Учение Канта

практический разум, рассматриваемый Кантом в учении о добродетели, несет в

себе сознание “внутреннего судилища”, которое и есть совесть. Это сознание

выражается в изначальных моральных задатках и выводах разума, в идеальных,

часто основанных на религиозной вере целях и, наконец в разумном волнении,

то есть в моральном принципе или основоположении разума, сформулированном

Кантом еще в 1788 году в “Критике практического разума” и легшем в основу

“Метафизики нравов”. В кантовском учении наряду с эстетической и разумной

потребностью человека в совести имеет значение и сфера религиозного опыта,

своего рода “религиозно-совестливая” установка. Речь идет о первоначальных

задатках моральности, в которых склонности, порыв к действию, само действие

требуют воления, не обходящегося без совести; временные ступени выражения

этих задатков, а также формы их осознания (смутная, отчетливая и религиозно-

верующая) придают учению о совести законченный вид. Учение о совести —

это, по сути дела, учение о благе, имеющем всеобщее значение; это —

деяние, воля и сознание морального человека.

Принцип “уважения к моральному закону” является сердцевиной

кантовской этики, поскольку в нем открывается измерение гуманного

поведения. Только личность, согласно Канту, может выражать это уважение,

которое является априорным чувством; осознание этого уважения идентично

осознанию законообразного долга и имеет характер необходимой всеобщности.

Уважение к закону есть единственная движущая сила морального долга.

Человек, по Канту, не просто разумное существо, он призван побуждаться

разумом к моральному поведению, что выражается в почитании морального

закона. Казалось бы, здесь нет речи о личном стремлении к счастью. Но

противоречие долга и стремления к счастью — лишь кажущееся. Кант

преодолевает его, утверждая, что счастье отдельного человека и блаженство

всего человечества достижимо лишь тогда, когда их поведение подчиняется

моральному закону. Смысл жизни — в связи добродетели и блаженства. Только

такой долг, который способствует счастью человека и человечества, имеет

этическую ценность. Учение Канта о долге, таким образом, есть забота о

достоинстве человека и о счастье человечества. Долг — “мост” между личным

счастьем и общественным благом, точка оптимального их соединения.

Кант видит бездну между тем, что должно быть соответственно

безусловному нравственному закону и что есть в действительности. Идеал

добра неосуществим в пределах эмпирического существования в человеческой

жизни. Человек смертен. Вопреки “Критике чистого разума”, где существование

Бога и бессмертной души признано недоказуемым, Кант в этическом учении

постулирует существование Бога и бессмертную душу по образу и подобию Божью

— ради придания объективности нравственному закону. Здесь возникает

противоречие: Бог и бессмертная душа выводятся из нравственности, а сама

нравственность обусловлена Богом и бессмертной душой. Вообще Кант связывает

мораль с верой человека в бога. Кант считает, что религия должна быть

нравственной, то есть основанной на нравственности и признавать

самоценность и самозаконность нравственности Упование на абсолютно

справедливого творца, который создает всеправедный потусторонний

миропорядок, где добродетели и пороку будет в конце концов воздано по

заслугам, есть необходимый постулат практического разума, без которого

нравственность психологически невозможна для людей. Однако в одной из своих

поздних работ “Религия в пределах только разума” Кант уточняет взаимосвязь

морали и религии. Упование на конечное осуществление всесовершенного

миропорядка, являясь психологически необходимыми следствиями морального

умонастроения искажают чистоту нравственного мотива. Сама же мораль — ее

объективные нравственные законы — “не нуждаются в идее о другом существе”

над человеком; “мораль не нуждается в религии”. Иными словами,

нравственность должна быть выведена вполне самостоятельно и независимо от

религии, она, как говорит Кант, “довлеет сама себе”. Мораль имеет свои

специфические мотивы, не сводимые к соображениям земного или религиозного

практицизма. Мораль скорее всеобщий человеческий нежели божественный суд.

От религии мораль отличается существенно; конечно, Бог — это гарантия

совпадения счастья и долга (в мире ином), но для Канта важно то, что

нравственное чувство совершенно автономно, рождается не из веры, а само по

себе. В 60-е годы Кант приходит к убеждению, что в Бога следует верить, но

доказать его существование трудно, а может быть, и не нужно; теоретические

и религиозные принципы не совпадают с нравственными. В работе “О

единственно возможном доказательстве бытия бога” (1763) он напишет:

необходимо, нужно быть убежденным в существовании бога, но вовсе не столь

необходимо доказать это. Если человек совершает какой-либо нравственный

поступок из-за боязни воздаяния за гробом, то, по мысли Канта, на самом

деле это безнравственно, так как богу тогда подчиняются, как подчиняются

деспоту; “тогда это вовсе не грех, а политичное неблагоразумие”. Не

подобное корыстное благоразумие и непрактическое благоразумие являются

источником нравственности. Нравственный императив (так в эти годы уже

называет нравственные требования немецкий философ) ценен сам по себе и

поэтому безусловен: ”Цель при моральном императиве в сущности неопределена,

поступок определяется не целью, а восходит к свободному выбору, цель же

может быть какой угодно. Моральный императив повелевает, таким образом,

абсолютно, невзирая на цель. Мораль указывает, следовательно, на внутреннюю

абсолютную человеческую самоценность; она выходит за границы

познавательного отношения, не включается в компетенцию теоретического

разума. В ранние годы Кант приходит к выводу о несовместимости

нравственности и счастья: их синтез — благо, но это лишь идеал, и,

“поскольку таковой не может быть достигнут людьми”, “он основан на вере в

божественное содействие”, это — идеал, который не может быть достигнут.

Так рождается знаменитая нравственная кантовская антиномия.

Согласно Канту, существует множество хороших нравственных качеств,

нравственных чувств, которые можно даже оценить как благородные, хотя в

собственном смысле слова они не относятся к настоящим добродетелям.

Например, чувства сострадания или благожелательности прекрасны и, однако,

слепы и слабы. “Напротив, если благорасположение ко всему человеческому

роду вообще стало для вас принципом, которому вы всегда подчиняете свои

поступки, то любовь к нуждающемуся остается, но теперь она с некоторой

высшей точки зрения поставлена в истинное отношение ко всей совокупности

ваших обязательств”. Ведь невозможно, чтобы наше сердце исполнялось нежным

участием к каждому, иначе добродетельный человек, вечно проливая слезы,

превратился бы в мягкосердечного бездельника; услужливость, сострадание,

мягкосердечие по отношению к одним превращается в несправедливость по

отношению к другим людям. Вот почему, согласно Канту, “истинная добродетель

может опираться только на принципы, и, чем более общими они будут, тем

возвышеннее и благороднее становится добродетель”. Эти-то общие принципы

Кант и являются истинной добродетелью, в то время как сострадание,

услужливость и т. п. заслуживают название лишь адаптированной (так сказать,

облегченной) добродетели. Так рождается антиномия чувств и разума, счастья

и долга.

Невозможно замкнуть все многообразие проблем, поставленных Кантом в

этике, на деятельности чистого разума. Поэтому в последние годы отмечается

тенденция рассматривать физические, социальные, терминологические аспекты

его практической философии. В частности, большое внимание уделяется анализу

проблемы деятельности, условия реализации свободы.

Свобода и этика

“Для того, кто привык к свободе, нет

большего несчастья, чем быть отданным во власть

такого же существа, как он, которое может

принудить его отказаться от своей воли и делать

то, что он хочет”

И.Кант

Свобода — “нерв философии Канта” , она “является одним из

краеугольных камней морали и религии, а также ключом для систематического

построения чистого разума и разума спекулятивного” — так характеризует

значение проблемы свободы в философии Канта метафизически ориентированные

кантоведы. Кант не избегает языка метафизики в рассмотрении понятия

свободы. По существу, он не раскрывает содержания ее безусловности,

ограничиваясь утверждениями о негативной свободе, то есть “свободе от...”,

хотя обращается с понятием “свобода” так, как если бы знание о ней было

достигнуто. Разум не может объяснить, как возможна эта свобода. В “Критике

чистого разума” Кант показал только как мы можем ее помыслить , не впадая в

противоречие. доказательство ее реальности он оставил для разума

практического. Признавая природное несовершенство человека, Кант в то же

время видел в нем разумное существо, которое способно с помощью

собственного разума и нравственного императива ограничивать и преодолевать

собственные желания. “Люди имеют достаточно ума для самоконтроля и

морального поведения”.

Кант, как дуалист, знает только два уровня причинности — в рамках

природы и свободы, причем в первом она понимается механистически, во

втором — метафизически, а поскольку человеческая свобода исключается из

природной, постольку природа, тело и дух абсолютно отделены друг от друга,

тем самым идеи и гипотезы о них никогда не могут различить у Канта

правильного различения. Как возможна свобода разумного существа в мире, где

правит необходимость, то есть господствует необходимая, а не свободная

причинность? Кант называет понятие свободы “ключом к объяснению автономии

воли”. Идею универсальной воли развивает категорический императив, но он

требует третьего связующего звена между утверждаемой им волей человека и

универсальным моральным законом. Этим третьим звеном и является понятие

свободы. Благодаря Идее свободы Кант выявил особенность природы

человеческого разума — его “виновность”, которая несет в себе роковое

несоответствие между требованиями природы и уровнем его возможностей. Все

попытки решения смыслообразующих жизненных вопросов являют собой

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты