Теория детерминизма Лапласа и её критика

понятие "состояние". В ХУШ веке это понятие становится существенным

элементом новой картины мира, становление и развитие которой связано прежде

всего с развитием аналитической механики как основополагающей дисциплины в

естествознании. Предпринимаются попытки перехода к охвату механическим

описанием всех сторон действительности. Основой для решения этой задачи

стало изложение механики на языке аналитики. Наступил третий период

развития классической механики. В этот период развивается и уточняется

понятие механического состояния как функции от времени. Это понятие

разрабатывается в трудах Эйлера и в особенности Лагранжа. Анализируя работы

Эйлера, Лагранжа, Гамильтона, можно сделать вывод, что в аналитической

механике, в отличие от механики Ньютона, где понятие "состояние" отражает

способ реализации, проявления существования объектов (механических), это

понятие стало означать тождественный себе физический объект. Это связано

прежде всего с четко выраженной дифференциацией движения, отраженной в

непрерывно действующем законе, связывающем положение и скорость системы со

временем и позволяющем отождествить систему в любое мгновение.

Кроме того, понятие "состояние" было распространено на Вселенную, что

вызывалось представлением о Вселенной как изолированной системе. В этом

весьма существенное отличие толкования содержания данного понятия в

аналитической механике от его толкования в механике Галилея – Ньютона. Мир

Галилея – Ньютона был открытым. Ньютон говорил поэтому т о л ь к о о

состоянии отдельных систем, но не о состоянии мира в целом, так как

Вселенная представлялась ему неограниченной и бесконечной в пространстве и

времени. В связи с выделением состояний отдельных объектов возникла

проблема смежности состояний. Если понимать под смежностью непрерывную

передачу действия через пространство (действие путем контакта), то в

концепции- Ньютона, где господствовала идея дальнодействия, вопрос о

смежности не вставал или, в лучшем случае, сводился к отношению

сосуществования, которое характеризуется рядоположенностью, как определяет

ее М.А.Парнюк.

К этому следует добавить, что были известны также отношения

сосуществования во времени, которые конкретизируются в данном случае в виде

связи состояний одного объекта в течение времени. Эта связь состояний

отражена в уравнениях движения. Пространственное же сосуществование

проявляется в связях состояний рядоположенных объектов в один и тот же

момент времени.

Г.В.Лейбниц также выделяет состояния только отдельных вещей, но состояния

эти вследствие признания их смежности понимаются им во взаимосвязи и

взаимодействии в отличие от концепции Ньютона, в которой они только связаны

друг с другом. "Все во Посланной. – пишет Лейбниц, – находится в такой

связи, что настоящее всегда скрывает в своих недрах будущее, и всякое

данное состояние объяснимо естественным образом только из непосредственно

предшествующих ему". Исходя из идеи непрерывности, Лейбниц отвергал идею

дальнодействия и выдвинул доктрину о непосредственном действии,

производимом контактными сипами через некоторого посредника. На основе этих

представлений вопрос о смежности состояний решался естественным образом:

смежность состояний – необходимое следствие идеи непрерывности и идеи

близкодействия. Но в классической механике идея смежности состояний не

получила большого распространения из-за господства идеи дальнодействия.

Однако для теории поля, как мы в дальнейшем увидим, она имеет большое

методологическое значение.

Взгляды Лейбница на взаимосвязь, состояний вещей, которые составляют

Вселенную, и на определяющую роль этой взаимосвязи в эволюции Вселенной при

экстраполяции понятия "состояние" на Вселенную как целое сыграли важнейшую

роль в возникновении лапласовского детерминизма.

Астрономическая основа идей лапласовского детерминизма.

Начиная с работ Кеплера астрономия также стала находится в состоянии

непрерывного подъема. Кеплер точно показал, что все звёзды и планеты

двигаются по строго определённым законам. Ньютон вывел теоретическое

обоснование этих законов. Последователи Кеплера и Галлея в своих

наблюдениях проверяли теорию практикой и когда наблюдалась несовпадение они

высказывали гипотезу и если расчёт был проведён верно, то вскоре по

вычисленным данным обнаруживалась новая планета, спутник, астероид и т. д.

Таким образом каждое отклонение от строго заданных законов движения только

подтверждало эти законы. Естественно возникала мысль а том, что если законы

строги и определённы для небесных тел, то наверное также обстоит дело и с

телами земными. Тем более что аналогичная попытка, предпринятая Ньютоном,

увенчалась успехом и на аналогиях с планетами была построены вся

классическая физика. В своей работе Лаплас напрямую приводит успехи

астрономии как доказательство того, что всё подчиняется определённым

законам:

«Позвольте нам заметить, что прежде, необычный дождь или критическая

засуха, наличие кометы с длинным шлейфом, затмения, северное полярное

сияние, и вообще все необычные явления бывали расценены как многочисленные

символы астрономического гнева. Небо было вызвано, чтобы предотвратить их

губительное влияние. Никто не молился, чтобы иметь планеты и солнце,

зафиксированные на своих местах: наблюдение скоро сделало очевидным

тщетность таких молитв. Но поскольку эти явления, встречаясь и исчезая в

длинных интервалах, казались противодействующими порядку природы,

предполагалось, что Небо раздражено преступлениями жителей земли, и

создало их, чтобы возвестить грядущее отмщение за них. Так возьмём длинный

хвост кометы : Комета 1456 ужаснула Европу, уже брошенную в испуг быстрыми

успехами Турок, которые только что свергли Византийскую Империю. Эта звезда

после четырех вращений возбудила среди нас очень различный интерес.

Познание законов системы мира Приобретенное в интервале между появлениями

кометы рассеяло страхи, рожденные незнанием истинного отношения человека к

этой области; и Галлей, распознав Тождество этой кометы с таковыми,

появляющимися в 1531, 1607, и 1682 годах, возвестил Его следующее

возвращение в течение конца года 1758 или начала года 1759. Изученный мир,

ожидающий с нетерпением это возвращение, которое должно было утвердить одно

из самых больших открытий, которые были сделаны в науках, и выполняют

прогноз Сенеки, когда он сказал, в разговоре относительно вращений тех

звездочек, которые падают от огромной высоты: «день прибудет когда,

преследуемым изучением сквозь несколько возрастов, вещи, теперь скрытые

выступят с доказательством; и потомство будет удивлено, что истины столь

очевидные, вышли из нас». Клеро тогда ручался подвергать анализу

возмущения, которые комета имела от воздействий из двух больших планет,

Юпитера и Сатурна; после Огромных вычислений он установил его следующее

появление в перигелии к началу апреля, 1759 года, которое было фактически

проверено наблюдением. Правильность, с которыми выводы астрономии

предсказывают движение комет, существует также во всех явлениях.»

Философская основа идей лапласовского детерминизма.

В философии трудно выдумать из ничего что-нибудь принципиально новое.

Поэтому неудивительно, что для идей лапласовского детерминизма философская

основа была заложена ещё в античности. Так у Фалеса и его последователей

прослеживалась чёткая направленность на теорию замкнутости вселенной. Фалес

утверждал, что всё произошло из воды и должно вернуться в воду. По его

теории испарения от воды питают небесные огни – солнце и другие светила,

затем во время дождя вода опять возвращается и переходит в землю в виде

речных отложений, в дальнейшем из земли снова появляется вола как подземные

ключи, туманы, росы ит. д. Его последователи перебрали все остальные

стихии, но учение о замкнутости вселенной оставалось неизменным. Затем ему

на смены пришло учение о бесконечности вселенной, а о замкнутости вновь

заговорили только в начале 18-го века. Ещё один исходный философский пункт

для учения о детерминизме Лапласа обозначил Аристотель в своей теории об

энтелехии . Под энтелехией Аристотель понимал достигнутые результат, цель

движения, завершение процесса. Каждое бытие по Аристотелю содержит в себе

внутренние цели . Благодаря цели, заключённой в предмете, результат

находится в бытии для его осуществления, когда процесс закончился и

движение достигло своего завершения , цели развития. Это учение уже

практически предвосхищает мысль Лапласа о том, что следствие из объекта уже

заложено в самом объекте. В средневековье античные идеи позабылись но с

наступлением возрождения они стали проявляться с новой силой, а начиная с

17-го века и обогащаться новыми. Так в первой половине 18-го века

французский философ Жульен де Ламетри выпустил свое знаменитое сочинение

«Человек-машина», в котором показал, что люди являются искусно построенными

машинами и их можно изучить, опираясь только на законы механики с их

строгой причинно следственной связью. Таким образом и по философской части

фундамент для учения Лапласа был построен.

Содержание теории лапласовского детерминизма.

На этих трёх основании Лаплас и выдвинул свою теорию. Согласно ней каждой

последующее состояние является следствием предыдущего и более того,

существует теоретическая возможность просчитать любой событие исходя из

предыдущего состояния и законов механики.

« Современные события имеют с событиями предшествующими связь,

основанную на очевидном принципе, что никакой предмет не может начать быть

без причины, которая его произвела... Воля, сколь угодно свободная, не

может без определенного мотива породить действия, даже такие, которые

считаются нейтральными... Мы должны рассматривать современное состояние

Вселенной как результат ее предшествующего состояния и причину

последующего. Разум, который для какого-нибудь данного момента знал бы все

силы, действующие в природе, и относительное расположение ее составных

частей, если бы он, кроме того, был достаточно обширен, чтобы подвергнуть

эти данные анализу, обнял бы в единой формуле движения самых огромных тел

во Вселенной и самого легкого атома; для него не было бы ничего неясного, и

будущее, как и прошлое, было бы у него перед глазами... Кривая, описываемая

молекулой воздуха или пара, управляется столь же строго и определенно, как

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты