В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались
осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове
и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем
приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и
способ осуществления, и средства достижения этого результата.
Ключ к решению вопроса, который представляет собой происхождение
человека и его сознания заключается в одном слове - труд. Как говорится,
обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал
лезвие своих умственных способностей.
Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое
общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым
хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками.
Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-
то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и
тем самым с достижением конечной цели. Формирование сознания человека
связано с возникновением общественных отношений, которые требовали
подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей,
обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.
3.2. Роль языка и общения
в формировании и развитии сознания.
Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в
человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То
немногое, что животные имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и без
речи. Многие животные обладают голосовыми органами , мимико -
жестикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют
принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением
субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо
простым указанием, либо призывом к совместным действиям или
предупреждением об опасности и т.п. Язык животных никогда не достигает в
своей функции акта полагания некоторого абстрактного смысла в качестве
предмета общения. Содержанием общения животных всегда является наличная в
данный момент ситуация. Человеческая же речь оторвалась от своей
ситуативности, и это была “революция”, породившая человеческое сознание и
сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее
объективную реальность.
Мимико - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде
всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования
человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов
общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу.
Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и
периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования
речи - условно-рефлекторный : произносимые в той или иной ситуации звуки,
сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и
действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения
эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и
отношений.
Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством
общения и орудием мышления. Язык - это система содержательных значимых
форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они
предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное
содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть
непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе
мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не
только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием
и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга
не разрушая того и другого.
Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к
понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек
фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность
подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои
мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только
испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом
единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи
отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего
языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном
счете выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но
единство - это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от
друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает
в мысли. Речь - это не мышление, иначе величайшие болтуны должны были бы
быть величайшими мыслителями.
Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на
сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа,
в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость
мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным
образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично
модифицировать форму и стиль мышления.
Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до
завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для
исследования.
4. Структура сознания.
Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют
в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком
уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или
рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем
самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его
структурной организации.
В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не
просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму
отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано,
представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов,
находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания
наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание
вещей, а также переживание , то есть определенное отношение к содержанию
того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто
существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает прежде
всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке.
Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в
объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское,
эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и
рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия,
мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его
структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой
необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания
определенный круг объектов находится в фокусе сознания.
Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только
познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие
нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и
ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное
искание истины.
Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может
человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни
человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие
собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.),
настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и
аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).
В силу определенного отношения к объекту познания знания получают
различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое
выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А
это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его
жизненным ориентиром.
Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс
познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности,
интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе
как образное выражение, так и чувства.
Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными
на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в
дело благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества
составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное
сложноструктурированное целое.
5. Сознание - свойство высокоорганизованной материи.
6. Сознание и мозг.
Человеческий мозг - поразительно сложное образование, тончайший
нервный аппарат. Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема,
включенная в состав целостного организма и функционирующая в единстве с
ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним
миром. Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган
сознания, а сознание - функция человеческого мозга?
Прежде всего тот факт, что от уровня сложности организации мозга
зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг
первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь
примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в
результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой
сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени
организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка
формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг
глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания.
Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга.
Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура
организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания. Когда
повреждаются лобные доли, больные не могут продуцировать и осуществлять
сложные программы поведения; они не имеют устойчивых намерений и легко
возбуждаются побочными раздражителями. При поражении затылочно-теменных