принципы мышления, которые выступают в качестве критерия знания, не
являющегося откровением, также врожденны, с той только разницей, что
человек осознает их благодаря опыту.
Таким образом, томистский критерий истины также подчинен
теологическим целям и служит доказательству зависимости человека, его
несовершенства по сравнению с творцом. "Божественная истина, - пишет Фома,
- есть мера всякой истины. Поскольку бог - это первый ум и первый объект
понимания, всякая разумная истина должна измеряться его истиной".
Фома считает, что человек является единством тела и души. Тело
выполняет функцию возможности, душа же есть его форма, акт. Однако, защищая
самостоятельность и бессмертие души, Аквинат вводит понятие полных и
неполных субстанций. Полной субстанцией является человек как единство тела
и души, душа же, взятая отдельно, представляет собой неполную субстанцию.
Тело не является оковами души, напротив, их соединение - благо для души.
Бог, создав душу и вдохнув ее в человеческий эмбрион, как бы
приспосабливает ее к тому телу, которое должно составлять основу ее
индивидуальности и бессмертия. В иерархии видов земного бытия она является
самой совершенной формой, самостоятельной, способной существовать без
материи, но она ниже чистых духов. Таким образом, человек оказался
помещенным посредине - между животным миром и ангелами.
(((. Э Т И К А
1. Проблема зла. Теодицея.
Традиционная тема христианской философии - защита совершенства бога
и того, что им сотворено, перед лицом существующего в мире зла - занимает
много места в работах Аквинского. Обращение его к этой проблеме и широкое
ее рассмотрение диктовались историческими и доктринальными потребностями
церкви.
В средневековье действовали различные еретические секты, учения
которых имели ярко выраженный антифеодальный и, следовательно,
антицерковный характер. Томистская теодицея была прежде всего направлена
против идеологии катаров и других еретических сект. Катары провозглашали,
что материальный мир по своей природе есть зло, продукт злого духа, а
поскольку человеческое тело является его составной частью, следовательно,
оно по своему происхождению есть зло и достойно презрения. Соединение тела
и души для последней не благодеяние, а, напротив, наказание, оковы. А если
так, то Христос не мог воплотиться в человека. Из этих принципов следовало
отрицание необходимости церкви, осуждение ее как собственника материальных
богатств.
Перед христианской философией была поставлена важная дилема: если
бог - творец всего и он добр, то откуда же берет начало зло? Из
необходимости ответить на этот вопрос, возникла особая область христианской
философии, называемая теодицеей и занимающаяся защитой совершенства бога и
того, что сотворено им, перед лицом существующего в мире зла.
Исходным пунктом теодицеи Фомы была предпосылка, что зло не является
позитивным явлением и не существует само по себе, как добро, а представляет
собой просто обычное небытие, ущербность добра. Понятие зла Фома выводит из
понятия добра, исходя из теоретико-познавательной предпосылки о том, что
одна противоположность познается через другую, как например, темнота через
свет. Это относится также к добру и злу.
Второй тезис томистской теодицеи выражается в утверждении, что "добро
является субъектом зла". Фома утверждает, что все, а следовательно, и зло,
имеет свою причину. Причиной же может быть лишь то, чему присуще понятие
бытия, а следовательно, и добра. Зло же, будучи полным небытием, не может
выступать в роли какой бы то ни было причины. В таком случае остается
принять, что субъектом или источником зла является добро. Исходной точкой
для Аквинского являются слова Августина: "Бог не является создателем зла,
ибо не он причина стремления к небытию". Развивая эту мысль, Фома
напоминает, что в области морали зло основано на несовершенстве поведения,
которое в свою очередь следует из несовершенства морального субъекта. А
если бог - это абсолютное совершенство, то он не может быть причиной
морального зла.
Несколько иначе обстоит дело с естественными вещами. Здесь зло
основано просто на их порче и распаде. В замыслах же творца каждая форма
была задумана как благо мироздания, как его совершенство, которое требует,
чтобы "в вещах существовало определенное неравенство, чтобы осуществлялись
все степени добра" . Чтобы в мире была гармония, необходимы различные
степени добра, вещи различного совершенства. Как красота делается более
очевидной на фоне уродства, так и добро более заметно при сравнении со
злом, и наоборот. Таким образом вырисовывается третий тезис томистской
теодицеи: некоторое зло не портит гармонии вселенной, напротив, оно
необходимо для этой гармонии. Бог создает зло в вещах не намеренно, а лишь
случайно.
Для обеспечения порядка вселенной необходим также порядок
справедливости, который требует существования как грешников, так и хороших
людей. Здесь "бог является творцом зла как наказание, а не как вины". Это
четвертый тезис теодицеи Фомы.
2. Свободная воля человека и милость Божья.
Фома помещает человека на границе между миром животных и миром
чистых духов, между животными, с одной стороны, и ангелом - с другой. В
сравнении с последним человеческая личность является чем-то несравненно
более низким и несовершенным. В свою очередь в иерархии телесных созданий
человек находится на самом высоком месте как совершенное животное.
Отличается же человек от животных этого мира, по мнению Фомы,
нематериальной разумной душой и свободной волей. Благодаря последней
человек ответственен за свои поступки, ибо, обладая свободной волей, он в
состоянии выбирать между добром и злом. Чтобы могли существовать грех и
добродетель, наказание или награда, им должно предшествовать наличие
свободной воли.
По мнению Аквинского, свободная воля человека и связанные с нею
произвольные решения выбора имеют свой источник в интеллектуально-
познавательных органах, точнее, корнем всякой свободы является разум.
Поскольку Фома провозглашает примат интеллекта над волей, его позиция в
вопросе о свободе человека получила название этического интеллектуализма.
Она основана на том, что достаточно иметь подлинное знание о добре и зле,
чтобы поступать морально. Фома признает, что воля иногда может выполнять по
отношению к интеллекту функцию производящей причины, как бы побуждая его к
познанию, и в этом смысле она более совершенна, чем интеллект.
Свобода воли, коренящаяся в интеллекте, позволяет человеку поступать
в соответствии с моральными добродетелями. Свобода воли существует лишь
тогда, когда ее поддерживает бог, ибо он является первым источником как
естественных причин, так и свободных человеческих решений. Фома говорит,
что человеку присуща воля, ибо в противном случае напрасны были бы советы и
напоминания, повеления и запреты, наказания и поощрения.
Согласно Аквинату и всей католической этике, человек заслуживает
осуждения за неморальный поступок. Но плохой поступок также основывается на
свободном решении и не может быть совершен без поддержки бога. Поэтому бог
в первую очередь и заслуживает адских мук.
((((. Правовая и политическая доктрина
1. Происхождение и функции государства
Фома, а за ним и все католические философы переняли от Стагирита
прежде всего концепцию человека - политического животного, и учение о
государстве как бытии, логически более раннем, чем его граждане. Фома
утверждает, что государство, как бытие логически более раннее, берет свое
начало от бога, о чем у Стагирита речи не было. Всякое сообщество выполняет
определенные функции, ставит перед собой определенные цели, при реализации
которых не может обойтись без гегемона. Поэтому возникает необходимость в
том, чтобы кто-нибудь руководил этим обществом и вел его к цели, таким
именно руководителем и является государство.
Аквинат утверждает, что существуют различные формы власти, однако не
все они в одинаковой степени реализую счастье и благо общества. Он
различает олигархию, монархию, тиранию и ее разновидность - демократию.
Наилучшую форму власти представляет государство, в котором сочетаются
элементы монархические, аристократические и демократические.
Фома вводит различие сущности власти от ее формы. Первая происходит
от бога, то есть должна существовать организация, обеспечивающая порядок и
ведущая людей к определенной цели. Под формой же подразумевается способ
правления, структура власти. Правда Фома приводит очень туманную форму, что
"всякая власть также происходит от бога, хотя в действительности не
происходит от бога".
Следовательно, хотя всякая власть происходит от бога, она может также
не происходить от него. Последний случай имеет место тогда, когда: а)
правитель пришел к власти при помощи несправедливых средств; б) когда он
правит несправедливо, то есть вопреки интересам церкви. Это случается,
когда бог устанавливает в соответствии со своими планами плохую власть в
целях наказания подданных.
Аквинский говорит также о праве восстать против государственной
власти, когда: а) власть выступает против законов бога и элементарных
моральных принципов, в этом случае подданные должны отказаться повиноваться
ей; б) в случае превышения властью ее компетенции; в) случай, когда
правитель, избранный легально, начинает поступать несправедливо.
Так выглядит учение Фомы о государстве, оно содержит лишь видимость
демократических элементов, а в сущности выражает интересы церкви.
2. Право и его виды
А) Вечное право. Право как совокупность правил и норм составляет
разумное распоряжение правящего подданными. Его задача - вести людей ко
всеобщему благу. Вечное право - высшее право, под которым понимается
совокупность общих божественных принципов правления миром.
Б) Естественное право. Вечное право является источником
естественного права, существующего благодаря сопричастности богу. Оно
вневременное, вечное, неизменное и имеет разумный характер, то есть
доступно лишь разумным созданиям, которые познают его при помощи
собственного интеллекта.
В) Человеческое, или позитивное право. Применение принципов
естественного права к общественной жизни. Оно выводится из вечного права не
непосредственно, а опосредованно и является изменяемым, хотя и имеет
некоторые постоянные элементы.
Заключение
Из различия форм, являющихся подобием бога в вещах, Фома выводит
систему порядка материального мира. Формы вещей независимо от степени их
совершенства сопричастны творцу, благодаря чему занимают определенное место
в универсальной иерархии бытия. Это касается всех областей материального
мира и общества. По мнению Фомы, необходимо, чтобы одни занимались сельским
хозяйством, другие были пастухами, а третьи - строителями. Для божественной
гармонии социального мира необходимо также, чтобы существовали люди,
занимающиеся духовным трудом и работающие физически. Каждый человек
выполняет определенную функцию в жизни общества, и все творят определенное
благо.
Таким образом, согласно учению Фомы, различия в функциях,
выполняемых людьми, являются результатом не общественного разделения труда,
а целевой деятельности бога. Социальное и классовое неравенство - это не
следствие антагонистических производственных отношений, а отражение
иерархии форм в вещах. Все это по существу служило Аквинату для оправдания
феодальной социальной лестницы.
Философия Фомы Аквинского не сразу получила всеобщее признание среди
схоластических течений средневековья. Фома Аквинский имел противников в
ордене доминиканцев, среди некоторых представителей духовенства, латинскими
аверроистами. Однако, несмотря на первоначальные нападки, с XIV в. Фома
становится высшим авторитетом церкви, признавшей его доктрину в качестве
своей официальной философии. С этого времени церковь использует его учение
в борьбе со всякими движениями, направленными против ее интересов.
С этого времени на протяжении нескольких столетий философия Фомы
Аквинского культивировалась.
Использованная литература:
1. "Антология мировой философии" т. 1
2. Боргош Ю. " Фома Аквинский"
3. Соколов В.В. "История древней и средневековой
зарубежной философии"