подачи все той же рекламы. Но там на этом делают деньги, поэтому так и
надо. Это ведь евро и американский стандарты, все смотрят, значит и у нас
проглотят. По-моему это оскорбление. Нет выбора. Все под одну гребенку. Так
же как и американская пища, монополизировавшая весь мир. Опять же
считается, что США самая сильная страна, а, как известно, кто сильнее тот и
правит бал. Я не антиамериканист и не расист, я просто констатирую факты.
Так же, как СССР лез во все междоусобные конфликты с целью примерить, так
же и США лезут туда же, но только с целью установить протекторат.
На ТВ, если говорить о невежестве и навязывании стандартов даже в Америке,
где существует свыше 50 каналов можно ужаснуться происходящему на них.
Так, например, интервью Ларри Кинга с Далай Ламой (!), которое имело очень
высокий рейтинг, спокойно прерывалось рекламным блоком о прокладках,
презервативах и подгузниках. Разве это вообще имеет, какое либо моральное
объяснение? Деньги!
Потом, возвращаясь к теме политкорректности на ТВ, можно видеть только
черных исполнителей на музыкальных каналах. Причем еще 20 лет назад, о
такой роскоши они даже не мечтали. Там был один единственный Майкл Джексон,
которому удалось прорвать расовый барьер МТВ, правда, сменив для этого цвет
своей кожи. А сейчас в TOP 20 , 70 % это черная музыка, но зато все
корректно и все довольны или делают вид, из той же политкорректности, что
довольны. Здорово!
Поэтому, о какой демократии может идти речь? Вот все говорят об азиатской
сдержанности и целомудрии. Я был в Японии. Должен сказать, что они очень
трудолюбивы и даже перфекционисты во всем, но они тихо и не заметно
навязывают тебе свою идеологию, как сектанты. Они всегда, как фашисты,
хотят прочистить твои мозги.
Понятие личности.
[pic]
Слово личность
("personality") в английском языке происходит от латинского "persona".
Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время
театрального представления в древнегреческой драме. Раб не рассматривался
как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение "потерять
лицо", которое есть во многих языках, означает утрату своего места и
статуса в определенной иерархии. В русском языке издавна употребляется
термин "лик" для характеристики изображения лица на иконе. Нужно отметить,
что в восточных языках (китайском, японском) понятие личности связывается
не только и не столько с лицом человека, но и со всем его телом. В
европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом, так как лицо
символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие
"жизненность" куда входят и духовные, и телесные качества индивида. Как в
восточном, так и в западном мышлении сохранение своего "лица", т.е.
личности - это категорический императив человеческого достоинства, без чего
наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В конце XX века
это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести
социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут
стереть человека с лица земли. Таким образом, самого начала в понятии
"личность" был включен внешний, поверхностный социальный образ, который
индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли -
некая "личина", общественное лицо, обращенное к окружающим. Интересно
отметить, что латинский термин "homo" восходит к понятию "гумуса" (почвы,
праха), из которого произведен человек, а в европейских языках "man"
производится от "manus" (рука). В русском языке слово "человек" имеет
корень "чело", т.е. лоб, верхняя часть человеческого существа, приближающая
его к творцу. Следовательно, даже этимологические личностные характеристики
человека несут разную смысловую нагрузку в зависимости от той или иной
культуры и цивилизации. Первым понятием, с которого следует начинать
изучение проблемы личности, является "индивид". Дословно оно значит
неделимую дальше частицу какого-то целого. Этот своеобразные "социальный
атолл", отдельный человек рассматривается не только как единичный
представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы.
в истории философии и социально-политической мысли известен индивидуализм -
философско-этическая концепция, утверждающая приоритет личности перед любой
формой социальной общности, исходящая из представлений об атомарности
индивида. Гораздо более содержателен другой термин "индивидуальность",
обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его
личностных качеств и свойств. Человек выступает сначала как особь,
"случайный индивид" (Маркс), потом как социальный индивид,
персонифицированная социальная группа, и затем как личность. Личность тем
значительнее, чем больше в её преломлении представлено всеобщих,
общечеловеческих характеристик. Индивидуальность не просто "атомарность"
человека, скорее характеристика его единичности и своеобразия выводящих за
рамки этой единичности. Иначе индивидуальность человека не отличалась бы от
индивидуальности скажем стула или стола. Хорошо сказал по этому поводу
современный немецкий философ Ю. Хабермас, "моя концепция меня самого" имеет
смысл лишь тогда, когда человек признается и как вообще личность, и как
именно эта индивидуальная личность. С другой стороны, не менее справедливо
утверждение, что человек есть множественность и у него, как считает,
например, Г.М. Гурджиев, "нет индивидуальности…нет единого большого Я".
Человек разделен на множество малых "я". Наверно прав и Оскар Уайльд,
утверждавший, что душа человека непознаваема: “Ты сам – последняя из всех
тайн”. Обратимся к проблеме генезиса, происхождения личностных особенностей
человека. Возникает вопрос – когда рождается личность? Очевидно, что к
новорожденному ребенку термин “личность” не приложим, хотя все люди
появляются на свет как индивиды и как индивидуальности. Под последним
понимается то, что в каждом новорожденном ребенке уникально неповторимым
образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория.
Многие предпосылки личностного развития закладываются еще во внутриутробном
периоде, что требует соответствующее осмысление в рамках определенного
мировоззрения. “Кризис рождения” имеет не только физиологическое значение,
но во многом определяет параметры психической деятельности взрослого
человека. Первый крик - это крик “нет!”, подчеркивают современные
специалисты это отказ от того, что называют жизнью. Отражение
насильственной, обижающей, репрессивной по своей природе обстановки
рождения человека исследовал С. Грофф. Он систематизировал и обобщил
эмбриональные переживания пациентов, находящихся в измененном состоянии
сознания, и на этой основе разработал методику “второго рождения”. В плане
личностного самоопределения человека важно подчеркнуть, что человек
приходит в жизнь с опытом рождения, а к рождению с опытом пренатальной
общности. Более того, последние данные науки по поводу специфики генома
человека говорят о том, что мы находимся в глубочайшем родстве с живой и
неживой природой и в этом смысл предпосылки личности каждого во многом
определяется природным обоснованием человека. Итак, новорожденный - уже
выраженная, яркая индивидуальность, и каждый день его жизни увеличивает
потребность в многообразных реакциях на окружающий мир. Буквально с первых
дней жизни, с первых кормлений, формируется свой, особый стиль поведения
ребенка, так хорошо узнаваемый матерью и близкими. Индивидуальность ребенка
нарастает к двух-трех летнему возрасту, который сравнивают с обезьяной по
интересу к миру и освоению собственного “Я”. Большое значение для
дальнейшей судьбы имеют особые “критические” моменты, во время которых
происходит запечатлевание ярких впечатлений внешней среды, что потом во
многом определяет поведение человека. Они носят название "импрессинга" и
могут быть очень разными, например, музыкальной пьесой, потрясшей душу
историей, картиной какого-то события или внешним видом человека. Дальнейшее
развитие личности связано с “происхождением” других возрастных периодов и
с, другой стороны, - с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек
и юношей. Возраст, как, профессия, круг общения, эпоха – все это формирует
личность. На жизненном пути неизбежны и взлеты – как правило, в юности и в
возрасте 30 - 40 лет и застои(25-30, 40-45). Рубежами в жизни человека
становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной семьи,
рождение детей и т.п. Становление личности происходит в процессе усвоения
людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют
социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е.
учиться вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, мужа и т.д.
все они имеют выраженный культурный контекст и, в частности, значительно
зависят от стереотипа мышления. Если нет тяжелых врожденных дефектов
развития головного мозга, последствий родовой травмы или заболевания, то
становление личности – итог взаимодействия человека и общества. В течение
жизни человек может в той или иной степени утратить личностные черты
вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых
заболеваний ЦНС и т.п. в принципе личность может “умереть” в еще живом
человеке, что говорит о сложной внутренней структуре этого феномена.
Первая грань Я – это так называемое телесное или физическое Я, переживание
своего тела как воплощения Я, образ тела, переживания физических дефектов,
сознание здоровья или болезни. В форме телесного Я мы ощущаем не столько
личность, сколько её материальный субстрат – тело, через посредство
которого она проявляет себя и иначе проявиться не может. Тело очень большой
вклад в целостное ощущение собственного Я – об этом всем известно на
собственном опыте. Особенно большое значение телесное Я приобретает в
подростковом возрасте, когда собственное Я начинает выходить из человека на
передний план, а другие стороны Я еще отстают в своем развитии.
Вторая грань Я – это социально-ролевое Я, выражающееся в ощущении себя
носителем тех или иных социальных ролей и функций. Доминирование социально-
ролевого Я – характеризующая черта бюрократа всех времен и народов, который
мыслит себя как воплощение определенных должностных функций и
государственных интересов – и ничего кроме этого я не содержит.
Третья грань – психологическое Я. Она включает в себя восприятие
собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и
отвечает на вопрос “какой я”.
Четвертая грань Я - это ощущения себя как источника активности или,
наоборот пассивного объекта воздействий, переживание свой свободы или
несвободы. Его можно назвать экзистенциальным Я, поскольку в нем отражаются
личностные особенности высшего экзистенциального уровня, особенности не
каких-то конкретных личностных структур, а общих принципов отношений
личности с окружающим ее миром.
Наконец, пятая грань Я - это самоотношение или смысл Я. Наиболее
поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка - общее «+»
или «-« отношение к себе. Следует различать самоуважение - отношение к
себе как бы со стороны, обусловленное каким-то моими реальными
достоинствами или недостатками - и самопринятие - непосредственное
эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли во мне какие-
то черты, объясняющие это отношение. Не менее важными характеристиками
самоотношения являются степень его целостности, интегрированности, а также
автономности, независимости от внешних оценок.
Свобода личности и ответственность.
[pic]
Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность
человека и его существование, состоящие из возможности личности мыслить и
поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не
вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Философия свободы человека
была предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Бердяева и
Соловьева. Свобода рассматривалась в соотношении с необходимостью, с
произволом и анархией, с равенством и справедливостью.
Диапазон понимания этого понятия чрезвычайно широк - от полного отрицания
самой возможности свободного выбора (бихевиоризм), до "бегства от свободы"
(Э. Фромм), в условиях совершенно цивилизованного общества. В русской
философской традиции категория свободы соотносилась с понятием "воля" или
"вольницы". Понятие свободы родилось в христианстве, как выражение идеи
равенства людей перед Богом и возможностью для человека свободного выбора
на пути к Богу. Свобода воли - понятие, означающее возможность
беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех
или иных целей и задач личности. В истории философской мысли воля
трактовалась двояко: во первых, как следствие природной и сверх природной
детерминации (Бог, Абсолют); во вторых - как самополагающая сила,
определяющая весь жизненный процесс человека. Волевые качества человека
определяются отчасти генетически, отчасти воспитываются окружающей средой,
входя в структуру характера личности. Чтобы понять сущность феномена
свободы личности нужно разобраться в противоречиях волюнтаризма и
фатализма, определить границы необходимости, без которой немыслима
реализация свободы. Воля считается слепым неразумным первоначалом, особенно
если реализация свободы приводила к росту неравенства и несправедливости.
Это проблема - как соотнести свободу и равенство, не приводя к подавлению и
уравниловке стоит перед каждым обществом и государством. Решая ее,
приходится ориентироваться на ту или иную систему культурных норм и
ценностей. Говоря о становлении представлений о ценности человека, нужно
подчеркнуть, что это понятие универсальное и не сводимо к "полезности"
человека для общества. Попытки делить людей на "нужных" и "ненужных"
порочны по самой сути, ибо их реализация неминуемо порождает произвол,
ведущий к деградации и человека, и общества. Ценность человеческой личности
в определенном смысле выше всего того, что делает или говорит данный
человек. История многократно доказывает, что истинный масштаб и
направленность деяний и помыслов многих личностей становиться, очевиден
спустя много лет, а то и столетий. Ценность многих исторических деятелей и
их трудов как бы непрерывно возрастает и, в тоже время, немало примеров,
когда время развенчивает дутые авторитеты мира, диктующим свои законы
человеку. Действовать в духе вамонтаризма – значит не сочетаться с
объективными условиями бытия, с законами природы, выдавая свой произвол за
высшую мудрость. Фатализм напротив предопределяет изначально весь ход жизни
человека и его поступки, объясняя это то ли судьбой, то ли волей Бога, то
ли детерминизмом замкнутой системы, где каждое последующее событие жестко
связанно с предыдущими. Здесь по сути дела не остается места для свободного
выбора, ибо нет альтернатив. Таким образом, можно прийти к выводу, что
свобода есть нечто большее, чем учет объективной необходимости и устранения
внешних ограничений. Гораздо более существенна внешняя свобода, “свобода
для”, свобода в выборе истины, добра и красоты.
Свобода – это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и
общества, имеющий величайшую притягательность и являющийся в тоже время
тяжким бременем, не зря в западной философии формировалось явление “бегство
от свободы”. Потому ценность человека в принципе несоизмерима только с
плодами его деятельности. Оставляя после себя вещи, детей и идеи, человек
не может быть сведен к сумме этого наследства. Важным феноменом мира
культуры являются вещи. Мир вещей обнимает собой все – от древнейших
пирамид до суперсовременных компьютеров и ускорителей. Это мир материальной
культуры, созданный людьми для удовлетворения своих потребностей, внешний
мир стал “второй природой” человека и не случайно ценностное отношение к
нему является достаточно точным критерием личности самого человека. Все
религии строго осуждают стремление к накоплению материальных ценностей.
Вещи сами по себе в ценностном отношении нейтральны, как и сам феномен
свободы, хотя человечество в течение тысячелетий мечтало переплавить “мечи
на орала”. Ценностное отношение возникает только в том или ином социальном
контексте. В полной мере это относится и к системе духовных ценностей и их
роли в становлении личности.
Духовные ценности – это своеобразный духовный капитал человечества,
накопленный за тысячелетия. Природа духовных ценностей исследуется в
аксиологии, которая устанавливает соотношение ценностей с миром реальностей
человеческой жизни. Речь идет, прежде всего, о моральных и эстетических
ценностях. Они по праву считаются внешними, ибо во многом определяют
поведение человека в других системах ценностей. В истории человечества
можно отметить несколько сменяющих друг друга установок, отражающих разные
системы ценностей, формирующих соответствующий тип личности. Наиболее
древняя -гедонизм- утверждает что наслаждение высшее благо жизни и критерий
поведения человека. В этике аскетизма идеалом жизни провозглашалось
добровольное отречение от наслаждений и желаний, культ страданий и лишений.
В концепции утилитаризма величайшей ценностью и основой нравственности
считается польза. С точки зрения Д. Милля "удовольствие является
единственным добром". Принцип соборности, означающий сочетание единства и
свободы многих лиц на основе их общей любви к богу и всем абсолютным
ценностям. Тоже самое можно отнести и к этическим ценностям. Известное
выражение Ф.М. Достоевского “красота спасет мир” нужно понимать не
изолированно, а в общем, контексте развития идеалов человечества.
Понятие личности, свободы, ценностей обогащают и расширяют представление о
человеке, его прошлом, настоящем и будущем. Эти “измерения” человека
позволяют правильно понять и устройство общества, как феномена,
порожденного в процессе человеческой деятельности. Если говорить о
специфике понимания свободы и ответственности человека на рубеже 20-21
веков, то следует подчеркнуть, что мир вступает в полосу цивилизованного
перелома, когда многие традиционные способы бытия человека будут нуждаться
в коррекции.
Брать на себя груз личных и общечеловеческих проблем – единственный путь
выживания и дальнейшего совершенствования человека. Он предполагает
развитие высочайшей степени ответственности, которая простирается от узкого
круга ближайшего окружения личности до планетарно-космических задач и
проблем.
Список литературы.
1. Философский словарь. М., 1987Ф.
2. Э.В. Ильенков, Что такое личность? М.,1991
3. Э.В Ильенков Философия и культура. М.,1991
4. Ортега и Гассет Что такое философия? М.,1991
5. Арьев Человек перед лицом смерти. М.,1992
6. Н. Смейзер. Социология. Курс лекций. М., 1994
7. С. С. Фролов. Социология. Учебник. М., 1996
8.
Философия. РНД.1997
9. Д. Хьелл, Д. Зиглер Теории личности- Теории личности
М.1997
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ДРУЖБЫ НАРОДОВ
Реферат на тему «Свобода и права человека в современном обществе»
Выполнил: Егоров Р.Н.
Группа: ИЭ-201
Принял: Плетников А.Ю
МОСКВА
2002 год
Страницы: 1, 2