общественную жизнь, особенно интенсивно затрагивая технико-экономическое
развитие, социальное управление и те социальные институты, которые
участвуют в формировании мировоззрения.
2.4 Культурная функция науки.
Культурная, образовательная функция заключается главным образом в том,
что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного
развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно
воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание
программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения.
Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная
функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику,
систему образования и средств массовой информации, просветительскую
деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным
феноменом, самым имеет соответствующую направленность, занимает
исключительно важное место в сфере духовного производства.
Культурная функция науки не сводима только к результативному исходу, т.е.
к тому, что результаты научной деятельности составляют также и совокупный
потенциал культуры как таковой. Культурная функция науки сильна своей
процессуальностью. Она предполагает прежде всего формирование человека в
качестве субъекта деятельности и познания. Само индивидуальное познание
совершается исключительно в окультуренных, социальных формах, принятых и
существующих в культуре. Индивид застает уже готовыми («априори» в
терминологии И. Канта) средства и способы познания, приобщаясь к ним в
процессе социализации. Исторически человеческое сообщество той или иной
эпохи всегда располагало и общими языковыми средствами, и общим
инструментарием, и специальными понятиями и процедурами — своеобразными
«очками», при помощи которых прочитывалась действительность, «призмой»,
сквозь которую она разглядывалась. Научное знание, глубоко проникая в быт,
составляя существенную основу формирования сознания и мировоззрения людей,
превратилось в неотъемлемый компонент социальной среды, в которой
происходит становление и формирование личности.
Наука, понимаемая как социокультурный феномен, не может развиваться вне
освоения знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в социальной
памяти. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную
наполненность. Открываются новые возможности этоса науки: проблема
интеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственного
выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата
в научном сообществе и коллективе.
2.5 Другие социальные функции науки.
На основе достаточно пестрой и разноплановой совокупной личностной
картины мира индивид формирует отношение к себе, другим людям и их природе.
Переосмысление картины мира осуществляется в соотношении с потребностями и
интересами, идеалами и нормами жизнедеятельности. Измененные таким образом
знания приобретают ценность для субъекта, сравниваются с ценностями других
субъектов, всего общества. В этом проявляется аксиологическая функция
науки.
Культурно-воспитательная, образовательная функция заключается
главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным
фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и
рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный
процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию,
формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит
педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через
культурную деятельность и политику, систему образования и
средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и
др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, самым
имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место
в сфере духовного производства.
Прогностическая функция - наука позволяет человеку не только изменять
окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать
последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут
показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации
по их определению.
Управленческо - регулятивная функция выражается в том, что наука
должна разрабатывать идейно-теоретические и методологические основы
управления и регуляции, прежде всего это касается социальных явлений
и процессов. Ученые, менеджеры, социологи, психологи, политологи
и экономисты осуществляют информационное обеспечение
управленческо-регулятивного процесса,. консультирование работников
государственного аппарата, своими практическими рекомендациями
способны повышать эффективность управленческих решений,
совершенствовать организационные структуры, служебные и деловые
отношения; научные работники через свою педагогическую деятельность
могут значительна поднять уровень управленческой культуры
руководящих кадров.
Идейно-преемственная, традиционная функция обеспечивает
наследование, сохранение всех достижений научного "коллективного
интеллекта", научной памяти, связь времен, преемственность различных
поколений ученых, передачу традиций исследовательской эстафеты,
определенных норм, ценностей и идеалов в сфере научного производства,
сообщества и этоса.
Практически-действенная функция в известной мере как бы интегрирует
все другие функции науки, характеризует её как универсальную
преобразующую социальную силу, которая способна изменить все общество,
все его сферы, стороны и отношения. Данная функция осуществляется
главным образом через практическую, производственную деятельность
людей, в которой происходит процесс материализации, "овеществления"
научного знания, идей ученых.
Заключение.
В своем докладе я рассмотрел такую важную в философии тему, как
«Социальные функции науки». Раскрывая тему, я показал, что социальные
функции науки были и остаются актуальными, так как в функциях науки
обнаруживаются возможности и способности участвовать в решении кардинальных
проблем жизнедеятельности общества, в создании более благоприятных условий
и содержания жизни людей, в формировании культуры.
Возрастающая роль науки в общественной жизни породила ее особый статус
в современной культуре и новые черты ее взаимодействия с различными слоями
общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей
научного познания и его соотношения с другими формами познавательной
деятельности (искусством, обыденным сознанием и т.д.). Эта проблема, будучи
философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую
значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой
внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно
необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях
развития НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует
анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными
феноменами духовной и материальной культуры.
У порога XXI века – века развития науки и высоких технологий,
социальные функции науки быстро умножаются и разнообразятся, тем самым
вызвали надежду при решении самых разных проблем, возникающих в ходе
общественного развития.
Список использованной литературы:
1. Введение в философию: учебник. В22 / Под. Ред. И. Т. Фролова. М-
1989;
2. А. В. Юревич, И. П. Цапенко. Вопросы философии. М-1998;
3. В. С. Степин, В. Г. Горохов и М. А. Розов. Философия науки и
техники. М-1989;
4. Дж. Д. Бернал. Социальная функция науки. М-1938;
5. Лешкевич Т. Г. Философия науки и техники. М-1984;
6. lib.vvsu.ru/books/Bakalavr01/page0191.asp;
7. cultura.nm.ru/philosophy/glava_61.dhtml.
Страницы: 1, 2