Сущность и назначение человека
Российский Государственный Аграрный Заочный Университет
Контрольная работа по курсу
"ФИЛОСОФИЯ"
выполнил студент
Голоков И.К.
шифр 2374
проверил
________________
________________
Москва 2002г.
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
Сущность и назначение человека. 3
Антропогенез (происхождение человека) и социогенез (происхождение общества)
как единый процесс. 11
Какое из предлагаемых определений, с вашей точки зрения, наиболее полно
характеризует человека? 13
Список использованной литературы. 14
Сущность и назначение человека.
Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как это
кажется на первый взгляд. Известный русский философ А.А.Богданов писал:
"Для обывателя "человек" - это вовсе не загадка, не "проклятый вопрос", а
просто живой факт его обывательского опыта: "человек" - это он сам и другие
обыватели, и все, кто обладает достаточным сходством с ними... Для философа-
метафизика "человек" - великая загадка... - это существо, одаренное
разумом, "нравственною свободою", "стремлением к абсолютному" и тому
подобными возвышенными свойствами...". Философское осмысление человека
связано с определенными трудностями. Размышляя о человеке, исследователь
ограничен и уровнем естественно-научных знаний своего времени, и условиями
исторической или житейской ситуации, и собственными политическими
пристрастиями. Все перечисленное так или иначе влияет на философское
толкование человека. Поэтому современная социальная философия, изучая
проблемы человека, интересуется не только собственно проблемами человека,
но и другой вечно актуальной проблемой, которую В.С.Барулин назвал
"сопряженностью человека и философии".
Сопряженность человека и философии - это выражение существа
философской культуры. Философская культура является формой самопознания
человека, его мировоззренчески ценностной ориентации в мире. Поэтому
человек всегда находится в основании философской ориентации, он выступает и
как ее естественно-гуманитарная предпосылка и столь же естественная цель,
сверхзадача философии. Иначе говоря, как уже отмечалось выше, человек
является и субъектом, и объектом философского познания. Какими бы
конкретными вопросами ни занималась философия на том или ином этапе своего
развития, ее всегда пронизывает реальная человеческая жизнь и
устремленность к решению насущных человеческих проблем. Эта связь философии
с человеком, его потребностями и интересами постоянна и непреходяща.
Взаимосвязь философии и человека, как и социально-философская проблема
в целом, исторически изменялась и развивалась. При этом в истории философии
можно выделить два параметра эволюции философии:
1) Степень понимания проблемы человека в качестве методологически
исходного принципа философствования. Иначе говоря, насколько философ
осознает, что именно человек - центр, критерий и высшая цель всего
философствования, насколько этот принцип важен.
2) Степень философского осмысления самого человека, его бытия, его
смысла существования, его интересов и целей. Другими словами, насколько
человек превратился в отдельный и специальный предмет философской
рефлексии, с какой теоретической глубиной, с какой степенью привлечения
всех средств философского анализа он рассматривается.
Таким образом, проблема человека всегда стояла в центре философских
исследований: какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда
был для нее проблемой наиважнейшей. Современный немецкий ученый Э.Кассирер
выделил в истории изучения человека четыре исторические периода:
1) изучение человека метафизикой (античность).
2) изучение человека теологией (средневековье),
3) изучение человека математикой и механикой (Новое время).
4) изучение человека биологией.
Первые представления о человеке возникают задолго до появления
философии - в мифологическом и религиозном сознании. При этом в верованиях
древних людей человек, как специфический объект рассмотрения, еще не
выделяется из окружающего его природного мира, а представляет собой лишь
"младшего родственника" природных объектов. Это наиболее наглядно
проявляется в тотемизме - форме первобытных верований, заключающейся в
поклонении растениям и животным, с которыми якобы существует
кровнородственная связь и которые являются сверхъестественными
покровителями рода или племени.
Первыми философскими взглядами на проблему человека можно считать
выводы, сложившиеся в древневосточной философии. Однако при этом не следует
забывать, что в Древнем Египте философское мировоззрение еще не отделилось
от обыденного знания, в Древней Индии философия срослась с религиозным
мировоззрением, а в Древнем Китае она была нерасторжима с нравственной
формой общественного сознания.
Важнейшей особенностью древневосточной философии была характерная для
нее "стертость" личностного начала, его "безликость" и подчиненность
всеобщему. Здесь универсальное "Я" превалирует над индивидуальным "Я". Если
для древних латинян характерно выражение "я и ты" ("ego et tu"), то в Индии
и Китае предпочитали говорить "мы", ибо каждое "я" мыслилось как
продолжение иного "я". Древневосточное мировоззрение пыталось отождествить
и объединить человека и природные процессы. Каждый человек ценился не сам
по себе, а лишь в силу того, что он есть часть этого единства. Целью и
смыслом жизни выступало достижение высшей мудрости, соединенное с истиной
Величайшего. "Как зеркало, очищенное от пыли, сияет ярко, так и телесное
(существо), узрев истинную (природу) атмана, становится единым, достигает
цели и избавляется от печали" (Древнеиндийская философия. М.,1972. С.250.).
Слияние с вечностью, в той или иной форме характерное для всей
древневосточной философии, не предполагает активности в реализации
личностного начала. Уподобление вечному и неизменному абсолюту предполагает
статичность, безоговорочное следование традиции и ориентацию человека на
почтительное и бережное отношение к внешнему миру, как природному, так и
социальному. При этом особо подчеркивалась необходимость совершенствования
внутреннего мира человека. В глубокой древности появляется одна из основ
восточного образа жизни - требование приспособления человека к обществу,
государству, старшему по чину или возрасту.
Античная философия сформировала основные западно - европейские подходы
к выделению человека в качестве отдельной и специальной философской
проблемы. Западная философия берет начало в Древней Греции и Древнем Риме.
Уже в ионийской натурфилософии (6-5 вв. до н.э.) была предпринята первая
попытка определить место человека в мире. Алкмеон из Кротона первым дал
определение человеку как существу, которое отличается от других животных
тем, что только оно способно понимать, в то время как другие, хотя и
воспринимают, но не понимают.
Согласно взглядам Протагора (5 в. до н.э.), человек от природы наг,
разут, раздет и безоружен. Он может поддержать себя только благодаря
прометеевскому огню, искусной мудрости, дарованной Афиной, и переданному
Зевсом общественному устройству, основанному на стыдливости и
справедливости. Эти качества человека развиваются благодаря постоянному
стремлению преодолеть нужду (Ксенофан) и достигнуть изобилия (Демокрит).
И еще одна важная черта античной философии. Сформулировав принцип
разумного миропонимания, она пришла к открытию человека как самостоятельной
ценности и признала за ним право на активность и инициативу. Это дало
возможность, говоря словами А.Ф.Лосева, "развернуть свое внутреннее
самочувствие, углубиться в свою собственную личность и сделать для себя
второстепенными все вопросы объективного миропорядка" (Лосев А.Ф. История
античной эстетики: Ранний эллинизм. М.,1979. С.12.), что наглядно
демонстрируют софисты, эпикурейцы, но прежде всего - Сократ.
Сократа по праву считают основоположником не только западноевропейской
философии человека, но и основоположником этики. Его прежде всего
интересовал внутренний мир человека, его душа и добродетели. Сократу
принадлежит вывод о том, что "добродетель есть знание", поэтому человеку
нужно познать сущность добра и справедливости и тогда он не будет совершать
дурных поступков. Учение о человеческой душе и разуме занимает центральное
место в сократовской философии, а самопознание человека выступает в ней
главной целью философии.
Великому ученику Сократа Платону принадлежит идея о том, что человек
есть не просто единство души и тела, но что именно душа - та субстанция,
которая делает человека человеком. От качества души зависит общая
характеристика человека. По его мнению, существует "иерархия душ", на
первом месте в которой стоит душа философа, на последнем - душа тирана. В
чем причина такого странного расположения душ? Дело в том, что душа
философа ближе всех приближена к мудрости и восприимчива к знаниям. А это
как раз и есть главные, сущностные черты человека, отличающие его от
животного.
Что касается связанного с именем Платона определения человека, как
двуногого животного без перьев, то оно, скорее всего, Платону не
принадлежит, а только приписано ему последующей молвой.
Следующий шаг в философском постижении человека сделал Аристотель. У
него этика и политика образуют единый комплекс "философии о человеческом",
занимающейся изучением практической деятельности и поведения человека.
Важнейшее достижение Аристотеля в философском понимании человека связано с
обоснованием его социальных характеристик. Знаменитой стала фраза античного
мыслителя: "Человек есть общественное животное." Человек - такое живое
существо, которое предназначено для жизни в государстве. Он способен
направлять свой ум как на доброе, так и на злое; он живет в обществе и
управляется законами.
Западноевропейское средневековье отмечено сильнейшим воздействием