Соотношение рационального и чувственного в процессе познания

Соотношение рационального и чувственного в процессе познания

Контрольная работа

по Основам философии

выполнил: студент заочного

отделения 3 курса 2-ой группы

специальность: «правоведение»

Семенюк Евгений Александрович

План

1. Соотношение рационального и чувственного в процессе познания.

2. Русская философия конца 19-го начала 20-го века.

В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны -

чувственное отражение и рациональное познание.

Познание есть разновидность духовного производства, результатом которого

выступает знание в многообразных своих формах. В процессе познания

задействованы практически все способности человека, среди которых такие

важнейшие, как чувства и разум, находящиеся в тесном единстве друг с

другом, так и с другими человеческими способностями.

По вопросу о роли, месте и соотношении чувственного и рационального в

познавательном процессе в истории философии существовали две прямо

противоположные точки зрения – сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты

считали, что решающая роль в процессе познания принадлежит органам чувств,

а ощущения и другие формы живого созерцания признавались единственным

источником и средством достижения истины. Сенсуалистами были представители

как материализма (Гоббс, Локк, Фейербах и др.), так и идеализма (Беркли, Юм

и др.).

Рационалисты опираясь прежде всего на успехи математики, стремились

доказать, что всеобщие и необходимые истины не выводимы непосредственно из

данных чувственного опыта и его обобщение, а могут быть подчеркнуты только

из самого мышления. Такие взгляды развивали Декарт, Лейбниц, Гегель и др.

Хотя в рамках обеих названных концепций было высказано немало верных и

глубоких идей, в целом они были ограничены, односторонни. Сенсуализм

абсолютизировал чувственное познание, принимая (или вовсе отвергая) роль

мышления. Рационализм же отрицал опытное происхождение всеобщности и

необходимости как важнейших признаков достоверного знания и чрезмерно

преувеличивал значение мышления – вплоть до отрыва его от реальности.

Развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей

показывает, что в действительности любое знание есть единство двух

противоположных моментов, сторон – чувственного и рационального. Оно

невозможно ни без одного из них. Органы чувств доставляют разуму

соответствующие данные, факты. Разум их обобщает и делает определенные

выводы. Без органов чувств нет работы разуму, а чувственные данные в той

или иной мере всегда осмысленны, теоретически нагружены, регулируются

разумом.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств – зрения,

слуха, осязания и др., которые у человека есть «продукты всемирной

истории», а не только биологической эволюции. Органы чувств – это

единственные «ворота», через которые в наше сознание могут проникать

сведения об окружающем нас мире. Будучи моментом чувственно-предметной

деятельности (практики), живое созерцание осуществляется в трех основных

взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и представления, каждая из

которых есть субъективный образ объективного мира.

Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон,

свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Ощущения подразделяются на зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и

др. ощущения, как правило, выступают в качестве компонента более сложного

образа – восприятия.

Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом

созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных

ощущений.

Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета,

воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в

данный момент. Сюда относятся образы памяти (Спасская башня Кремля), образы

воображения (русалка, кентавр) и др. По сравнению с восприятием в

представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это

обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем

совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и

отбрасыванием несущественных.

Для живого созерцания в целом характерно отражение внешнего мира в

наглядной форме, наличие непосредственной (без промежуточных звеньев) связи

человека с реальной действительностью, отражение преимущественно внешних

сторон и связей, начало постижения внутренних зависимостей на основе

первоначального обобщения чувственных данных. Еще раз повторим, что нет

«чистой»чувственности, свободной от влияния мышления. Значение чувственного

отражения в развитии познания исключительно велико, даже если учитывать

тенденцию значительного возрастания роли мышления, абстрактно-

идеализированных объектов в современной науке.

Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.

Мышление – осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и

опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на

основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе

абстракции (понятий, категорий и др.). человеческое мышление осуществляется

в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке как

определенной знаковой системе, которая может быть естественной или

искусственной (язык математики, формальной логики, химические формулы и

т.п.).

Мышление человека – не чисто природное его свойство, а выработанная в ходе

истории функция социального субъекта, общества в процессе предметной

деятельности и общения, идеальная их форма. Поэтому мышление, его формы,

принципы, категории, законы и их последовательность внутренне связаны с

историей социальной жизни, обусловлены развитием труда, практики. Именно

уровень и структура последней обуславливают в конечном итоге способ

мышления той или иной эпохи, своеобразие логических «фигур» и связей на

каждом из ее этапов. Вместе с развитием практики, ее усложнением и

внутренней дифференциацией изменяется и мышление, проходя определенные

уровни (этапы, состояния и т.п.).

Исходя из древней философской традиции, восходящей к античности, следует

выделить два основных уровня мышления – рассудок и разум. Рассудок –

исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит

в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Главная

функция рассудка – расчленение и исчисление. Мышление в целом невозможно

без рассудка, он необходим всегда. Рассудок – это обыденное повседневное

житейское мышление или то, что часто называют здравым смыслом. Логика

рассудка – формальная логика, которая изучает структуру высказываний и

доказательств, обращая основное внимание на форму «готового» знания, а не

на его содержание.

Разум (диалектическое мышление – высший уровень рационального познания, для

которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и

сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на

этом своем уровне мышления может постигнуть сущность вещей, их законы и

противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Главная

задача разума – объединение многообразного вплоть до синтеза

противоположностей и выявления коренных причин и движущих сил изучаемых

явлений. Логика разума – диалектика, представленная как учение о

формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы.

Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход

рассудка и разума. Наиболее характерной формой перехода первого во второй

является выход за пределы сложившейся готовой системы знания. Переход

разума в рассудок связан прежде всего с процедурой формализации и перехода

в относительно устойчивое состояние тех систем знания, которые были

получены на основе разума.

Формы мышления – способы отражения действительности посредством

взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия,

суждения и умозаключения.

Понятие - форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные

стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. Понятия

должны быть гибки и подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях,

чтобы верно отразить реальную диалектику объективного мира.

Суждение – форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы

действительности, их свойства, связи и отношения. В форме суждения

отражаются любые свойства и признаки предмет. Понятие и суждение являются

«кирпичиками» для построения умозаключений, которые представляют собой

моменты движения от одних понятий к другим, выражают процесс получения

новых результатов в познании. Умозаключение – форма мышления, посредством

которой из ранее установленного знания выводится новое знание.

Следует иметь в виду, что рациональное (мышление) взаимосвязано не только с

чувственным, но и с другими – внерациональными – формами познания. Большое

значение в процессе познания имеют такие факторы, как воображение,

фантазия, эмоции и др. Среди них особенно важную роль играет интуиция –

способность прямого, непосредственного постижения истины без

предварительных логических рассуждений и без доказательств.

Своеобразно толковали соотношение рациональной и иррациональной,

интуитивной и дискурсивной сторон познания русские философы – интуитивисты.

С. Л. Франк, указывал на неразрывную связь рационального с противоположным

ему моментом – иррациональным, «верховенство подлинного знания) отдает

последнему. Познание как единство чувственного и рационального тесно

связаны с пониманием, которое является основным понятием герменевтики –

одного из наиболее влиятельных направлений современной философии.

Сильная сторона сенсуализма о подчеркивании роли чувственного познания как

важнейшего источника первичной информации. Слабая - в переоценке

чувственного знания, в попытке свести весь процесс познания к различным

комбинациям чувственных данных, принизить и свести на нет роль мышления. В

итоге сенсуализм всегда пасовал перед вопросом о природе общих понятий,

перед математическими истинами и т.д. Эти слабости сенсуализма активно

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты