примере приводимом в работе [4]. Всем нам хорошо известна ситуация, когда
разум
допускает небольшие "ошибки" в восприятии объектов. Очень часто клубок
спутавшихся ниток на полу или сухая ветка воспринимается нами, например,
как причудливое насекомое, однако через некоторое время, приглядевшись, мы
видим, что представляет собой на самом деле данный объект. И вот именно в
этот
момент растерянности и происходит подгонка воспринимаемой картины под
знакомое описание, после чего разум испытывает успокоение. Можно сказать
также, что разум довольно удачно справляется с задачей обеднения нашего
восприятия до минимально необходимого уровня, охраняя тем самым наше
сознание от натиска непостижимых сил.
2. Тайна сновидения.
Наиболее интересной и малоизученной областью человеческого сознания
является особое состояние людей - сновидение. Безусловно, до сих пор
предпринимались попытки исследований данного явления учеными-психологами.
Однако применяемые методы, в большинстве своем, представляют всего лишь
попытки классификации данного состояния в терминах все того же
общепринятого описания окружающей действительности. К. Кастанеда в своих
работах осветил совершенно другой подход к сновидению и дал практические
методы, позволяющие по-новому взглянуть на данное явление. Некоторые
техники практиковались группой молодых ученых и автором [4] на протяжении
последних 4 лет. Основные положения их исследований можно было бы свести к
следующему:
1) Было замечено, что у спящего человека происходит очень плавное и
гармоничное смещение точки сборки в процессе сна. Нам всем хорошо известно,
что сновидения являются очень подвижными и динамичными видениями различных
картин и переживанием ощущений вплоть до тактильных. Это объясняется тем,
что
при сдвиге точки сборки во сне она начинает задействоать новые пучки
волокон,
которые не могут быть доступны в процессе бодрствования. Как уже
говорилось,
все человеческие существа принудительно фиксируют свои точки сборки в
привычном положении, однако это не может происходить довольно долго в силу
больших затрат психической энергии на удержание точки сборки, поэтому
необходимость сна вызвана не столько накоплением физической усталости тела
человека, сколько необходимостью ослабления фиксации точки сборки во сне
для восстановления энергии. Претерпевая движение во время сна, точка сборки
задействует разные пучки волокон, в результате чего мы видим иногда
совершенно фантастичные картины. Так как другие пучки волокон соответсвуют
другим полям энергии, во сне мы действительно достигаем подчас абсолютно
других миров и даже целых вселенных, которые соответствуют этим
энергетическим полям. Наш механизм интерпретации (а также наш рационализм)
частично продолжает работать и во сне. Чем более фантастичная обстановка
разворачивается перед нами в сновидении, тем более отличное поле энергии
достигнуто в данный момент. Мы все знаем, что сновидения большинства людей
изобилуют многими "несуразными" объектами, которые не могут быть никаким
образом классифицированы, однако могут быть восприняты. До сих пор была
популярна теория о накоплении и проекции в сновидение остаточных
переживаний после состояния бодрствования (например [6]). Однако данная
теория не в состоянии объяснить, почему мы видим объекты, совершенно
далекие от какого-либо обыденного или структурированного опыта восприятия.
На самом деле во сне осознание сталкивается с совершенно иными по своему
типу и происхождению полями энергии, приходящими из других реальностей. В
данном случае разум не может классифицировать эти поля в соответствии с
известными описаниями, в результате чего наш механизм интерпретации
представляет нам совершенно фантастичные картины. Очень часто столкновение
во сне с чужеродным типом энергии вызывает у нас сильный страх, после чего
немедленно срабатывают защитные функции разума и мы просыпаемся. Проблема
полноценного восприятия в сновидении состоит в том, что без должной
тренировки внимания у нас нет возможности "зацепиться" за воспринимаемую
картину, т.к. точка сборки подвижна в сновидении и воспринимаемые картины,
как правило, мимолетны и быстро сменяют друг друга. Критической
характеристикой сновидения можно было бы назвать "полноту восприятия", т.е.
картины, видимые во сне отличаются именно этим от картины воспринимаемой
действительности в состоянии бодрствования.
Отсутствие полноты восприятия в сновидении продиктовано не только
общепринятым мнением о природе сновидения, но и нетренированностью внимания
человека, неумением концентрировать внимание во сне. Последнее вызвано не
только незнанием большинства людей о такой возможности, но и всеобщим
мнением о природе сновидений, как явлений, не имеющих никакой силы.
3. Соглашение о картине окружающей действительности.
Как говорилось выше, все человеческие существа поддерживают единую,
не вызывающую сомнений, картину окружающей действительности. Несмотря на
некоторые географические, социально-культурные, религиозные и политичесике
отличия в жизни людей, все мы воспринимаем окружающий мир одинаково. Как
сказано в [4], это происходит потому, что на протяжении всей нашей
сознательной жизни мы несем с собой соглашение о картине мира, которое было
передано нам в процессе нашего воспитания, обучения и общения. Можно
сказать, что мы являемся практически заложниками у данного описания,
которое никогда не позволяет нам усомниться в реальности и однозначной
детерминированности окружающего мира.
Наше внимание натренировано воспринимать действительность строго
определенным образом, и можно сказать, что в этом плане все мы являемся
мастерами такого метода восприятия. Всем нам присущ рационализм, который
удачно
поддерживает незыблемость картины мира. В работе [5] автор отмечает, что
рационализм заставляет нас также верить, что то, как мы воспринимаем мир и
является единственно возможным способом. Парадоксально, но с другой
стороны, нам хорошо известно, что устойчивость восприятия может быть легко
разрушена определенным воздействием на наше тело, например, при
употреблении алкоголя или психоделических средств. В данном случае,
рационализм находит нужное объяснение последствиям данных воздействий,
однако автор [5] отмечает, что эти вещества могут легко смещать точку
сборки. Как известно, употребление галлюциногенных средств используется в
шаманизме и было бы глупо утверждать, что это вызвано только традицией.
Дело в том, что привычка фиксировать точку сборки в обыденном положении и
господствующее описание окружающей действительности настолько сильны, что у
человека практически нет возможности самостоятельно сдвинуть пятно
восприятия в новое положение. Однако наркотики делают это очень легко и
быстро, не позволяя, правда, контролировать данный процесс.
Фатальной привычкой человека является также "потребность в
беспрерывном внутреннем диалоге". В работе [4] автор приводит простейший
пример - достаточно иногда лишь прислушаться к своему потоку мыслей и мы
тут же замечаем, как любой объект, попадающий в поле нашего зрения,
получает моментальную словесную оценку в нашей голове. Прервать внутренний
диалог означает ослабить фиксацию точки сборки в привычном положении.
Однако это является труднодостижимым тонким состоянием сознания в силу все
той же привычки, и недаром все изотерические техники, будь то йога с ее
системой медитации, или дзен с его принципом безмыслия (у-син: не мыслю) -
все это направлено лишь к одному: прервать бесконечный мысленный разговор.
Как только поток мыслей останавливается, точка сборки становится подвижной,
а сознание приобретает гибкость. В работе [4] автор отмечает, что
подвижность точек сборки у детей объясняется также и тем, что они не несут
в себе такой расширенный список представлений об окружающем мире, а значит
и не имеют такого сложного и развитого внутреннего диалога, как взрослые,
поэтому они не фиксируют свое сознание так же жестко.
4. Разум и процесс познания.
В данной главе хотелось бы кратко коснутся собственно методологии
познания человеком окружающей действительности. Необходимо заметить, что
большинство наук на сегодняшний день имеют практически единый подход,
несмотря на разные области исследований, к процессу познания. В своей
работе [5]
Кастанеда говорит: "большинство научных систем представляют собой всего
лишь
инвентарные списки понятий." Т.е., несмотря на столетия отработки методов
научных исследований, общую схему можно было бы описать следующим образом
(в частности, для естественных наук): собственно практическое исследование,
часто с выдвижением гипотезы, эксперимент, получение данных и их обработка,
разработка теории. И вот здесь срабатывает одна из характерных функций
разума, названная Кастанедой "явлением инвентаризации" или "ловушкой
инвентаризации" [4].
Человечество действительно подчас сталкивается с удивительными по
своей глубине и сложности явлениями, однако осознание данного явления и его
изучение согласуются и не выходят за рамки общепринятого представления о
мире. Разум по-прежнему продолжает классифицировать какую-либо задачу,
опираясь на внутренний диалог и общепринятое описание. Когда же
существующая система представлений (а точнее набор инвентарных списков
разума) уже не может отражать данное явление, мы создаем новый инвентарный
список, называя это новой теорией. На самом же деле это всего-лишь
расширение и усложнение внутреннего диалога человека. Более или менее
глубокое знание того или иного инвентарного списка делает человека учеником
или мастером в данной области. Таким образом, опираясь на работу разума и
считая его единственно возможным инструментом познания, мы слепо беремся
изучать явления, глубину и суть которых разум познать не в состоянии. И вот
здесь возникают, например такие образования, как теория подобия,
математическиое моделирование, квантовая механика, которые, безусловно
эффективно работают в определенной области познания, но данные методы
являются лишь рефлексией на то, что разум не в силах описать и понять всей
сложности явлений окружающего мира, хотя с задачей инвентаризации и
дискретизации сложных явлений в более простые справляется довольно успешно.
Можно было бы сказать, что органы восприятия лишь фиксируют, а разум
классифицирует и интерпретирует объективные воздействия окружающего мира.
Однако то, что представляется впоследствии в виде объяснений, является
чистым произволом самого разума, в соответствии с общепринятым соглашением
о картине окружающего мира. Чем с более сложным явлением сталкивается
разум, тем более сложный и развернутый а также громоздкий инвентарный
список он стремится поставить в соответствие данному явлению [4]. Поэтому
нам всем хорошо известно, насколько скучными для понимания являются
большинство теорий. То есть можно сказать, что разум создает сложнейшие
описания, а на основании этих описаний рождает сложнейшие технологии.
Однако самым удивительным является тот факт, что инвентарные списки
разума продолжают работать лишь до тех пор, пока точка сборки человека не
изменит своего положения.
Заключение
Безусловно, опыт Карлоса Кастанеды и его книги необходимо
рассматривать, как удивительный опыт, который тем не менее, теперь доступен
и нам. К сожалению, очередной уловкой нашего рационализма является мнение,
что познание в области глубинных тайн человека возможно только в среде
труднопонятных, как правило, сугубо "этнических" трансцедентных и
изотерических техник. Наш разум, натренированный за период взросления и
обучения, не соглашается с тем, "что ключ от тайны лежит прямо у наших
ног."[4]
И тот же рационализм превращает попытки изучения внутренней природы
человека в крайние скучное занятие, заставляя наращивать инвентарные списки
понятий, которые, по мнению разума, должны "прояснить" загадку человека.
Необходимо признать, что мы практически ничего не знаем об окружающем
мире и его тайнах вне рамок нашего описания мира. Все, что лежит за
описанием, является для нас суть неизвестным. Незнание "глубины" мира
приводит к тому, что многое из созданного нами разрушает мир вокруг нас,
тем самым разрушая нас самих. Сегодня мы уже забыли, что значит находиться
в согласии с окружающим миром. В результате мы добиваемся своих целей
сложнейшими построениями и очень часто решаем задачу косвенным путем,
забывая, что ничего из окружающей действительности не может принадлежать
нам. "Прикоснуться хотя бы на мнгновение к тайне Вселенной - вот
единственная награда и единственная возможность понять все величие и весь
ужас того, что ты - человек." [4]
Литература
1. Методические разработки для аспирантов по философии. /изд. МАИ, М.,1996
2. Дверь в иные миры./К. Кастанеда, изд. София, Киев 1995
3. Огонь изнутри./К. Кастанеда, изд. София киев 1993
4. Тайна восприятия и осознания./ И. В. Алексеев, изд. МАИ. М. 1996
5. Сила безмолвия./К. Кастанеда, изд. София, Киев, 1995
6. Психология бессознательного./З. Фрейд, изд. М., 1990
Страницы: 1, 2