Типология политических режимов

Типология политических режимов

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

РЕФЕРАТ

ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ.

Работу

выполнила

студентка 316 группы

Тарасова И.Л.

Тюмень 2002

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

2.ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

3.НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

3.1. Тоталитаризм

3.2. Авторитаризм

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ.

Типы политических режимов:

а) демократический политический режим;

б) либеральный политический режим;

в) авторитарный политический режим;

г) тоталитарный политический режим.

2.ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ.

Демократия - ( от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть )

-народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации ,

основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней

решений по большинству; идеал общественного устройства : свобода,

равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.;

социальное и политическое движение за народовластие. С момента

возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и

в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего

формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в

большей или меньшей степени подконтрольного народу.

Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической

свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему

оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая

элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную

базу.

Характерные черты демократического режима:

1) Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей

власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными,

соревновательными, регулярно проводимыми. Под “соревновательными”

понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных

выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если

одни группы ( или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а

другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций и

есть специальные механизм честной игры. Выборы бывают нечестными,

если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта

партия относится терпимо к другим партиям во время выборов.

Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у

власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени,

что выборы нельзя уже назвать честными.

2) Периодическая выборность основных органов государства. Правительство

рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для

развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы,

необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В

Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие

латиноамериканские страны находятся вне демократии, т.к. наиболее

распространенный способ смещения президента - военный переворот, а

не выборы. Поэтому, необходимое условие демократического государства

- лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем

избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства

должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего

генерала.

3) Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение

большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь

необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное.

Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства

составляют один из основных принципов демократического государства.

Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры,

режим становится недемократическим, независимо от частоты и

честности выборов и смены законно избранного правительства.

4) Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода

создания политических партий и других объединений для выражения

своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в

конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как

непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую,

плебисцитарную и представительную.

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в

подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь

практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например,

в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все

члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия

решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире

в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в

которых участвовало 5-6 тысяч человек.

Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является

плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит

в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших

стадиях процесса властвования ( в подготовке, принятии политических решений

и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии

возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены,

например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется

одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона ил другого решения,

который обычно готовится президентом, правительством , партией или

инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в

подготовке таких проектов очень невелики.

Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой

политического участия является представительная демократия. Её суть -

граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны

выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и

проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут

быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в

представительной демократии занимают свои посты от имени народа и

подотчетны народу во всех своих действиях.

Демократические государства различны, но все они имеют общие

объединяющие черты:

1) Народовластие - т.е. признание народа источником власти, сувереном (

от франц. SOUVERAIN - носитель верховной власти в государстве );

2) Правительство основано на согласии управляемых;

3) Правило большинства; признание подчиненного мень-

4) Правило меньшинства; шинства большинству при ува-

жении интересов и

мнений

меньшинства

5) Гарантии основных прав человека;

5) Свободные и честные выборы;

6) Равенство перед законом;

7) Справедливое судопроизводство;

8) Конституционное ограничение правительства;

9) Социальный, экономический, идеологический и политический

плюрализм;

10) Ценности сотрудничества и компромисса.

Есть разные формы правления демократических режимов. Достаточно

распространенными формами республиканского правления являются президентская

республика и парламентская республика.

Отличительным признаком президентской республики является то, что

президент в ней одновременно выступает и главой государства, и главой

правительства. Пожалуй, самый яркий пример президентской демократии - это

США. Исполнительная власть сконцентрирована в руках одного правителя, т.е.

у президента США, который регулярно через каждые 4 года избирается всем

народом. Президент назначает членов кабинета министров, которые подотчетны

только ему, а не парламенту. Вот сущность президентского правления. Это

отнюдь не означает, что президент- диктатор. Президент не имеет

законодательных полномочий. Вся законодательная власть принадлежит высшему

законодательному органу США - конгрессу (палате представителей и сенату).

При исполнении своих полномочий президент США в определенной ограничен

властью конгресса. Конгресс решает вопросы бюджета, имеет право отменить

любые назначения президента США ( право вето ) и, наконец, конгресс вправе

начать процесс “импичмента” , т.е. досрочного отстранения президента от

власти ( за измену, за нарушение Конституции и другие преступления ).

Главной отличительной чертой парламентской республики является

образование правительства на парламентской основе ( обычно парламентским

большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Парламент

осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и

поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению;

утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые

рамки деятельности правительства; осуществляет контроль над правительством

и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за

собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение

досрочных выборов. В современном мире есть 3 главных типа парламентских

режимов.

Первый может быть описан как однопартийное большинство в парламенте,

т.е. когда одна политическая партия постоянно настолько сильна, чтобы

образовать правительство. Иногда такое правление называют “Вестминистерской

моделью”, имея ввиду Британский парламент, в котором взятой партии

достаточно 50 % голосов, чтобы образовать правительство на весь срок

выборов.

Второй тип - это парламентская коалиционная система, когда кабинет

министров формируется на основе коалиции (соглашения ) различных партий ,

из которых ни одна не имеет абсолютного большинства в парламенте. Коалиции

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты