Содержание и специфика Английского просвещения

Содержание и специфика Английского просвещения

Философские миросозерцания, господствующие в течение XVIII века плоть до

его конца, в двояком смысле носят название философии просвещения и, месте с

тем, являются выражением духа своего времени. Они желают быть

просвещенными, пытаясь искать объяснения проблем бытия на ясных, понятных

основаниях; они стремятся просвещать, желая распространить познание того,

что полезно и достойно изучения, с целью вспомоществовать образованию и

благоденствию обществ. Философ предшествующего периода, решительнее других

идущий на встречу этой потребности, - Джон Локк. Его учение просто, ясно,

понятно здравому человеческому рассудку: в нем двоякое понятие просвещения

нашло свое совершеннейшее выражение. Поэтому философия Локка

преимущественно перед всеми другими царит в эпоху Просвещения. Локк

определил почти исключительно философское движение в Англии и Франции, но

рядом с ним в Германии приобретает влияние и философия Лейбница, который

вполне солидарен с Локком в тенденции сделать философию полезной. Но

Лейбниц в это время был известен только по своим популярным сочинениям,

преимущественно по теологическим, поэтому все, почерпнутое из его

философии, легко было связать с учениями Локка в одну эклектическую

популярную философию. Таким образом философия просвещения страдает полным

отсутствием оригинальных мыслей. Чем больше её культурно – историческое

значение, тем меньше ее ценность для прогресса философской мысли, или,

вернее, она служила прогрессу только косвенно, именно постольку, поскольку

она возбудила сначала противодействие со стороны отдельных глубоких умов, а

потом постепенно, как и всякое одностороннее движение, вызвало всеобщую

реакцию против себя, послужившую началом развития следующего периода. Если

поэтому эта философия высокомерно думала, то она и ее время достигли

кульминационного пункта духовного развития, то с более широкой точки зрения

она является только переходной эпохой между великими системами XVIII века и

новыми учениями наступающего XIX столетия. Важнейшими представителями этой

переходной эпохи являются по большей части противники философии

просвещения, отдельные мыслители, которые хотя и следуют общему направлению

времени, однако при этом пробивают своеобразные, относительно

самостоятельные пути. В борьбе философии просвещения с ее противниками

повторяется в несколько измененной форме борьба миросозерцаний,

предшествовавшая в предыдущий период образованию великих систем. Изменение

в форме борьбы произошло потому, что изменились точки зрения, и потому, что

в противниках просвещения уже многократно зарождались новые взгляды, -

предвозвестники грядущей эпохи.

Философская мысль Британии во второй половине ХVII-ХVIII вв. развивалась

под доминирующим влиянием идей Гоббса, Локка, Юма. Далеко не последнее

место в их творчестве занимала проблема человека. Гоббс, которого можно

считать одним из ранних просветителей в Англии, выводил "природу человека"

из жизненных влечений и практических интересов людей, из их "естественных"

побуждений к самосохранению, богатству, почету, славе. Люди действуют, по

Гоббсу, "ради любви к себе, а не к другим" и руководствуются, как правило,

эгоистическими устремлениями. Поэтому и возникают отношения соперничества и

вражды между людьми, положить конец которым может и должно установление

мощной государственной власти, введение четких законов, обязательных для

всех без исключения граждан. Государство выступает в политической теории

Гоббса продуктом общественного договора, гарантом мира и процветания членов

общества, дает возможность каждому человеку реализовать те права, которыми

он обладает "от природы": правом на жизнь, на безопасность, на владение

имуществом. Сторонник абсолютной власти государства, Гоббс вместе с тем не

исключал и определенных свобод, которыми должны располагать граждане:

свободы выбора местожительства, рода занятий, того или иного образа жизни и

т.п. Вслед за Гоббсом Локк также рассматривает государство как продукт

взаимного соглашения людей, но в отличие от своего предшественника он

выдвигает на передний план не столько правовые, юридические, сколько

моральные критерии поведения людей в обществе. Не гражданские законы, а

нормы нравственности, которые устанавливаются "по скрытому и молчаливому

согласию", должны быть, по мнению Локка, естественным регулятором

межличностных отношений. Он обращает внимание и на то, что люди "стремятся

к добру", что большая их часть одобряет не порок, а добродетель. Правда,

Локк тут же указывает на полезность добродетельных поступков для людей, их

необходимость для сохранения и укрепления социальных связей, благотворность

в конечном счете для всех членов общества. Юм, в отличие от Гоббса и

Локка, признавал как принцип "всеобщей благожелательности", так и

эгоистические основы природы человека.

"Большая часть человечества, - замечал он, - колеблется между пороком и

добродетелью". И хотя люди достаточно эгоистичны, обычно все же верх берет

чувство "симпатии", которое они питают друг к другу. К тому же в обществе

осуществляется "взаимный обмен добрыми услугами", который в еще большей

степени скрепляет социальные узы. В свойственной ему скептической манере

трактует Юм и природу человеческой души. Взгляд на душу как нематериальную

и неуничтожимую субстанцию является, по его мнению, не более чем иллюзией.

Однако это вовсе не значит, что Юм склоняется к материалистическому решению

психофизической проблемы. Это привело бы его к отрицанию бессмертия души.

Он же предпочитал позицию философского скептицизма, результатом чего явился

его агностицизм.

Деистская форма материализма.

Деистский характер материализма Толанда проявляется прежде всего в

колебании по поводу решения кардинального вопроса: создан ли мир богом или

он существует извечно? Как известно, Энгельс считал этот вопрос

специфической формой выражения основного вопроса философии в условиях

средних веков. Однако постановка и решение названного. вопроса оставались

актуальными и для нового времени, в условиях продолжающейся борьбы

материализма и религиозно-идеалистического мировоззрения. Автор «Писем к

Серене» делает специальную оговорку, что не желает вмешиваться в споры

относительно происхождения и долговечности материи, настаивая лишь на ее

изначальной активности. «Поэтому те, кто считает материю сотворенной, могут

по-своему верить, что бог первоначально наделил ее активностью, как он

наделил ее протяжением, а те, кто считает ее вечной, могут по-своему

полагать, что она извечно активна…». Уклоняясь от прямого ответа на вопрос

о том, сотворена ли материя или она извечна, но настаивая на атрибутивном

характере движения, Толанд с большей последовательностью высказывался

относительно неуничтожимости материи и движения. «… Говорить, что бог может

лишить материю движения, тогда как оно присуще ей, равносильно утверждению,

что он может отнять у нее протяжение или плотность, а это значит

утверждать, что он может уничтожить материю». Эту последнюю возможность

Толанд решительно отвергал, и в этом отношении он шел дальше Локка, который

не только усматривал в боге источник движения материи, но и признавал

сотворение материи, а также приписывал Богу способность уничтожить любую

частицу материи.

Деизм и материализм Толанда не могли «мирно» сосуществовать в рамках

одной философской системы. Деизм приводил к колебанию в решении основного

вопроса философии. Материализм же в свою очередь вступал в противоречие с

исходным принципом деизма — признанием бога в качестве безличной разумной

первопричины мира. Примечательно, что Толанд отдавал себе отчет о

несовместимости положений материализма и посылок деизма. Так, в конце своих

«Писем к Серене» он пишет, обращаясь к адресату: «… вы говорите, что раз

допущена активность материи, то, по-видимому, исчезает необходимость в

верховном уме». Согласиться с таким выводом Толанд, однако, не решился.

Напротив, он вновь повторил свой довод, что «бог так же мог создать материю

активной, как и протяженной…» И все же, несмотря на эти колебания, мысль

Толанда о движении как существенном свойстве материи знаменовала новый шаг

в разработке учения о материи. Толанд первым из мыслителей нового времени

выдвинул и обосновал положение о движении как атрибуте материи. Опираясь на

это положение, французские материалисты XVIII в., в частности Гольбах,

определили движение как «способ существования, вытекающий необходимым

образом из сущности материи…».

Субъективный идеализм Дж. Беркли

Уже в первые годы своего учения в университете Беркли убеждается в

успехах естественных наук. И поэтому свою задачу в создании «собственной

философской системы видит в противодействии распространению

материалистических взглядов». Защите религии он посвящает всю свою жизнь.

Учение, созданное Беркли это — субъективный идеализм. Отвергнув бытие

материи, оно признает существование только человеческого сознания, в

котором Беркли различает «идеи» и «души» («умы»). Лучшие его труды, в

которых он излагает свою философию, были написаны им в молодости, это «Опыт

новой теории зрения», «Трактат о принципах человеческого знания», «Три

диалога между Гиласом и Филонусом».

В 1709 году Беркли публикует свой «Опыт новой теории зрения». При

создании этого произведения Беркли больше всего волнует необходимость

устранения идеи первичных качеств, независящих от нашего сознания, якобы

подтверждающих реальность материи, а именно материи вне разума. А первичное

качество, особенно после трудов Декарта, завоевавших всеобщее признание, и

есть протяженность тел. Беркли публикует свой «Опыт…» специально с целью

опровергнуть всеобщее предвзятое (по его убеждению) мнение. «Мой замысел

заключается в том, чтобы показать, каким образом мы посредством зрения

воспринимаем расстояние, величины и положение предметов».

Результат, по мнению Беркли успешно достигнутый, состоял в том, чтобы

доказать, что расстояние, величина и положение предметов вовсе не являются

первичными, объективными (то есть независящими от субъекта) качествами

предметов, а скорее, нашими истолкованиями. В самом деле: «Когда мы смотрим

на близко расположенный предмет обоими глазами, то, по мере его приближения

и удаления от нас, мы изменяем направление взгляда, уменьшая или увеличивая

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты