Сходства и различия философии Средневековья и Возрождения
Введение.
Сначала стоит сказать пару слов о философии обеих эпох.
Средневековая философия Запада и Востока- это прежде всего философия
доиндустриального, или феодального, общества, для которого характерно
господство теологии и религии.
Коренные изменения произошли в эпоху Возрождения, которая создала свою
блестящую культуру. Базисом, на котором выросла культура Возрождения, стали
городское хозяйство в период его перехода в капиталистическое.
В своей работе я пытаюсь сравнить эти эпохи в тех аспектах философии,
которые кажутся мне наиболее важными. Я использую не учения какого-то
одного философа эпохи, а наиболее характерные положения разных
представителей своего времени.
Человек. Взаимоотношения человека и Бога.
Человек, согласно учению Фомы Аквинского(1225-1274), соединяет в
себе природу материальных тел- растений и животных- и обладает сверх того
разумной душой и свободой воли. Душа нематериальна, бессмертна и свободна в
своих решениях.
Субъективно человек действует свободно, но всё, что он делает,
делает через него Бог. Своим предвечным решением Бог одних людей избрал для
спасения и блаженства в будущей жизни, других для осуждения на вечные муки
в аду. В этом суть знаменитого в истории христианства учении о божественном
предопределении.
Исходя из иерархической системы ценностей, в которой высшее благо
отождествляется с Богом, а зло- с материальным миром, церковь разрабатывает
учение о восхождении человеческой души к Богу как высшей цели человеческого
существования. Средневековая мораль основывается на представлении о
греховной, низменной природе человека: в результате грехопадения Адама
человек лишился своего идеального первобытного состояния. « Человек- есть
собрание мерзостей, пища червей »,- писал один из средневековых богословов.
Только искупительная жертва Иисуса Христа способна избавить человечество от
его мучений, и только через посредство церкви, приняв её таинства, человек
может искупить свой грех и достигнуть вечного блаженства. Таким образом,
цель человеческого существования переносится в загробный мир, земная жизнь
лишь приготовление к смерти.
Презрение к миру, потребностям человека, к телу, к радостям и
наслаждениям, к земному преходящему счастью, к богатству, к славе считалось
важнейшим требованием добродетели.. Самоуничижение, смирение, отречение от
самого себя, самобичевание- всем этим человек мог надеяться стать угодным
богу.
Организатор ордена «францисканцев», ставшего оплотом церкви,
3
Франциск Ассизский (1181-1226) проповедовал полный отказ от какой-либо
собственности. Он учил ненавидеть человеческое тело со всеми его пороками и
грехами, презрение и отвращение надо питать к нему, ибо все люди по своей
же вине несчастные и гнусные, отвратительные черви.
Культура эпохи Возрождения получила название гуманизма (от лат. humanus-
человеческий, человечный). Вся культура Возрождения, её философия
наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное
развитие и проявление своих способностей. Итальянский гуманист Л. Валла
(1407-1457) утверждал, что жизнь- высшая ценность, а поэтому весь процесс
жизнедеятельности должен быть стремлением к наслаждениям и благу, как
чувству радости.
Валла отказывается рассматривать человека в духе аристотелевско -
томистской традиции, согласно которой человек считался причастным к Богу
через двойственный характер души как неразумной и разумной, смертной и
бессмертной. Валла полагает, что душа есть нечто единое, хотя и выделяет
такие её функции, как память, разум, воля. Он считает ощущения единственным
источником познания мира и моральной деятельности. Наслаждение определяется
Валлой, как «благо, к которому всюду стремятся и которое заключается в
удовольствии души и тела», именно наслаждение объявляется «высшим благом».
Л.Валла подчеркивает различие между тем, как он понимает высшее благо,
и тем, что под высшим благом понимает Августин. У Августина высшее благо-
это блаженство, связанное с познанием высших абсолютных истин и самого
Бога. У Валлы высшее благо- это любое наслаждение, получаемое человеком в
своей жизнедеятельности, если оно является его жизненной целью.
Аскетическим добродетелям он противопоставляет светские добродетели:
добродетель не только в перенесении бедности, но и в том, чтобы разумно
пользоваться богатством; не только в воздержании, но и в браке; не только в
послушании, но и в том, чтобы мудро управлять. Попытка вывести
нравственность из природы человека была очень важной для идеологии
гуманизма.
Бог рассматривается, прежде всего, как творческое начало, в уподоблении
которому- главная задача и предназначение человека. И задачей философии
оказывается не противопоставление в человеке божественного и природного,
духовного и материального начал, а раскрытие их гармонического единства.
Гуманисты, как правило, не отвергают ни сотворения человека богом, ни
бессмертия души. В атеизме их обвиняли враги и то редко, не всех и, как
правило, без достаточных оснований. Но в своём учении о человеке они
исходят прежде всего из представления о «природе человека». Основываясь на
представлениях о человеческой природе, строят они и человеческую
нравственность, учение о человеческом благородстве, концепцию достоинства
человека. «То, что присуще нам от природы, менее всего
4
достойно осуждения»,- заявляет Поджо Браччолини.
