Сущность сознания. Условия и предпосылки его возникновения

Сущность сознания. Условия и предпосылки его возникновения

Сущность сознания. Условия и предпосылки его возникновения.

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в

отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим

решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых

дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали

разгадку тайны феномена сознания.

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения

объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе,

который представляет собой единство психических процессов, активно

участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного

бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у

животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками

предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов,

являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и

смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и

обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления

и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия

человека с действительностью и управления ею.

В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности

сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как

крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты

отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая

сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как

самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют

сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что

существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в

природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно

достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного

идеализма.

Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм

ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром,

выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология

исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из

признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.

Гельвеций говорил:

“Чувства составляют источник всех наших знаний... Мы располагаем тремя

главными средствами исследования: наблюдением природы, размышлением и

экспериментом. Наблюдение собирает факты; размышление их комбинирует; опыт

проверяет результат комбинаций...

...всякое наше ощущение влечет за собой суждение, существование

которого, будучи неизвестным, когда оно не приковало к себе нашего

внимания, тем не менее реально”[1].

Данный фрагмент может служить иллюстрацией теории ассоциаций,

приверженцем которой являлся Гельвеций и на основе которой он объяснял

природу сознания. Ее суть: последовательно возникающие в мозгу ощущения

накладываются друг на друга и образуют “пучок ощущений”. Эти ощущения

являются образами объективной действительности, а возникающий на их основе

логический мыслительный процесс закономерно отражает объективную причинную

связь вещей и явлений.

Мнение З.Фрейда:

“Быть сознательным - это прежде всего чисто описательный термин,

который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт

показывает нам далее, что психический элемент, например, представление,

обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным

является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в

данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым,

однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых

условиях. Каким оно было в промежуточный период, мы не знаем; можно

сказать, что оно было скрытым (латент), подразумевая под этим то, что оно в

любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было

бессознательным, мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в

такое случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным...

Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения о

вытеснении. Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример

бессознательного. Мы видим, однако, что есть двоякое бессознательное:

скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по

себе и без дальнейшего не может стать сознательным... Скрытое

бессознательное, являющееся таковым только в описательном, но не в

динамическом смысле, называется нами предсознательным; термин

(бессознательное( мы применяем только к вытесненному динамическому

бессознательному; таким образом, мы имеем теперь три термина:

(сознательное( (Bw), (предсознательное( (Vbw) и (бессознательное(

(Ubw)”[2].

Философия ставит в центр своего внимания как основной вопрос отношение

материи и сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемы

обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди,

обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с полным правом

сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для

правильного понимания места и роли человека в мире. Уже поэтому проблема

сознания изначально привлекала самое пристальное внимание философов при

выработке ими исходных мировоззренческих и методологических установок.

При этом рассмотрение отдельных аспектов сознания как специфически

человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью в

рамках различных дисциплин всегда опирается на определенную философско-

мировоззренческую установку в подходе и сознанию. Это придает решению

вопроса о природе сознания с философских позиций особый, дополнительный

смысл и значение. При этом философия, в отличие от других наук, исследует

общую природу сознания, изучает его прежде всего под углом зрения своего

основного вопроса.

Идеалистический подход фактически мистифицирует сознание, поскольку

рассматривает его в качестве продукта души, превращая сознание в нечто

таинственное и недоступное рациональному, с научных позиций исследованию.

Материализм, напротив, снимает с сознания покров таинственности и исходит

из того, что оно есть функция мозга, во-вторых, рассматривает сознание как

отражение материи, отражение внешнего мира и, наконец, с материалистической

точки зрения оно является продуктом развития материального мира. При

подобном подходе оказывается, что сознание при всей его сложности вовсе не

является чем-то абсолютно непостижимым и непознаваемым.

Действительно, значительный материал о физиологических основаниях

сознания могут дать исследования физиологии высшей нервной деятельности,

поскольку сознание органически связано с материальными, физиологическими

процессами в мозгу, выступает как специфическая сторона. Обширные данные

для понимания сознания дает исследование человеческой деятельности и ее

продуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены знания, мысли и чувства

людей. Наряду с этим сознание проявляется в познании, вследствие чего и

этот источник, изучение познавательного процесса, открывает различные

стороны сознания.

Наконец, очень тесно можно сказать, органически связаны между собой

сознание и язык, в силу чего и научный анализ такого явления, как язык во

всей его многосложности, немаловажен для осмысления сущности, природы

сознания. При этом главное, о чем следует постоянно помнить, состоит в том,

что «нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит». Сознание, как и

материя, это реальность. Но если материя это объективная реальность,

характеризующаяся самодостаточностью и самообоснованностью, то сознание -

это реальность субъективная, это субъективный образ объективного мира. Оно

не существует само по себе, а имеет основание в ином, в материи. Иными

словами, диалектико-материалистический подход к сознанию исходит из того,

что сам способ бытия человека в мире всегда предполагает сознание, что

человеческая деятельность вся пронизана сознанием и без него не существует.

Но бытие - более широкая система, и сознание выступает как условие и

средство для того, чтобы человек мог вписаться в эту более широкую,

целостную системы бытия.

Сознание, как определяемое бытием, и выступает прежде всего в качестве

свойства высокоорганизованной материи и одновременно как продукт эволюции

материи, усложнения форм отражения в ходе этой эволюции, начиная с самых

элементарных форм и кончая мышлением. При этом сама эволюция форм отражения

определяется не изнутри, а на основе определенных взаимоотношений носителей

отражения с окружающей средой. У человека это взаимодействие реализуется в

практически - преобразующей деятельности, осуществляемой в рамках

определенных сообществ. Поэтому сознание - не просто функция мозга, оно -

общественный продукт. Общественная природа сознания отчетливо видна в его

органической связи с языком и в особенности - с практической деятельностью,

в которой сознание, его продукты опредмечиваются и которая придает сознанию

объективный характер, направленность на внешний мир с целью не только его

отражения, познания, но и его изменения. К тому же сознание не только

изначально формировалось в первичных формах общества, но и сегодня оно

закладывается и развивается у каждого нового поколения только в обществе

через деятельность и общение с себе подобными.

Сознание - это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно

оно тесно связано с познанием. Если познание есть сознание в его активной

направленности вовне, на объект, то само сознание в свою очередь результат

познания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше

наши познавательные потенциалы и наоборот - чем больше мы познаем мир, тем

богаче наше сознание. Следующий важный элемент сознания - внимание,

способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной

и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе. Далее, видимо,

следует назвать память, способность сознания накапливать информацию,

хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать

ранее приобретенные знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто и

нечто запоминаем. Сознание неотделимо от выражения определенного отношения

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты