Сознание и искусственный интеллект

Сознание и искусственный интеллект

Министерство образования Российской федерации

Уральский государственный лесотехнический университет

Кафедра философии

Реферат на тему :

Сознание и искусственный интеллект

Выполнил : Борисов А.В., ДС-36

Проверил :

Яковлева Е.А.

Екатеринбург – 2004

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

Взгляды на термин “знание”

5

Сознание и разум

8

Искусственный интеллект и теоретические проблемы психологии 11

Заключение

13

Список использованной литературы

14

ВВЕДЕНИЕ

Все расширяющееся применение электронных вычислительных машин и

повышение их роли в жизни общества сделало актуальной проблему соотношения

возможностей человеческого мышления и так называемого машинного, или

искусственного, интеллекта.

В настоящее время практически невозможно указать ни одной, сферы

человеческой деятельности, где бы не использовались или не могли быть

использованы ЭВМ. При этом возникают вопросы: «Какой вид работы

принципиально не могут выполнить современные ЭВМ и почему?», «Какие сферы,

уровни человеческой деятельности не подвластны автоматизации?», «Каковы

перспективы развития и использования ЭВМ?»

Ответы на эти вопросы в значительной мере зависят от решения проблемы

соотношения и связи человека и кибернетических машин. Она имеет не только

теоретический, но и практический аспект, так как распределение функций

между человеком и ЭВМ невозможно осуществись без правильного понимания

вопроса о характере этого соотношения и его комплексной разработки в ряде

аспектов: кибернетическом, логическом, математическом, психологическом,

психофизиологическом. Но при исследовании состояния проблемы и трудностей,

встающих на пути ее решения, выдвигаются вопросы, которые выходят за рамки

компетенции специалистов по кибернетике, логике, математике и психологии и

требуют философско-методологического анализа и аргументации.

В литературе, посвященной философским проблемам кибернетики,

рассмотрение проблемы соотношения мышления человека и возможностей ЭВМ

нередко подменялось вопросом: Думают ли машины? При этом понятие «машина»

трактовалось слишком абстрактно, а мышление определялось в терминах

формальной логики и машинных операций. Предполагалось, что развитие

«машинного мышления» столкнется лишь с чисто техническими трудностями,

которые будут преодолены, подобно тому как авиация, постепенно

совершенствуясь, преодолела «звуковой барьер»

Поводом для поспешных оптимистических выводов послужили первые успехи в

решении достаточно простых задач, допускающих их полную алгоритмизацию,

программирование и последующую автономную обработку информации на ЭВМ. При

этом казалось, что решение и более сложных задач возможно путем увеличения

скорости переработки информации, объема «памяти», путем автоматического

распознавания вводимого в ЭВМ текста с помощью автоматических читающих

устройств и главное—путем совершенствования информационно-логических

программ, в частности методов эвристического программирования.

Однако при переходе к решению сложных задач оказалось невозможным

создать полностью формализованные решения и машинные программы. Причина

этого заключается в том, что процесс их решения на всех основных этапах

включает неформальные, в частности творческие, элементы, являющиеся

прерогативой исключительно человека.

Осознание этого обстоятельства и послужило толчком к изменению

стратегии применения ЭВМ во всех сферах человеческой деятельности; от

стратегии, предполагавшей постепенную принципиально не ограниченную замену

функций человеческого интеллекта искусственным, к стратегии кооперирования

возможностей человека и ЭВМ. Если раньше кибернетики стремились обосновать

и доказать плодотворность далеко идущих аналогий между человеческим

мышлением и кибернетическими устройствами, то в настоящее время это уже

мешает трезвой научной оценке возможностей ЭВМ.

Поэтому актуальной задачей кибернетики стало изучение фундаментальных

различий, возможностей и связей человека и кибернетических устройств.

Методологический анализ проблем «искусственного интеллекта» и

диалогового взаимодействия человека с ЭВМ важен не только для обоснования

общей стратегии решения этих проблем, но и для разработки вопросов

распределения функций человека и ЭВМ в процессе самого решения.

ВЗГЛЯДЫ НА ТЕРМИН “ЗНАНИЕ”

В последние годы термин “знание” все чаще употребляется в

информатике. Он встречается в таких словосочетаниях, как “база знаний”,

“банк знаний”, язык представления знаний”, “системы представления знаний” и

других. Специалисты подчеркивают, что совершенствование так называемых

интеллектуальных систем (информационно-поисковых систем высокого уровня,

диалоговых систем, базирующихся на естественных языках, интерактивных

человеко-машинных систем, используемых в управлении, проектировании,

научных исследованиях) вот многом определяется тем, насколько успешно будут

решаться задачи представления знаний.

Неудивительно, что перед теми, кто занимается проблемой представлении

знаний, встает вопрос о том, что такое знание, какова его природа и

основные характеристики. В связи с этим предпринимаются, например, попытки

дать такое определение знания, из которого можно было бы исходить в решении

задач представления знаний в компьютерных системах. Подчеркивается, что для

разработки средств и методов представления знаний необходимо использовать

результаты когнитивной психологии - науки, выявляющей структуры, в виде

которых человек хранит информацию об окружающем его мире. Высказывается

мнение, что язык и представление знаний в системах искусственного

интеллекта должны рассматриваться в рамках особого научного направления -

когитологии. Предметом когитологии должно стать знание как самостоятельный

аспект реальности.

Представлению данных присущ пассивный аспект: книга, таблица,

заполненная информацией память. В теории искусственного интеллекта особо

подчеркивается активный аспект представления: “знать” должно стать активной

операцией, позволяющей не только запоминать, но и извлекать воспринятые

(приобретенные, усвоенные) знания для рассуждений на их основе.

Следовательно, истоки представления знаний - в науке о познании

(эпистемологии или гносеологии), а его конечная цель - программные средства

информатики.

Вместе с тем вопрос, что такое знание, каковы его основные свойства и

способы получения, - это исконно философский вопрос. Закономерно поэтому

стремление дать философское осмысление вопросов компьютерного представления

знаний, выявляя прежде всего их гносеологические и философско-логические

аспекты.

Принципиальная мировоззренческая установка состоит в рассмотрении ЭВМ

как предмета-посредника в человеческой познавательной деятельности.

Компьютерная система, подобно другим предметам-посредникам (орудиям труда и

предметам быта, инструментам, приборам, знаково-символическим системам,

научным текстам и т. д.), играя инструментальную роль в познании, является

средством объективизации накопленного знания, воплощением определенного

социально-исторического опыта практической и познавательной деятельности.

Ее важнейшая теоретико-познавательная роль и обусловлена тем, что выделение

человеком во вновь познаваемых объектов черт, которые оказываются

существенными с точки зрения общественной практики, становится возможным

именно при помощи предметов-посредников. “ЭВМ, - подчеркивает акад. Г. С.

Поспелов, - представляет собой инструмент для интеллектуальной деятельности

людей, а научное направление “искусственный интеллект” придает этому

инструменту новые качества и обеспечивает новый, более перспективный стиль

его использования. Спор между сторонниками и противниками искусственного

интеллекта оказывается в связи с этим совершенно беспредметным.

Для философского анализа рассматриваемой проблематики важен вопрос о

том, считать ли термин “знание” в выражении “представление знаний” явлением

профессионального жаргона или действительно переход от представления данных

к представлению знаний имеет существенные гносеологические характеристики и

какие именно? Особенности ЭВМ как предмета-посредника в познании во многом

определяются тем, что ЭВМ относится к такому типу предметов-посредников,

как модели. Термин “модель” употребляется в обыденном языке и в языке науки

в различных значениях. Пусть под моделью понимается некоторая система

(материальная или концептуальная), в той или иной форме отображающая

некоторые свойства и отношения другой системы, называемой оригиналом, в

точно указанном смысле замещающая ее и дающая новую информацию об

оригинале. При анализе гносеологических аспектов моделирования ЭВМ

рассматривались в философско-методологической литературе прежде всего как

материальные модели, создаваемые на основе действия определенных физических

закономерностей и функционирующие благодаря протеканию в них вполне

определенных физических процессов. Моделирование на ЭВМ понималось как

техническая реализация определенной формы знакового моделирования. Однако,

рассматривая ЭВМ в гносеологическом плане как предмет посредник в познании,

имеет смысл не фиксировать внимание прежде всего на “железной части”

(hardware) компьютера, а рассматривать всю компьютерную систему как сложную

систему взаимосвязанных и до некоторых пределов самостоятельных моделей -

как материальных, так и знаковых, т. е. идеальных. Такой подход не только

соответствует рассмотрению компьютерных систем в современной информатике,

но является и гносеологически оправданным. Многие важные философские

аспекты проблем, возникающих в связи с компьютеризацией различных сфер

человеческой деятельности, требуют для своего исследования обращения прежде

всего к знаковым составляющим компьютерных систем. Это верно и в отношении

философских аспектов проблем представления знаний.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты