Теория функций. Функционика. Модель личности по Аугустинавичуте

Теория функций. Функционика. Модель личности по Аугустинавичуте

Т е о р и я ф у н к ц и й

Ф У Н К Ц И О Н И К А

модель личности по Аугустинавичуте

_

Функция - совокупность особенностей восприятия , переработки

и выдачи информации по аспекту. Поскольку аспектов - 8 , то и

функций восемь. Нахождение аспекта в одной и той же функции у

разных людей обуславливает одинаковое отношение к этому

аспекту , одинаковую ( при равенстве интелекта ) его осознанность

. Если один и тот же аспект находится в разных функциях , то

это обуславливает разное восприятие и отношение к нему . Что и

составляет основу различия между типами личности .

Функции , подобно аспектам , можно описать при помощи прзнаков:

1 ) сильная - слабая

2 ) ментальная - витальная

3 ) акцептная - продуктивная

Таким образом ,

1 ф. сильная ментальная акцептная

2 ф. сильная ментальная продуктивная

3 ф. слабая ментальная продуктивная

4 ф. слабая ментальная акцептная

5 ф. сильная витальная акцептная

6 ф. сильная витальная продуктивная

7 ф. слабая витальная продуктивная

8 ф. слабая витальная акцептная

Кратко опишем признаки :

1) Акцептность - это способность отражать ,

"фотографировать" и репродуцировать информацию по аспекту .

Продуктивность - определяет возможность создавать новое по

аспекту , на основе той информации , которую создала

акцепторная функция .

2) Сила - предлагает уверенное владение информацией (

достаточное ее количество ) и волевое влияние на социум .

Слабость - означает , что информация по аспекту используется

неуверенно , ее не хватает, поэтому по слабым функциям тип

подвержен влиянию социона .

3) Ментальность ( осознанность ) - предполагает объективное

изучение мира , стремление перевести информацию в языковую форму

.

Витальность - предполагает субъективное , "через себя" ,

изучение мира , требует слияния с изучаемым .

Можно сказать , что по ментальным функциям не столько

делают , сколько разговаривают , а по витальным действуют , мало

задумываясь , они хуже осознанны , чем витальные .

Фунукции описаны следующим образом :

- Определение

- Номер

- Детальное описание

- Описание приемов развития функции

_ С и л а - с л а б о с т ь ф у н к ц и й

Сила функции предполагает наличие информации и навыков в

количестве , достаточном для разумных и интенсивных действий.

Спокойное и уверенное владение этой информацией . Волевое

внедрение своего мнения в мир . Смелость и категоричность оценок.

Получение информации спокойное и уверенное . При пользовании

сильными функциями успехи обыкновенны, следовательно,

пользоваться сильными функциями приятно .

Слабость функций определяет неспокойное, неуверенное и

неврозное владение информацией . Подверженность влиянию социума

на действия , мнения , суждения , эмоции .

Динамическая сторона признака : сильные функции всегда

полны информации , готовы к использованию и используются (

кинетические ); слабые же функции "не успевают" , нуждаются в

накоплении информации, которую используют в основном не сами по

себе , а как горючее для сильных .

_ М е н т а л ь н о с т ь - в и т а л ь н о с т ь

ф у н к ц и и

Действительность с точки зрения психики образованна из двух

частей : извне подаваемой информации иизнутри познаваемой

действительности . Причем даже собственный организм может

изучаться внешним, более осознанным , "теоретическим" образом, а

с другой стороны, наши внутренния ощущения зависят не только

сами от себя , но отражают весь окружающий мир . То есть, ощущая

себя, человек неизбежно ощущает весь мир . Поэтому и существуют

обе части психики , воспринимающие информацию существенно по

разному . Ментальная часть - воспринимает информацию как бы со

стороны , как внешние по отношению к себе предметы , как

рельефный набор обособленных друг от друга объектов или процессов

. Другая - витальная - отражает мир изнутри организма , как

нечто непрерывное , слитое воедино , нераздельное . Ментальные

функции осмысливают действительность и сознательно к ней

приспосабливаются . Эта информация распространяется в социуме .

Витальные функции - эхо внешнего мира в индивиде . Ментальные

функции свои проблеммы решают ментальным способом : сбор и

передача информации , спор , доказательства ; все в основном

на уровне второй сигнальной системы . Витальные - витальными

: прием сигналов - раздражителей и реакция на них по первой

сигнальной системе . ( т.е. большей частью , действием .

Можно сказать , что ментальные функции не столько

действуют , сколько рассуждають , а витальные - наоборот.

Ментальное восприятие предполагает известное расстояние до

изучаемого , витальное - наоборот , слияние с ним .

_ А к ц е п т н о с т ь - п р о д у к т и в н о с т ь

ф у н к ц и й

Акцептные элементы "отражают , фотографируют ,

репродуцируют действительность и обеспечивают психику объективной

информацией . Это всегда то , что находится во внешнем мире вне

психики . Это всегда отражение объективного мира , информация

про объективный внешний мир. И про себя самого, как про частицу

этой объективности.

Следует отметить , что акцептному элементу всегда присуще

чувство эмпатии или чуство какой-то слитности с отражаемым . Эти

элементы воспринимают и акцептируют то , что есть вовне". Эта

информация воспринимается как объективная данность , которую

можно воспринимать, воспроизводить ( репродуцировать ) и

использовать .

"Коммуникат продуктивность элемента - это то , что

извлекается из акцептным методом полученной информации . Этот

элемент можно назвать творческим , потому что в том , что он

извлекает из акцептным методом полученной информации , есть

частица того , чего нет и не было в объективном мире . Это его

вывод , его представление о данном аспекте объективного мира ;

о том , каким он , этот аспект, в его представлении является , и

каким он должен и может быть.

Продуктивным элементам присуща инструментальность, а не

эмпатия. Их творчеством является то , что индивид извлекает из

акцептным элементом доставленной информации ; это с одной стороны

субъективное приспособление индивида к объективной реальности, а

с другой - творчество."

Итак , мы имеем два свойства элемента : отражение и

репродукция определенного аспекта с одной стороны, ипродукция

нового на основе информации , данной объективной реальностью , с

другой . На "фабрику" поставляется сырье , производится -

продукция .

Было бы неправильным считать акцептные элементы абсолютно

акцептными , продуктивные - исключительно продуктивными .

"Несомненно , продуктивные элементы в своей активности учитывают

и соответствующие аспекты в действительности . То есть они не

только продуцируют, но в какой то степени и отражают картину

действительности". Каждый элемент является сочетанием обоих

свойств: в акцептном преобладает репродукция , в продуктивном -

продукция , творчество . Чем же отличается творчество по

акцептным и продуктивным элементам ?

Продукция акцептного элемента основывается на моделировании

, конструировании из известных элементов . Функционирование

этого элемента оценивается по уровню точности . Это

воспроизведение по известным образцам , это конструктор , в

котором деталями , кубиками являются частицы объективной

реальности , воспринимаемые как данность. Творчество

продуктивного элемента - это продукция нового, качественно нового

; изобретательство с долей иимпровизации ; так как аналога нет ,

и что получится в итоге не всегда известно . В какой то мере

это творчество индивидом ощущается как более личное, как критерий

оценки его личности окружающими . "Удар" или отрицательная

информация на этот элемент более неприятна , нежели на

акцептный , так как во втором случае это вызывает скорее

удивление и некоторое недоумение . " Я же складывал кубики

заведомо хорошо , как же могло получиться что-то плохое ? " А в

продуктивном творчестве каждый кубик - личное творение , детище

, в которое человек вкладывает частицу себя . По акцептным

элементам индивиду присуще чувство ответственности , по

продуктивным он гораздо менее уверен и ответственности не берет

, но выполняет обязанности . По акцептным мы более склонны

говорить о недостатках , по продуктивным - о достоинствах .

_ С и л ь н а я м е н т а л ь н а я

а к ц е п т н а я

Наиболее сильная , осознанная и акцептная . Количество

информации, получаемое по 1 аспекту больше , чем по любому

другому аспекту. Воспринимается эта информация наиболее глубоко и

"дифференцированно". Происходит получение и превичная обработка

информации очень естественно и настолько быстро , что сам человек

их не замечает, а просто "имеет готовую информацию" . Легкость

получения и успешность использования информации по 1 аспекту

есть причина и следствие того , что человек практически

постоянно наблюдает за 1 аспектом , снает каналы получения

информации и пути воздействия на социум . Имеет четкую сферу

интересов . Ввиду своей уверенности в правильном понимании всего

, что происходит вокруг 1 аспекта , не стесняется своих

проявлений по этому аспекту . Благодаря умению отделить

главное от второстепенного , знанию лучших стандартов , человек

спокойно переносит критику окружающих , сам уверенно и

категорично критикует других .

Абсолютная память - возможность в любой момент вспомнить то

, что однажды было увидено , услышано , понято и тем более

сделано по 1 аспекту . Поэтому же информация по 1 аспекту и есть

первое , что мы вспоминаем о человеке при встрече (тип, характер,

должность и т.п.).

1-я функция - то , что сам человек более всего в себе ценит

; получая от внешнего мира немного по 1 аспекту ,

довольствуется и этим . В мениях и деятельности по первому

аспекту человек совершенно не склонен никому подчиняться , свои

мнения упорно отстаивает и не прочь сам поруководить . Отношение

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты