Социальные перспективы и последствия компьютерной революции

устранять повторы и облегчают сверхскоростной поиск информации в различных

текстах. Поэтому молодежь пятого поколения в течение двух последующих

десятилетий сможет сделать гигантский интеллектуально-образовательный рывок

и существенно оторваться от своих сверстников в некомпьютеризированных

странах.

В этой связи особого внимания заслуживают хакеры, или, как их называл

Вейценбаум, одержимые программисты. Вряд ли можно найти другую технологию,

которая могла бы конкурировать с интеллектуальной технологией с точки

зрения привлекательности и почти гипнотического или даже наркотического

влияния на интеллект. В первую очередь это касается программистов, главным

образом профессиональных. Уже компьютерные игры, как показывают

исследования, могут увлечь детей и юношей до самозабвения, до полного

смешения реального и компьютерного мира и даже вытеснения первого

последним. В сфере профессионального программирования это зачастую приводит

хакерству, т. е. такому направлению деятельности, когда совершенствование и

самосовершенствование программного продукта становится самоцелью.

Преодоление “компьютерного сопротивления”, борьба с ошибками, изобретение

новых алгоритмов, нового программного дизайна, языков и осуществление

чрезвычайно сложных и труднодостижимых целей в сфере интеллектуализации

компьютерной деятельности становится содержанием всей жизни хакеров. Хотя

число хакеров в мире совсем невелико, но пандемия хакеров может со временем

оказаться столь же опасной и, во всяком случае, столь же быстро

нарастающей, как пандемия СПИДа в мире вирусных заболеваний. Здесь, кстати,

уместно сказать и о компьютерных заболеваниях (вирусах). Это фрагменты

программ, введенные в плохо защищенные базы данных и знаний, внедренные в

чужие файлы, тиражируемые там и способные к изменению смысла, порче других

программ или хранимых в компьютерах данных. Некоторые из таких вирусов в

порыве компьютерной эйфории создаются хакерами из озорства или в порядке

интеллектуального самоутверждения. Это феномен далеко не безопасный, и с

ним необходимо считаться не только как с технической проблемой, но и как с

проблемой в сфере компьютерной культуры и компьютерной преступности.

3.2. Необходимость обучения компьютерным технологиям в России

Принятая в нашей стране программа компьютерной грамотности мало

содействует заполнению возникающей в этом рывке концептуально-

информационной пропасти. Она подобна обучению грамотности при отсутствии

книг, тетрадей, карандашей и т. д. Tе микропроцессорные средства и

компьютеры, которые сейчас направляются в большинство наших школ, являются

крайне отсталыми по своим техническим и эксплуатационным характеристикам.

Обучение на них, естественно, закрепляет отнюдь не современные и не

прогрессивные навыки к простейшему программированию. Но самое главное

заключается в том, что школьник, побывывший на уроке компьютерной

грамотности, после этого “окунется” в информационную среду, которая

немногим отличается по своим принципиальным xapaктеристикам от

информационной среды середины столетия. Фактический доступ к домашнему

компьютеру, компьютеризованным средствам общения и взаимодействия для него

отрезан просто из-за того, что для большинства людей в нашем обществе

домашние компьютеры представляют экзотическое явление, тогда как в США,

Японии и странах Западной Европы, ряде государств Юго-Восточной Азии и

Латинской Америки, Канаде и Австралии это вполне o6ычная, будничная вещь,

естественно и непринужденно входящая во внутренний мир ребенка. Между пятым

поколением, с одной стороны, его некомпьютеризированными сверстниками, с

другой, и представителями старших поколений, с третьей стороны, со временем

могут возникнуть и уже сейчас возникают глубокие интеллектуальные, духовно-

культурные разрывы, грозящие в недалеком будущем превратиться в пропасть.

В информационных обществах компьютеры на paботе, в учебных заведениях и

в домашних условиях практически общедоступны. В соединении с неограниченным

доступом к любой научной и учебной литературе, научной периодике, к

библиотекам программ и базам знаний, дополненные множительной техникой и

аудиовизуальными системами обучения, они превращаются в самостоятельную и

мощную инфраструктуру действительно всестороннего интеллектуального

развития. Начиная с самого раннего детства, новое компьютерное поколение

погружается в систему не только традиционных, но и новых компьютерных игр.

Они требуют находчивости, изобретательности, умения мгновенно принимать

решения. Ребенок, взаимодействующий в процессе игры с компьютером, видит в

нем партнера, чутко реагирующего на его индивидуальные особенности. Этот

партнер является творческим “двойником”. Компьютер можно

перепрограммировать, игру усовершенствовать. Теркл рассказывает в своей

книге о негритянском мальчике, не воспринимавшем арифметику, но обожавшем

джазовую музыку и ритмические танцы. Научившись играть с компьютером, он

придумал игру, в которой цветные шарики под роковую мелодию совершали

симметрические движения, и таким образом научился решать довольно сложные

уравнения, отождествляя переменные с типами движений, скоростями,

расположением шариков и т. д. Многочисленные исследования показывают, что

информационная технология, соединенная с аудиовизуальными средствами,

телевизором, дисплеем, телевещанием т. д., создает целый мир поведенческих

моделей, которые постоянно, ежедневно в быту и на работе окружают человека

и программируют его деятельность во все возрастающем масштабе. Поэтому

можно уже говорить о том, что в недалеком будущем мы столкнемся с шестым

поколением. Если пятое поколение, согласно М. Маруаме, - это поколение

молодежи, научившейся благодаря компьютерам использовать для достижения

социальных, инженерных и иных целей гигантские объемы научной, деловой и

вообще полезной информации, то шестое поколение - это когорта людей,

выросших и воспитанных в совершенно иной информационно насыщенной среде,

отличающейся от вселенной Гутенберга, основанной на цивилизации

типографских станков, традиционных библиотек, радио и телефонов, в такой же

мере, как последняя отличалась от вселенной рукописных текстов, и эта

последняя - от вселенной и соответственно цивилизации, основанной на устной

передаче информации.

Гизо в своей “Истории цивилизации во Франции” говорил о том, что

человек средневековья, перенесенный в XIX в., совершенно не мог бы понять

образ жизни, мышление и обычаи этого столетия. Верно также и обратное, и

это подтверждается гигантскими трудностями в исследовании и интерпретации

средневековой культуры. Потребовалось далеко продвинуть современную

герменевтику, чтобы духовно-культурные процессы и способы деятельности

предшествовавших эпох и цивилизаций стали нам более или менее понятными.

Для образования такого духовно-культурного разрыва между эпохами и

поколениями потребовалось несколько столетий. Разрыв, который будет

отделять поколения людей, родившихся после второй мировой войны, от пятого

поколения в странах, находящихся в точке роста информационной цивилизации,

происходит уже сейчас. Внутри этих стран, в их собственном информационно-

культурном и технологическом ареале, он будет преодолен отчасти механизмами

образования и переподготовки, отчасти, а к концу столетия почти полностью,

путем биологической смены поколений в рамках новой информационной культуры.

Появление новых информационно-технологических возможностей не означает

в то же время, что все они будут реализованы. Одна из этих возможностей -

концептуальная, общеинтеллектуальная, образовательная однородность

общества. В действительности же такая возможность, хотя и в меньшем

масштабе, возникла уже с изобретением книгопечатания и резко усилилась с

появлением таких средств связи, как радио и телевидение. Тем не менее ни в

одной стране и ни в каких реальных условиях эта возможность не привела к

полной интеллектуальной и культурной изотропности общества. Дело в том, что

культурная и вообще духовная изотропность предполагает в качестве своей

предпосылки и основы изотропность социальную, имущественную и т. д. В

обозримом будущем ни в одной из существующих ныне социальных систем об изо-

тропности подобного рода не приходится и мечтать. Кризис социальных утопий

XIX и XX вв., крушение иллюзии социально однородного общества подводит нас

к пониманию того, что и в информационном обществе в рамках пятого и даже

шестого поколений будут существовать более или менее значительный перепады

и духовно-культурные разрывы, интеллектуальные, образовательные,

этнокультурные, мировоззренческие и другие диссонансы. Более того,

некоторые из таких разрывов могут даже увеличиться. В современной

литературе немало говорится о компьютерном одиночестве, об информационно-

технологической самоизоляции индивида. Замыкаясь в рамках современного

радиовещания, телематики, в компьютеризированных системах связи и обработки

данных, человек может постепенно изолироваться от непосредственного и

живого общения с другими членами общества. Вряд ли серьезно можно говорить,

что это приведет к распаду общественнмх связей. Но бесспорно, что подобные

процессы уже сейчас становятся некоторой, хотя и не вполне прорисованной,

реальностью. Их можно оценивать как позитивные и негативные последствия

ИКР. Но они, несомненно, должны учитываться как мощные факторы формирования

новых личностных ориентаций, духовно-культурных ценностей, установок и форм

поведения.

Что же касается шестого поколения, то здесь дело может оказаться куда

сложнее. Речь будет идти уже не о разрыве между поколениями в данном

обществе, а о духовной, концептуальной, культурной и деятельностной

пропасти, отделяющей информационно насыщенные цивилизации от стран и

народов, пошедших не по пути научно-технологического прогресса, а по пути

культурной, цивилизационной и концептуальной самоизоляции, по пути

утверждения своего “особого”, неповторимого, этнокультурного

предопределенного пути, который может вести только к необратимой

отсталости.

Уместно спросить, не будет ли означать возникновение шестого поколения

деиндивидуализацию ныне существующих культур. Я убежден, что по самому

смыслу исторического процесса такое предположение ошибочно.

Интернационализация и гомогенизация культур различных стран и народов, уже

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты