Соотношение рационального и чувственного в процессе познания
Контрольная работа
по Основам философии
выполнил: студент заочного
отделения 3 курса 2-ой группы
специальность: «правоведение»
Семенюк Евгений Александрович
План
1. Соотношение рационального и чувственного в процессе познания.
2. Русская философия конца 19-го начала 20-го века.
В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны -
чувственное отражение и рациональное познание.
Познание есть разновидность духовного производства, результатом которого
выступает знание в многообразных своих формах. В процессе познания
задействованы практически все способности человека, среди которых такие
важнейшие, как чувства и разум, находящиеся в тесном единстве друг с
другом, так и с другими человеческими способностями.
По вопросу о роли, месте и соотношении чувственного и рационального в
познавательном процессе в истории философии существовали две прямо
противоположные точки зрения – сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты
считали, что решающая роль в процессе познания принадлежит органам чувств,
а ощущения и другие формы живого созерцания признавались единственным
источником и средством достижения истины. Сенсуалистами были представители
как материализма (Гоббс, Локк, Фейербах и др.), так и идеализма (Беркли, Юм
и др.).
Рационалисты опираясь прежде всего на успехи математики, стремились
доказать, что всеобщие и необходимые истины не выводимы непосредственно из
данных чувственного опыта и его обобщение, а могут быть подчеркнуты только
из самого мышления. Такие взгляды развивали Декарт, Лейбниц, Гегель и др.
Хотя в рамках обеих названных концепций было высказано немало верных и
глубоких идей, в целом они были ограничены, односторонни. Сенсуализм
абсолютизировал чувственное познание, принимая (или вовсе отвергая) роль
мышления. Рационализм же отрицал опытное происхождение всеобщности и
необходимости как важнейших признаков достоверного знания и чрезмерно
преувеличивал значение мышления – вплоть до отрыва его от реальности.
Развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей
показывает, что в действительности любое знание есть единство двух
противоположных моментов, сторон – чувственного и рационального. Оно
невозможно ни без одного из них. Органы чувств доставляют разуму
соответствующие данные, факты. Разум их обобщает и делает определенные
выводы. Без органов чувств нет работы разуму, а чувственные данные в той
или иной мере всегда осмысленны, теоретически нагружены, регулируются
разумом.
Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств – зрения,
слуха, осязания и др., которые у человека есть «продукты всемирной
истории», а не только биологической эволюции. Органы чувств – это
единственные «ворота», через которые в наше сознание могут проникать
сведения об окружающем нас мире. Будучи моментом чувственно-предметной
деятельности (практики), живое созерцание осуществляется в трех основных
взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и представления, каждая из
которых есть субъективный образ объективного мира.
Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон,
свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Ощущения подразделяются на зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и
др. ощущения, как правило, выступают в качестве компонента более сложного
образа – восприятия.
Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом
созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных
ощущений.
Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета,
воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в
данный момент. Сюда относятся образы памяти (Спасская башня Кремля), образы
воображения (русалка, кентавр) и др. По сравнению с восприятием в
представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это
обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем
совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и
отбрасыванием несущественных.
Для живого созерцания в целом характерно отражение внешнего мира в
наглядной форме, наличие непосредственной (без промежуточных звеньев) связи
человека с реальной действительностью, отражение преимущественно внешних
сторон и связей, начало постижения внутренних зависимостей на основе
первоначального обобщения чувственных данных. Еще раз повторим, что нет
«чистой»чувственности, свободной от влияния мышления. Значение чувственного
отражения в развитии познания исключительно велико, даже если учитывать
тенденцию значительного возрастания роли мышления, абстрактно-
идеализированных объектов в современной науке.
Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.
Мышление – осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и
опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на
основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе
абстракции (понятий, категорий и др.). человеческое мышление осуществляется
в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке как
определенной знаковой системе, которая может быть естественной или
искусственной (язык математики, формальной логики, химические формулы и
т.п.).
Мышление человека – не чисто природное его свойство, а выработанная в ходе
истории функция социального субъекта, общества в процессе предметной
деятельности и общения, идеальная их форма. Поэтому мышление, его формы,
принципы, категории, законы и их последовательность внутренне связаны с
историей социальной жизни, обусловлены развитием труда, практики. Именно
уровень и структура последней обуславливают в конечном итоге способ
мышления той или иной эпохи, своеобразие логических «фигур» и связей на
каждом из ее этапов. Вместе с развитием практики, ее усложнением и
внутренней дифференциацией изменяется и мышление, проходя определенные
уровни (этапы, состояния и т.п.).
Исходя из древней философской традиции, восходящей к античности, следует
выделить два основных уровня мышления – рассудок и разум. Рассудок –
исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит
в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Главная
функция рассудка – расчленение и исчисление. Мышление в целом невозможно
без рассудка, он необходим всегда. Рассудок – это обыденное повседневное
житейское мышление или то, что часто называют здравым смыслом. Логика
рассудка – формальная логика, которая изучает структуру высказываний и
доказательств, обращая основное внимание на форму «готового» знания, а не
на его содержание.
Разум (диалектическое мышление – высший уровень рационального познания, для
которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и
сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на
этом своем уровне мышления может постигнуть сущность вещей, их законы и
противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Главная
задача разума – объединение многообразного вплоть до синтеза
противоположностей и выявления коренных причин и движущих сил изучаемых
явлений. Логика разума – диалектика, представленная как учение о
формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы.
Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход
рассудка и разума. Наиболее характерной формой перехода первого во второй
является выход за пределы сложившейся готовой системы знания. Переход
разума в рассудок связан прежде всего с процедурой формализации и перехода
в относительно устойчивое состояние тех систем знания, которые были
получены на основе разума.
Формы мышления – способы отражения действительности посредством
взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия,
суждения и умозаключения.
Понятие - форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные
стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. Понятия
должны быть гибки и подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях,
чтобы верно отразить реальную диалектику объективного мира.
Суждение – форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы
действительности, их свойства, связи и отношения. В форме суждения
отражаются любые свойства и признаки предмет. Понятие и суждение являются
«кирпичиками» для построения умозаключений, которые представляют собой
моменты движения от одних понятий к другим, выражают процесс получения
новых результатов в познании. Умозаключение – форма мышления, посредством
которой из ранее установленного знания выводится новое знание.
Следует иметь в виду, что рациональное (мышление) взаимосвязано не только с
чувственным, но и с другими – внерациональными – формами познания. Большое
значение в процессе познания имеют такие факторы, как воображение,
фантазия, эмоции и др. Среди них особенно важную роль играет интуиция –
способность прямого, непосредственного постижения истины без
предварительных логических рассуждений и без доказательств.
Своеобразно толковали соотношение рациональной и иррациональной,
интуитивной и дискурсивной сторон познания русские философы – интуитивисты.
С. Л. Франк, указывал на неразрывную связь рационального с противоположным
ему моментом – иррациональным, «верховенство подлинного знания) отдает
последнему. Познание как единство чувственного и рационального тесно
связаны с пониманием, которое является основным понятием герменевтики –
одного из наиболее влиятельных направлений современной философии.
Сильная сторона сенсуализма о подчеркивании роли чувственного познания как
важнейшего источника первичной информации. Слабая - в переоценке
чувственного знания, в попытке свести весь процесс познания к различным
комбинациям чувственных данных, принизить и свести на нет роль мышления. В
итоге сенсуализм всегда пасовал перед вопросом о природе общих понятий,
перед математическими истинами и т.д. Эти слабости сенсуализма активно
Страницы: 1, 2