Гуманизм рассматривает место человека в мире не с точки зрения
грехопадения и спасения, а как проблему достоинства человека. Достоинство
заключено прежде всего в признанной за человеком возможности возвыситься от
«дикого», «варварского», «животного» состояния до истинно человеческого.
Это истинно человеческое состояние есть результат осуществления заложенных
в человеке возможностей к совершенствованию. Заложенные в нем богом, они
требуют для своего осуществления собственных усилий человека, культурной
творческой деятельности.
Высшим результатом деятельности человека, высшим осуществлением
человеческого достоинства, по мнению гуманистов, является его
«божественность», т.е. возвышение человека до того, по чьему образу и
подобию он сотворён.
Гуманистическая философия поддерживает в человеке деятельное начало.
«Человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в
бездействии, а чтобы работать над великим и грандиозным делом. Этим он
может, во-первых, угодить богу и почтить его и, во-вторых, приобрести для
самого себя наисовершеннейшие добродетели и полное счастье»,- так
формулирует важнейший вывод гуманистической этики Леон Баттиста Альберти.
На первый план в учении о достоинстве человека выдвигается величие его
ума и подвига, величие духа, величие гения.
Наука, культура и религия.
Исходным пунктом философских размышлений средневековья стали догматы
Священного писания. Предпочтение отдавалось вере, а не знанию: религии, а
не науке. Создавая легенду о смиренной и непротивящейся никакому злу
святости, церковь активно пропагандировала скептическое отношение к силам
человеческого разума, говоря о тщете мудрости и знания. Характерной чертой
средневековой философии является теоцентризм- обращение к Богу, его
сущности, как первопричины и первоосновы мира.
Двигаясь к истине, разум может вступить в противоречие с догматами
веры, при этом, как утверждал Ф. Аквинский, противоречие между двумя
положениями всегда означает, что одно из них ошибочно. А так как в
божественном откровении, по его мнению, не может быть ничего ошибочного, то
из этого следует, что ошибается разум, а не вера.
Церковь враждебно относилась к «языческой» философии древнего мира,
особенно к материалистическим учениям. Именно поэтому усвоение философского
наследия античности происходило частями, пристрастно, допускалось в
основном распространение идеалистических идей, подкрепляющих религиозные
догматы.
5
В европейской философии материализм в средние века не имел такого
распространения и влияния на культуру, как на Востоке. Он пробивался в
форме такой тенденции, как номиналистическая (от лат. nomen – имя,
название) философия, которая появилась наряду с так называемым реализмом в
схоластике и исходила из того, что сначала существуют отдельные вещи-
предметы и явления, а затем их отражения в общих понятиях, трактуемых как
имена, названия вещей. Однако господствующей формой идеологии была
религиозная идеология, которая из философии стремилась сделать служанку
богословия.
Основными формами развития философской мысли в период раннего
средневековья были апологетика и патристика. Дело в том, что
распространение христианства в Европе, в Византии, эллинизированных центрах
Передней Азии и Северной Африки происходило в упорной борьбе с иными
религиозными и философскими течениями. При этом против христианства широко
использовалась философия неоплатонизма. Именно в этот период возникает
апологетика как философское обоснование и защита христианства.
Вслед за апологетикой появляется патристика (от лат. pater- отец)-
философские учения «отцов церкви».
К XIII веку относится расцвет западноевропейской схоластики (от лат.
schole - школа)- это философия, господствовавшая в школьном преподавании и
всецело зависящая от теологии. Обоснование, защита и систематизация
незыблемых религиозных догматов абстрактным, логическим путём – такова была
основная задача схоластики. В последствии слово «схоласт» стало синонимом
науки, оторванной от жизни, далёкой от наблюдения и опыта. Главным для
схоластов вопросом был вопрос об отношении знания к вере. При этом они
исходили из тезиса о первенстве и главенстве веры над знанием.
В XI веке развёртывается борьба в самой схоластической философии между
номинализмом и реализмом. Изначально был поставлен истинно схоластический
вопрос: Как понимать- Бог един, но троичен в лицах: Бог-отец, Бог-сын и Бог-
дух святой? Однако развернувшаяся полемика вышла далеко за пределы этого
вопроса и приобрела подлинно философский характер: вылилась фактически в
рассмотрение диалектики единичного и общего. Реалисты говорили о реальном
существовании общих понятий- «универсалий»: «человеке вообще», «доме
вообще» и т.д. Универсалии, утверждали они, реально существуют до вещей и
порождают вещи. Этот крайний реализм своим источником имел учение Платона о
«мире идей» и «мире вещей». Номиналисты утверждали, что «универсалии суть
имена после вещей». Реальны лишь единичные вещи, например, люди, дома, а
«человек вообще», «дом вообще»- это просто слова или названия, с помощью
которых люди обобщают в род единичные предметы. Умеренные номиналисты
допускали существование общего в человеческих понятиях как отражение
Страницы: 1, 2