|Эмоциональная ровность|Клаустрофобия (боязнь |общении. |
| |замкнутого | |
| |пространства) |Избегание стандартных |
|Терпимость |Отсутствие сострадания|действий |
| | |Агрофобия (боязнь |
|Безмятежная | |открытого пространства) |
|удовлетворенность |С трудом приглушаемый | |
|Хороший сон |голос |Непредсказуемость |
|Отсутствие взрывных | |установок (поведения) |
|эмоций и поступков |Спартанская |тихий голос, избегание |
|Мягкость, легкость в |выносливость боли |шума |
|обращении и внешнем |Шумное поведение |Чрезмерная |
|выражении чувств. |Внешний вид |чувствительность к боли |
|Общительность и |соответствует более |Плохой сон, хроническая |
|расслабленность под |пожилому возрасту |усталость |
|воздействием алкоголя | |Юношеская живость и |
| |Объективное и широкое |субъективное мышление. |
|Потребность в людях в |мышление, направленное|Концентрированное, |
|тяжелую минуту |вовне |скрытое и субъективное |
|Ориентация на детей и |Самоуверенность, |мышление. |
|семью |агрессивность под |Устойчивость к действию |
| |воздействием алкоголя |алкоголя и других |
| | |репресантов |
| |Потребность в | |
| |действиях в тяжелую | |
| |минуту |Потребность в уединении |
| |Ориентация на занятия |в тяжелую минуту |
| |юношеского возраста |Ориентация на пожилой |
| | |возраст |
В психологической науке большинство конституционных концепций стало
объектом острой критики. Основной недостаток подобных теорий состоит в том,
что в них недооценивается, а иногда просто открыто игнорируется роль среды
и социальных условий в формировании психических свойств индивида.
Свойства темперамента, например, социализация пищевой потребности, любовь
к компаниям и дружеским излияниям, терпимость и отсутствие сострадания,
нельзя считать наследственными свойствами того же порядка, что и
телосложение. Известно, что такие свойства, возникая на основе
определенных анатомофизиологических особенностей индивида, формируются под
воздействием воспитания и общественной среды.
На самом деле, давно известна зависимость протекания психических
процессов и поведение человека от функционирования нервной системы,
выполняющей доминирующую и управляющую роль в организме. Теория связи
некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента была
предложена И.П. Павловым и получила развитие и экспериментальное
подтверждение в работах его последователей.
УЧЕНИЕ И.П.ПАВЛОВА О ТЕМПЕРАМЕНТЕ
И.П.Павлов. изучая особенности выработки условных рефлексов у собак,
обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании
условнорефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись прежде всего в
таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных
рефлексов, а также в особенностях их затухания. Это обстоятельство дало
возможность И.П.Павлову выдвинуть гипотезу о том, что они не могут быть
объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их основе
лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов - возбуждения и
торможения. К этим свойствам относятся сила возбуждения и торможения, их
уравновешенность и подвижность.
И.П.Павлов, различал силу воображения и силу торможению, считая их двумя
независимыми свойствами нервной системы.
Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она
проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать
длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при
этом в противоположное состояние торможения.
Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной
системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию
различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и
дифференцировка.
Уравновешенность - равновесие процессов возбуждения и торможения.
Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид
уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит
силу другого.
Подвижность - нервных процессов- проявляется в быстроте перехода одного
нервного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в
способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями
жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от
одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и
наооборот.
Инертность- противоположность подвижности. Нервная система тем более
инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного
процесса к другому.
Выделенные И.П.Павловым свойства нервных процессов образуют определенные
системы, комбинации, которые по его мнению, образуют так называемый тип
нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Он складывается из
характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной
системы - силы, уравновешенности и подвижности процессов, различая сильные
и слабые типы. Дальнейшим основанием деления служит уравновешенность
нервных процессов, но только для сильных типов, которые делятся на
уравновешенных и неуравновешенных, при этом неуравновешенный тип
характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. Сильные
уравновешенные типы делятся на подвижные и инертные, когда основанием
деления является подвижность нервных процессов.
Выделенные И.П.Павловым типы нервной системы не только по количеству, но
и по основным характеристикам соответствуют 4 классическим типам
темперамента:
1. сильный, уравновешенный, подвижный - сангвиник ;
1. сильный, уравновешенный, инертный - флегматик;
1. сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения - холерик;
1. слабый тип- меланхолик.
И.П.Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно
слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания. По
мнению И.П.Павлова. свойства нервной системы образуют физиологическую
основу темперамента, который является психическим проявлением типа нервной
системы. Типы нервной системы, установленные в исследованиях на животных
Павлов предложил распространить и на людей.
В настоящее время в науке накоплено множество фактов о свойствах нервной
системы и по мере их накопления исследователи придают все меньшее значение
типам нервной системы, тем более магическому числу (4), фигурирующему почти
во всех работах И.П.Павлова о темпераменте. прежде всего подчеркивается
значение исследований отдельных фундаментальных свойств нервной системы, в
то время как проблема разделения на типы отступает на второй план.
Поскольку типы образуются из комбинаций указанных свойств, лишь более
глубокое познание последних может обеспечить понимание и осуществление
типологий.
Однако несомненно. что каждый человек имеет вполне определенный тип
нервной системы, проявление которого, т.е. особенности темперамента,
составляют важную сторону индивидуально психологических различий.
ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТОВ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства
психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые
одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее
содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в
своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. Конкретные проявления
типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере
поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно
проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждения и
действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях
речи и т.п.
В настоящее время наука располагает достаточным количеством фактов, чтобы
дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента по
определенной стройной программе. Однако для составления психологической
характеристик традиционных 4 типов обычно выделяют следующие основные
свойства темперамента:
Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних
воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции
человека, и какова скорость возникновения этой реакции.
Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние
или внутренние воздействий одинаковой силы (критическое замечание. обидное
слово, резкий тон - даже звук).
Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично человек
воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей
(настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).
Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей
степени зависти деятельность человека: от случайных внешних или внутренних
обстоятельств, настроения, случайные события) или от целей, намерений,
убеждений.
Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко
приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или
насколько инертно и косно его поведение.
Экстраверсия, интраверсия определяет, от чего преимущественно зависят
реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в
данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей,
связанных с прошлым и будущим (интроверт).
Учитывая все перечисленные свойства. Я.Стреляу дает следующие
психологические характеристики основных классических типов темперамента:
САНГВИНИК. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и
реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все,
что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными
движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт