разума ведет к блаженству души»
И в мере понимания, что разум есть следствие жизненного опыта, человек
готов принять разум и мудрость другого человека, которому он доверяет.
Это похоже на то, как человек спрашивает совета у врача и выполняет
совет, несмотря на то, что ничего не понимает в медицине, он доверяет
разуму врача. Таким образом, он пользуется разумом других, что помогает не
меньше, чем его собственный разум. Разум- это универсальный инструмент
развития психики в человеке и даже используя, мыслительный продукт иных
людей, каждый человек вносит свой индивидуальный стиль в их употребление. И
с развитием эволюции инструментарий разума все больше усовершенствуется.
Очень важно учитывать, что существует строгий параллелизм между
развитием индивида (онтогенез) и развитием человечества (филогенез).
Онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. Если проследить
развитие человечества в течение многих тысяч лет, то может возникнуть
вопрос: что природа человека как выразителя своего вида, раз сложившись,
далее не меняется? Значит ли это, что на уровне человека происходит
остановка всякого филогенетического развития?
Есть разные научные взгляды на эту проблему. Но одно очевидно, что при
устойчивом морфологическом виде Homo sapiens, филогенетическое развитие
существенным образом коснулось психики человека и его мыслительной
деятельности.
По мере филогенетического взросления человечество все больше наращивало
потребности по овладению природой. Мы называем это техническим прогрессом.
При этом подобное безудержное эгоистичное овладение природой иногда мало
похоже на действие разумных существ. Наша деятельность давно уже не
определяется биологическими мотивами, идет совершенно бессмысленное
накопление материальных благ не несущих никакой функциональной нагрузки в
развитии человечества. Это хорошо выражено в цитате немецкого психолога
А.Гельба: «Животное не может делать ничего бессмысленного. На это способен
только человек».
Совершенно очевидно, что в настоящее время человечество находится на
определенном рубеже, где необходимо сделать основной выбор - «иметь или
быть».
Если филогенетически человечество созрело к осознанию главной цели
собственного бытия, если можно предположить, что оно находится на стадии
разумной, то должна произойти кардинальная переоценка трудовой, психической
и духовной деятельности людей.
Следовать за большинством
Всюду, где возникает разногласие между индивидуумом и большинством, мы
обязаны принять решение в соответствии с желанием большинства. Но этот
закон возвращает человечество назад, ведь большинство — неразвито, а
развитые — всегда малочисленное меньшинство.
Однако, поскольку природа определила нам жить в обществе, мы обязаны
выполнять все законы общества, иначе природа взыщет с нас, независимо от
того, понимаем мы смысл ее законов или нет. Поэтому закон — следовать
правилам человеческого общежития — один из естественных законов природы, и
мы обязаны его соблюдать со всей осторожностью, совершенно не принимая в
расчет наше понимание.
Смысл этого закона в том, чтобы развить в нас осознание:
— любви к себе как вреда, и
— любви к другому, как добра,
потому что это единственный способ перейти к любви, к Бытию.
Но нет никакого права у большинства отменить мнение индивидуума в его
отношениях с Бытием, а каждый свободен, поступать, как считает правильным.
В этом и есть его свобода личности. То есть, отношения человека с Бытием
регулируются самим человеком, в то время как остальные законы поведения
регламентируются правилом «следовать за большинством».
В жизни общества действует закон подчинения меньшинства большинству
Однако на каком основании большинство взяло на себя право подавлять
свободу личности и лишать ее самого дорого, что есть у нее в жизни — ее
свободы? Ведь на первый взгляд, нет тут ничего, кроме насилия?
Поскольку природа обязала нас жить в обществе то, само собой
разумеется, что каждому члену общества вменяется в обязанность служить
обществу, заботиться о его существовании и способствовать его процветанию.
А это не может осуществляться иначе, как только исполнением закона
«подчинения меньшинства большинству», то есть, не может каждый действовать,
как он захочет, он обязан подчиняться тому закону, который в данном
обществе принят.
Но совершенно ясно, что во всех тех случаях, когда не затрагиваются
интересы материальной жизни общества, нет никакого права и оправдания у
большинства ограничивать и ущемлять в какой бы то ни было степени и форме
свободу индивидуума. Ибо в данном случае природа не обязывает личность
подчиняться желанию большинства.
В духовной жизни действует закон для большинства следовать за личностью
В любом поколении индивидуумы более развиты. И если общество осознает
необходимость избавиться от страданий, начав развиваться по законам
природы, а не по собственному желанию, оно обязано подчинить себя
индивидууму и следовать его указаниям.
Таким образом, в том, что касается духовного развития, право
большинства становится их долгом и действует закон следовать за
индивидуумом, то есть за развитой личностью. Ведь развитые и образованные
личности- индивидуальности составляют незначительную часть общества, а
значит, успехи и достижения общества в духовной сфере определяются
меньшинством.
Послесловие
Накапливая опыт, человечество постепенно все больше убеждается, что,
несмотря на все его попытки изменить течение истории и развитие общества в
определенном направлении, жизнь, как говорится, делает свое, и все
происходит по какому-то не от нас зависящему сценарию. Неужели рок довлеет
над нами?
Изучение мироздания каббалистическим методом раскрывает нам, что
сущность венца творения — человека — состоит из трех частей:
. первая часть животная, проявляющаяся в телесных желаниях пищи,
секса, семьи, крова — того, что есть в каждом индивидууме,
независимо от общества;
. вторая часть человеческая, выражающаяся в желаниях богатства,
почестей (славы, власти), знаний — того, в чем мы зависим от
общества;
. третья часть духовная, рождающая желание высшего (оно возникает в
нас из ощущения смерти, незавершенности жизни, неизвестности
источника ее происхождения).
Человек рождается в этом мире, чтобы в течение своей жизни раскрыть для
себя высший мир. Тогда он существует в обоих мирах, и после смерти тела
ощущает духовный мир в той мере, в которой достиг его при жизни в теле.
Если в течение своего пребывания в этом мире человек не достиг высшего
мира, его душа вновь нисходит в этот мир — облачается в биологическое тело
именно для этой цели. Раскрыть высший мир душа может лишь, будучи,
облаченной в тело.
Выводы:
. весь этот мир и наше пребывание в нем предназначены только для
того, чтобы мы в течение жизни раскрыли высший мир;
. части первая (животная) и вторая (человеческая) в нас не
существуют сами по себе, и их роль определяется лишь той мерой, в
какой они способствуют реализации нами третьей части — (духовной),
то есть своей миссии, которая и состоит в развитии стремления к
высшему, в раскрытии высшего мира, пока мы пребываем в этом мире.
Все действия человека оцениваются только в мере их связи с его
духовным продвижением, потому что именно духовная его часть должна
пройти изменения;
. части первая и вторая в нас изменяются не сами по себе и не в
зависимости от наших желаний, а только в мере необходимости
реализации духовной (третьей) части;
. в своих поступках, связанных с действиями в частях первой и
второй, мы лишены свободы воли, они жестко заданы в нас природой,
составляя жесткий каркас нашего строения. Выбирая же поступки в
своем духовном развитии, мы определяем тем самым все остальные
наши состояния в частях первой и второй — животной и человеческой
— и, конечно же, в части третьей;
. отказываясь от бесплодных действий, связанных с желаниями
телесными и человеческими, и концентрируя свои усилия в раскрытии
высшей природы, высшего управления, человек тем самым получает
возможность управлять всем в этом мире (в части первой и второй).
Иными словами, путь к управлению этим миром лежит через высший
мир. И это понятно: ведь из высшего мира нисходят к нам все
смыслы, все события, и они предстают в своем законченном виде
перед нами. Поэтому отказ от реализации своих желаний через этот
мир, отказ от бесплодных попыток наполнения в этом мире — это
отказ от бесплодных попыток изменить свою судьбу, а раскрытие
высшего мира означает включение в общее управление мирозданием.
Предлагаемый материал показывает, насколько все поступки человека и его
состояния в этом мире предопределены, все, кроме одного, которое определяет
все остальные — устремление к высшему миру, к его раскрытию, к овладению
законами высшего управления.
Список литературы:
Гиппенрейтер Ю.Б, Фаликман М.М. «Психология мотиваций и эмоций»М, 2002-
12-24
Бахтин М.М. К философии поступка. В кн.: Философия и социология науки и
техники. М., 1986. С. 82-96, или то же в кн.: Пешков И.В. М.М. Бахтин: от
“К философии поступка” к Риторике поступка. М., Лабиринт, 1996.
Волошинов В.Н. (Бахтин М.М.) Фрейдизм. М., 1993. С. 25-64.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. В его кн.: Избр.
психол. произведения, т. 2, М., Педагогика, 1983, или любое другое издание.
Лайтман М. Постижение высших миров. М., НПФ «Древо жизни»2002
Лайтман М. Наука Каббала., НПФ «Древо жизни»2002
Лайтман М. Attaining The Worlds Beyond (Постижение высших миров),
Laitman Publishers (2003).
Лайтман М. A Guide To The Hidden Wisdom of Kabbalah (Руководство по
науке каббала), Laitman Publishers (2003).
Лайтман М. Kabbalah For Beginners (Каббала для начинающих), Laitman
Publishers (2003) (2 издание 2003 г.).
Лайтман М. По зову Сердца. Laitman Publishers (2003).
Лайтман М. Интервью с будущим. Laitman Publishers (2003).
Лайтман М. Волшебник. Laitman Publishers (1998).
Лайтман М. Схема создания, Laitman Publishers (1983 г., 2-е издание
2000 г.).
Лайтман М. Система создания, Laitman Publishers (1983 г., 2-е издание
2000 г.).
Лайтман М. Постижение Высшего Мира, Laitman Publishers (1995 г.).
Лайтман М. Введение в книгу Зоар, Laitman Publishers (1997 г.).
Маслоу А. Психология бытия. М., 1997.
Психология личности. Тексты. М., МГУ, 1982 (работы У. Джемса, К.
Левина, К. Хорни, Г. Олпорта, А. Маслоу, В. Франкля, Л.С. Выготского, Д.Б
Эльконина, П. Массена).
Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского и современная
психология. М., 1986, с.ЗЗ-36, 38-41,77-103,45-60.
Пузырей А.А. В стороне Декарта// вопр. методол.1997.№1-2 С. 136-156
Толстой Л.Н.«Путь жизни»,1993
Толстой Л.Н. Собр. соч. 20т 1960-65
Флоренский П.А. Наука как символическое описание. В его кн.: Сочинения.
Т. 2. М., 1990. С. 109-124.
Франк В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Фрейд З. Введение в психоанализ. М.,1989. Лекции 16, 17, 19, 27, 28.
Фромм Э. Бегство от свободы. В его кн.: Догмат о Христе. М., АСТ-ЛТД.
1998.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., Питер Пресс, 1997.
Штейнер Р. Путь к самопознанию человека. Ереван, 1991.
Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.СПб.
Университетская книга, 1999.
Элиаде М. Аспекты мифа. М., Академический проект, 2000.
Юнг К.Г. Подход к бессознательному. В его кн.: Архетип и символ. М.,
1991. С. 23-94.