Сознательное и бессознательное

признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для

Платона признание существования бессознательного послужило основой создания

теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах

психики человека.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне

(сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально

воздействующими раздражителями (“субсенсорные” или “субцептивные” реакции);

движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению

автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к

деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным

явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в

психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д. Было бы не верно на

том основании, что бессознательное - это противоположное сознанию,

приравнивать его к животной психике. Бессознательное - это столь же

специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно

детерминировано общественными условиями существования человека, выступая

как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.

Бессознательное образует низший уровень психики. Бессознательное —

это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных

воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь

психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознание»,

«сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения

действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени

и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В

бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный

контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во

сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но

реально воздействующими раздражителями («субсенсорные» или «субцептивные»

реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению

автоматизировавшиеся и поэтому ставшие неосознаваемыми; некоторые

побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К

бессознательным явлениям относятся некоторые патологические явления,

возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д.

Неосознаваемые побуждения исследовались в ситуациях так называемых

постгипнотических состояний. Загипнотизированному человеку в

экспериментальных целях внушалось, что он после выхода из гипноза должен

выполнить некоторые действия; например, подойти к одному из сотрудников и

развязать его галстук. Испытуемый, испытывая явную неловкость, выполнил

указание, хотя и не мог объяснить, почему ему пришло в голову совершить

столь странный поступок. Попытки оправдать свое действие тем, что галстук

был плохо завязан, не только для окружающих, но и для него самого выглядели

явно неубедительными. Тем не менее, в связи с тем, что все происходившее во

время гипнотического сеанса выпало из его памяти, побуждение

функционировало на уровне бессознательного, и он был уверен в том, что

действовал в какой-то мере целенаправленно и правильно.

Разнообразие форм и проявлений бессознательного исключительно велико.

В некоторых случаях можно говорить не только о бессознательном, но и

надсознательном в поведении и деятельности человека. Усвоение социального

опыта, культуры, духовных ценностей и создание этих ценностей художником

или ученым, совершаясь реально, не всегда становятся предметом рефлексии и

фактически оказываются соединением сознания и бессознательного.

Вообще, сознание – это понятие, имеющее очень широкий спектр

толкования, начиная от автоматических действий человека (не получающих

отражения в его сознании) и кончая особой сферой психической реальности, в

основном определяющей жизнь и поступки людей. Представление о

многослойности психики человека существовало ухе в древневосточной

философии. Концепция бессознания впервые была четко сформулирована

Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим бессознание как низшую форму

душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений,

возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций

(восприятий). В европейской традиции об этом также писал Кант, свою

концепцию бессознательного создали Э.Гартман и И.Ф.Гербарт. В теории

З.Фрейда бессознательное представлено в виде мощной иррациональной силы,

определяющей поведение человека. К.Г.Юнгом введено понятие «коллективного

бессознательного», характерного для каждого народа и этноса и формирующего

его творческий дух, чувства и ценности. В современной глубинной психологии

это понятие широко используется для трактовки всех психических форм жизни

человека. В современной оно толкуется как совокупность психических

процессов, состояний и схем поведения, не представленных отчетливо в

сознании людей. Термин «бессознательное» применяется также для

характеристики группового поведения, цели и последствия которого не

осознаются членами и лидерами группы. Личное бессознательное и коллективное

бессознательное влияют на жизнь индивида и ход исторического процесса.

4. Диалектика сознательного и бессознательного.

«Взаимосвязь сознательного и бессознательного является основной

предпосылкой психоанализа, и только она дает ему возможность понять и

приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы

в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность

психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество

психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим

его качествам.

Было бы неверно на том основании, что бессознательное и сознание –

это противоположные друг другу понятия, приравнивать бессознательное и

сознательное к животной и человеческой психике соответственно.

Бессознательное - это столь же специфически человеческое психическое

проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями

существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное

отражение мира в мозгу человека.

Явления бессознательного получают различные объяснения у

представителей разных научных школ. Пионер изучения бессознательного 3.

Фрейд под бессознательным понимал влечения человека, которые ему не

удавалось реализовать, поскольку они оказались противоречащими социальным

нормам. Это, по Фрейду, приводило к их вытеснению в сферу бессознательного.

Свое существование эти влечения обнаруживают в обмолвках, оговорках,

сновидениях.

Быть сознательным — это прежде всего чисто описательный термин, который

опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает

нам далее, что любой психический элемент, например представление,

обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным

является то, что состояние сознательности быстро проходит под воздействием

каких-либо, иногда незначительных факторов; представление в данный момент

сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может

вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким

оно было в промежуточный период, мы не знаем; можно сказать, что оно было

скрытым (латент), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно

было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, мы

также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае

совпадает со скрыто или потенциально сознательным. Правда, философы

возразили бы нам: нет, термин «бессознательное» не может иметь здесь

применения; пока представление находилось в скрытом состоянии, оно вообще

не было психическим. Но если бы уже в этом месте мы стали возражать им, то

затеяли бы совершенно бесплодный спор о словах.

К термину или понятию бессознательного мы пришли другим путем, путем

разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Мы

видели, т.е. вынуждены были признать, что существуют весьма напряженные

душевные процессы или представления — здесь прежде всего приходится иметь

дело с некоторым количественным, т.е. экономическим, моментом, — которые

могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие

представления, между прочим, и такие последствия, которые могут быть

осознаны опять-таки как представления, хотя в действительности и не

становятся сознательными.

Состояние, в котором они находились до осознания, мы называем вытеснением,

а сила, приведшая к вытеснению и поддерживавшая его, ощущается нами во

время нашей психоаналитической работы как сопротивление.

Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения о

вытеснении. Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример

бессознательного. Мы видим, однако, что есть двоякое бессознательное:

скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по

себе и без дальнейшего не может стать сознательным»(.

Таким образом, уровень бессознательного, выражающий переход его в

сознательное и наоборот выражает осознание человеком ранее неосознаваемой

мысли. Однако и осознаваемая в настоящем мысль переходит в сферу

бессознательного.

Самоустраненность действительно ведет к созданию мистики и религиозности,

но никогда не способствовала развитию общества и личности. У Ницше его

герой Заратустра ушел от людей в горы и жил там долго в одиночестве. Затем,

продумав все, он решил вернуться к людям и обратить их к тому, что он

осознал за годы одиночества. Люди не поняли его речей и посмеялись над ним.

Так Заратустра понял, что нужно сначала завести учеников и через их

посредство распространять свое учение. Заратустра хорошо разобрался в

жизни, прежде чем уйти в горы. В горах он все обдумал и, вернувшись,

обнаружил, что только опыт и размышления дают возможность правильно

действовать. Без опыта сразу же наступают ошибки и неверные действия.

Нельзя полагаться лишь на свое бессознательное и свою интуицию. Нужно

считаться с другими людьми, а это возможно лишь через опыт и диалог.

Таким образом, уход во внутренний мир не означает разрыва с внешним миром.

Напротив, в границах развивающегося сознания эта связь постоянна и

устойчива. Человек осознает свой внутренний мир и отличает его от мира

внешнего. Раз открыв его, человек никогда его не теряет. В то же время этот

мир является величиной изменчивой и зависит от усилий личности. В течение

жизни человек может расширять и углублять свой мир. Работа в этом

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты