из ветхозаветного положения: " День смерти лучше дня рождения" и
новозаветной заповеди Христа "... я имею ключи от ада и смерти".
Богочеловеческая сущность христианства проявляется в том, что бессмертие
личности как целостного существа мыслимо только через воскресение. Путь к
нему открыт искупительной жертвой Христа через крест и воскресение. Это
сфера тайны и чуда, ибо человек выводится из сферы действия природно-
космических сил и стихий и ставится как личность лицом к лицу с Богом,
который тоже есть личность.
Таким образом, целью жизни человека является обожение, движение к
жизни вечной. Без осознания этого, земная жизнь превращается в сон, пустую
и праздную мечту, мыльный пузырь. В сущности, она есть только приготовление
к жизни вечной, которая не за горами для каждого. Поэтому и сказано в
Евангелии: "Будьте готовы: ибо, в который час не думаете, приидет сын
Человеческий". Чтобы жизнь не превратилась, по словам М.Ю.Лермонтова, "в
пустую и глупую шутку", необходимо всегда помнить о смертном часе. Это не
трагедия, а переход в мир иной, где уже обитают мириады душ, добрых и злых
и где каждая новая входит на радость или муку. По образному выражению
одного из нравственных иерархов: "Умирающий человек - заходящее светило,
заря которого уже блещет над другим миром". Смерть разрушает не тело, а
тленность его и поэтому она - не конец, а начало жизни вечной.
Иное понимание бессмертия христианство связало с образом "Вечного
жида" Агасфера. Когда изнемогающий под тяжестью креста Иисус шел на Голгофу
и захотел отдохнуть, стоявший среди других Агасфер сказал: "Иди, иди", за
что и был покаран - ему навсегда было отказано в покое могилы. Из века в
век обречен он скитаться по миру, дожидаясь второго пришествия Христа,
который один может лишить его постылого бессмертия.
Образ "горного" Иерусалима связан с отсутствием там болезни, смерти,
голода, холода, нищеты, вражды, ненависти, злобы и прочих зол. Там жизнь
без труда и радость без печали, здоровье без немощи и честь без опасности.
Все в цветущей юности и возрасте Христа утешаются блаженством, вкушают
плоды мира, любви, радости и веселья, причем "друг друга любят как себя".
Евангелист Лука так определил суть христианского подхода к жизни и смерти:
"Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Ибо у него все живы". Христианство
категорически осуждает самоубийство, так как человек не принадлежит себе,
его жизнь и смерть " в воле Божьей".
2.2. Другая мировая религия - ислам - исходит из факта сотворенности
человека волей всемогущего Аллаха, который, прежде всего, милосерден. На
вопрос человека: "Разве, когда я умру, я буду известен живым?", Аллах дает
ответ: "Разве не вспомнит человек, что мы сотворили его раньше, а был он
ничем?". В отличие от христианства, земная жизнь в исламе расценивается
высоко. Тем не менее, в Последний день все будет уничтожено, а умершие
воскреснут и предстанут перед Аллахом для окончательного суда. Вера в
загробную жизнь является необходимой,
поскольку в этом случае человек будет оценивать свои действия и поступки не
с точки зрения личного интереса, а в смысле вечной перспективы.
Разрушение всей Вселенной в день Справедливого суда предполагает
творение совершенно нового мира. О каждом человеке будет представлена
"запись" деяний и мыслей, даже самых тайных и вынесен соответствующий
приговор. Таким образом, восторжествует принцип верховенства законов морали
и разума над физическими закономерностями. Морально чистый человек не может
находиться в униженном положении, как это имеет место в реальном мире.
Ислам категорически запрещает самоубийство.
Описание рая и ада в Коране полны ярких подробностей, дабы праведники
могли полностью удовлетвориться, а грешники получить по заслугам. Рай - это
прекрасные "сады вечности, внизу которых текут реки из воды, молока и
вина"; там же "чистые супруги", "полногрудые сверстницы", а также
"черноокие и большеглазые, украшенные браслетами из золота и жемчуга".
Сидящих на коврах и опирающихся на зеленые подушки обходят "мальчики вечно
юные", предлагающие на блюдах из золота "мясо птиц". Ад для грешников -
огонь и кипяток, гной и помои, плоды дерева "заккум", похожие на голову
дьявола, а их удел - "вопли и рев". Спрашивать Аллаха о смертном часе
нельзя, так как знание об этом только у него, а " что тебе дано знать, -
может быть, час уже близок".
2.3. Отношение к смерти и бессмертию в буддизме значительно
отличается от христианского и мусульманского. Сам Будда отказывался
отвечать на вопросы: "Бессмертен ли познавший истину или смертен он?", а
также: может ли познавший быть смертным и бессмертным одновременно? В
сущности, признается только один вид "дивного бессмертия" - нирвана, как
воплощение трансцендентного Сверхбытия, Абсолютного Начала, не имеющего
атрибутов.
Буддизм не стал опровергать развитое брахманизмом учение о
переселении душ, т.е. веру в то, что после смерти любое живое существо
снова возрождается в виде нового живого существа (человека, животного,
божества, духа и т.д.). Однако буддизм внес в учение брахманизма
существенные изменения. Если брахманы утверждали, что путем различных для
каждого сословия ("варны") обрядов, жертв и заклинаний модно достичь
"хороших перерождений", т.е. стать раджей, брахманом, богатым купцом и
т.д., то буддизм объявил всякое перевоплощение, все виды бытия неизбежным
несчастьем и злом. Поэтому высшей целью буддиста должно быть полное
прекращение перерождений и достижение нирваны, т.е. небытия.
Поскольку личность понимается как сумма драхм, находящихся в
постоянном потоке перевоплощения, то отсюда следует нелепость,
бессмысленность цепи природных рождений. "Дхаммапада" утверждает, что
"рождение вновь и вновь - горестно". Выходом является путь обретения
нирваны, прорыв цепи бесконечных перерождений и достижение просветления,
блаженного "острова", находящегося в глубине сердца человека, где ""ничем
не владеют" и "ничего не жаждут". Известный символ нирваны - угашение вечно
трепещущего огня жизни хорошо выражает сущность буддийского понимания
смерти и бессмертия. Как говорил Будда: "Один день жизни человека,
видевшего бессмертную стезю, лучше столетнего существования человека, не
видевшего высшей жизни".
Для большинства людей достичь нирваны сразу, в данном перерождении,
невозможно. Следуя по пути спасения, указанному Буддой, живое существо
обычно должно снова и снова перевоплощаться. Но это будет путь восхождения
к "высшей мудрости", достигнув которой существо сможет выйти из
"круговорота бытия", завершить цепь своих перерождений.
Спокойное и умиротворенное отношение к жизни, смерти и бессмертию,
стремление к просветлению и освобождению от зла характерно и для других
восточных религий и культов. В этой связи меняется отношение к
самоубийству; оно считается не столь греховным, сколько бессмысленным,
ибо не освобождает человека от круга рождений и смертей, а только
приводит к рождению в более низком воплощении. Нужно преодолеть такую
привязанность к своей личности, ибо, по словам Будды, "природа личности
есть непрерывная смерть".
2.4. Концепции жизни, смерти и бессмертия, основанные на
безрелигиозном и атеистическом подходе к миру и человеку. Безрелигиозных
людей и атеистов часто упрекают за то, что для них земная жизнь - это все,
а смерть - непреодолимая трагедия, которая, в сущности, делает жизнь
бессмысленной. Л.Н. Толстой в своей знаменитой исповеди мучительно пытался
найти в жизни тот смысл, который бы не уничтожался неизбежно предстоящей
каждому человеку смертью.
Для верующего тут все ясно, а для неверующего возникает альтернатива
трех возможных путей решения этой проблемы.
Первый путь - это принять мысль, которая подтверждается наукой и
просто здравым рассудком, что в мире невозможно полное уничтожение даже
элементарной частицы, и действуют законы сохранения. Сохраняется вещество,
энергия и, как полагают, информация и организация сложных систем.
Следовательно, частицы нашего "я" после смерти войдут в вечный кругооборот
бытия и в этом смысле будут бессмертными. Правда, они не будут обладать
сознанием, душой, с которой связывается наше "я". Более того, этот вид
бессмертия обретается человеком в течение всей жизни. Можно сказать в форме
парадокса: мы живы только потому, что ежесекундно умираем. Ежедневно
отмирают эритроциты в крови, клети эпителия, выпадают волосы и т.д. Поэтому
зафиксировать жизнь и смерть как абсолютные противоположности в принципе
невозможно не в действительности ни в мыслях. Это две стороны одной медали.
Второй путь - обретение бессмертия в делах человеческих, в плодах
материального и духовного производства, которые входят в копилку
человечества. Для этого, прежде всего, нужна уверенность в том, что
человечество бессмертно и идет космическое предназначение в духе идей
К.Э.Циолковского и других космистов. Если же для человечества реально
самоуничтожение в термоядерной экологической катастрофе, а также вследствие
каких-то космических катаклизмов, то в этом случае вопрос остается
открытым.
Третий путь к бессмертию, как правило, выбирают люди, масштаб
деятельности которых не выходит за рамки их дома и ближайшего окружения. Не
ожидая вечного блаженства или вечных мук, не вдаваясь в "хитрости" разума,
соединяющего микрокосмос (т.е. человека) с макрокосмосом, миллионы людей
просто плывут в потоке жизни, ощущая себя, его частицей. Бессмертие для них
- не в вечной памяти облагодетельствованного человечества, а в повседневных
делах и заботах. "Веровать в бога не трудно.... Нет вы в человека
уверуйте!" - Чехов написал это, вовсе не предполагая, что именно он, сам,
станет примером такого типа отношения к жизни и смерти.
Заключение.
«Почему человек должен умереть? - писал В.Ф. Купревич. - Почему жизнь -
умирание? Нет объективного закона природы, который бы гласил: да, живой
организм должен умереть! И никогда не будет открыт этот закон. Его нет в
природе ...убежден, что взяв в свои руки дальнейшее совершенствование
своего организма, человек сможет воспользоваться этой щедростью природы и
сделать себя бессмертным... нет сегодня более важной, величественной и
благородной задачи, чем победить процессы старения и смерти человека".
Подобные же мысли мы находим у А.Кларка. При всем оптимизме подобных
высказываний мы не можем относиться к ним без улыбки как к увлекательной
фантазии. Все имеет свое начало, развитие и конец. Этот закон органического
мира никто не опровергнет. Здесь уместно привести одну мысль Л.Фейербаха,
касающуюся этой проблемы. "В природе не существует другого бессмертия,
кроме продолжения рода, при котором данное существо продолжается в
существах себе подобных, т.е. на место умершего индивидуума постоянно
заступает новый". И, наконец, замечательная мысль была высказана советским
патологом академиком АМН СССР И.В. Давыдовским: "...долголетие и связанная
с ним проблема активной творческой старости - это нечто более реальное, чем
скучное бессмертие".
Литература
1. Настольная книга атеиста. Издательство политической литературы. Москва,
1975 г.
2. Философия. Учебное пособие для студентов. 1997 г.
3. Культурология. Учебное пособие и хрестоматия для студентов.
4. Коростовцев М.А. Религия древнего Египта, М.,1976
5. Кулаков А.Е. Религии мира: пособие для учащихся. - М.: АСТ,1996
6. «Человек» М. 1991г. №2 Неговский В.А. «Клиническая смерть глазами
реаниматолога», «Посмертный опыт или вспышка пережитого»
7. «Вопросы философии» 1994г. №3
8. www.requiem.ru
9. www.xx.lipetsk.ru
10. www.tzone.kulichiki.com
11. www.piramyd.express.ru
12. www.nadesika.narod.ru
13. www.monax.ru