потому является трансцендентным Богом. Активное творческое начало как бы
изымается из природы, из космоса и передается Богу; в средневековой
философии космос поэтому не есть больше самодовлеющее и вечное бытие, не
есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из
греческих философов.
Другим важным следствием креационизма является преодоление
характерного для античной философии дуализма противоположных начал -
активного и пассивного: идей или форм, с одной стороны, материи - с
другой. На место дуализма приходит монистический принцип: есть только
одно абсолютное начало - Бог, а все остальное - его творение. Разница
между Богом и творением - огромная: это две реальности различного ранга.
Подлинным бытием обладает только Бог, ему приписывается те атрибуты,
которыми античные философы наделяли бытие. Он вечен, неизменен, само
тождественен, ни от чего другого независит и является источником
всего сущего.
Христианский философ IV-V веков Августин Блаженный (354-430)
говорит поэтому, что Бог есть высшее бытие, высшая субстанция,
высшая(нематериальная) форма, высшее благо. Отождествляя Бога с
бытием, Августин следует священному писанию. В Ветхом завете Бог сообщает
о себе человеку: "Я есмь Сущий". В отличие от Бога, сотворенный мир
не обладает такой самостоятельностью, ибо существует не благодаря себе, а
благодаря другому; отсюда происходит непостоянство, изменчивость,
преходящий характер всего, что мы встречаем в мире. Христианский Бог, хотя
сам по себе недоступен для познания, тем не менее открывает себя
человеку, и его откровение явлено в священных текстах Библии, толкование
которых и есть основной путь богопознания. Понимание бытия в средние
века в средние века нашло свое выражение в формуле: ens et bonum
conventuntur (бытие и благо обратимы). Так как Бог и только Бог есть высшее
бытие и благо, то все, что им сотворено, тоже хорошо и совершенно.
Отсюда следует утверждение о том, что зло само по себе - небытие, оно не
является сущностью. Так, дьявол, с точки зрения средневекового
мышления, это небытие прикидывающееся бытием. Зло живет благом за счет
блага, поэтому в конечном счете добро правит миром. В этом учении
выразился оптимистический мотив средневекового сознания.
2 Отображение христианского учения и античной философии на идеологию
философии средневековья.
Мировоззрение и жизненные принципы раннего христианства
первоначально формировались в противоположность языческим. Однако по
мере того как христианство все больше стало приобретать
популярность, потребовалось рациональное обоснование догматов. При
этом использовались учения античных философов в новой интерпретации.
Таким образом идеология средневековой философии сформировалась на
взглядах христианства и античной философии. Эти два противоположных учения
не так-то просто было связаны друг с другом. У греков понятие бытия
было связано с идеей предела (пифагорейцы), единого (элеаты), то
есть сопределенностью и неделимостью.
Беспредельное, неделимое представлялось как несовершенство, хаос,
небытие. В учении христианства же бытие характеризуется как высшее
начало, беспредельное всемогущество, которым обладает только Бог. Сущность
и существование.
В средневековой философии проводится различие бытия , или
существования (экзистенции), и сущности (эссенции). У всех средневековых
философов познание каждой вещи сводится к ответу на четыре вопроса:
1. Есть ли вещь?
2. Что она такое?
3. Какова она?
4. Почему (для чего) она есть?
Если первый вопрос требует установить существование, то остальные -
сущность вещи.
У Аристотеля, всесторонне исследовавшего категорию сущности,
еще не было проведено столь определенного различия сущности и
существования. Четкое же различие этих понятий дал Боэций (около 480-524),
чья разработка проблем логики оказала решающее влияние на последующее
развитие средневековой схоластики. Согласно Боэцию, бытие
(существование) и сущность- это вовсе не одно и то же; только в Боге,
который есть простая субстанция, ..." ( интересно, почему же простая ?!)
"...бытие и сущность совпадают". Что же касается сотворенных вещей,
то они не просты, а сложны, и это прежде всего выражается в том,
что их бытие и их сущность не тождественны. Чтобы та или иная сущность
получила существование, она должна стать причастной к бытию или
должна быть сотворена божественной силой.
Сущность вещи выражается в ее определении, в понятии этой вещи,
которое мы постигаем разумом. О существовании же вещи мы узнаем из опыта,
то есть из прямого контакта с вещами, так как существование возникает не из
разума, а из акта всемогущей воли творца, а потому и не входит в
понятие вещи. Таким образом, понятие существования как не принадлежащего
к самой сущности вещи вводится для осмысления догмата творения.
Направления философской мысли средневековья.
Для средневековой философии очень характерны два течения: реалисты и
номиналисты. В то время слово "реализм" не имел ничего общего с
современным значением этого слова.
Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной
реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не
единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии
существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме.
И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность
вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие.
Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета
воли над разумом и носило название номинализма. Термин "номинализм"
происходит от латинского "nomen" - "имя". Согласно номиналистам, общие
понятия - только имена; они необладают никаким самостоятельным
существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых
признаков, общих для целого ряда вещей. Например, понятие "человек"
получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в
отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек
- это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто либо из
животных (по крайней мере мы, люди так считаем). Данное определение
можно, в принципе, уточнить: у человека одна голова, две руки, две ноги
и т.д., но это уже излишне, так как первое определение уже однозначно
определяет сущность человека.
Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют
не до вещей, а после вещей. Некоторые номиналисты даже доказывали, что
общие понятия есть не более, чем звуки человеческого голоса. К таким
номиналистам принадлежал ,например Росцелин (XI-XII века). Если углубиться
в глубь этого вопроса, то довольно сложно встать на какую-то определенную
сторону баррикады, но я больше склонен все-таки к теории номиналистов,
хотя бы потому что одни и те же вещи могут быть по-разному определены, то
есть теряется единственность определения, одно и то же
понятие становится неоднозначным множественным определением (а может это
наследие коммунистического атеистического воспитания?).
Однако, с другой стороны, если взять какой-
нибудь математический объект, например, отображение, то понятие само по
себе реально, то есть оно существует, а предмета как такового нет,
так как это придуманный человеком абстрактный объект. Данная ситуация не
вписывается в рамки номинализма, так как существует понятие, не
существует вещи: понятие до вещи. Теперь возьмем другой пример - понятие
алгоритма. Как известно всем математикам-программистам, определения
понятия алгоритма не существует (точно так же, как не существует
определения множества), однако сам алгоритм как написанный на бумаге текст,
как электрические заряды в памяти компьютера, как просто некоторая
последовательность действий, совершаемая каким-то живым существом,
например человеком, существует. Построена модель: вещь до понятия.
Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики.
Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики,
монах Фома Аквинский (1225/26-1274), ученик знаменитого теолога,
философа и естество испытателя Альберта Великого (1193-1280), как и его
учитель, пытался обосновать основные принципы христианской теологии,
опираясь на учения Аристотеля. При этом последнее было
преобразовано таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с
догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса
Христа.
У Фомы высшее начало есть бытие. Под бытием Фома понимает
христианского Бога, сотворившего мир, как об этом повествуется в Ветхом
Завете. Различая бытие и сущность, Фома не противопоставляет их, а
наоборот, (вслед за Аристотелем) подчеркивает их общий корень.
Сущности, или субстанции, согласно Фоме, обладают самостоятельным
бытием, в отличие от акциденций (свойств, качеств), которые
существуют только благодаря субстанциям.
Отсюда выводится различие субстанциональных и акцидентальных
форм. Субстанциальная форма сообщает всякой вещи простое бытие, а потому
при ее появлении мы говорим, что нечто возникло, а при ее исчезновении –
что нечто разрушилось.
Акцидентальная форма - источник определенных качеств, а не
бытия вещей. Различая вслед за Аристотелем актуальное и потенциальное
состояния, Фома рассматривает бытие как первое из актуальных
состояний. Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в
ней актуальности. На этом основании, он выделяет четыре уровня
бытийности вещей в зависимости от их степени актуальности.
1. На низшей ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет лишь
внешнюю определенность вещи (causa formalis); сюда относятся
неорганические стихии и минералы ..
2. На следующей ступени форма предстает как конечная причина (causa
finalis) вещи, которой поэтому присуща внутренняя