чиновников.
Помимо мусического и гимнастического воспитания стражам с
детства нужно преподавать арифметику, геометрию, астрономию.
Указанные науки, утверждает Платон, развивают философскую мысль,
влекут душу к истине, к познанию подлинного бытия.
До определенного возраста молодежь не должна видеть неприятных
вещей или порока. Но в соответствующий момент их следует подвергнуть
«обольщениям», как в виде ужасов, которые не должны пугать, так и в
виде дурных удовольствий, которые не должны соблазнять. Когда же они
выдержат эти испытания, их будут считать годными стать стражами.
Сословие стражей не должно преследовать никаких частных,
сословных, семейных или имущественных интересов. Вся их жизнь и быт
организуются на началах солидарности, общности, равенства и
коллективизма. Жизнь стражей складывается из множества ограничений и
лишений. Воспитанные таким образом, воины живут в полном коммунизме.
Подобно Платонову идеальному государству и «Утопия» Мора построена
на началах коммунистических: она не знает принципа частной
собственности. Государство Платона не имеет в виду земного
благополучия граждан: оно хочет осуществить небесную идею в
человеческих отношениях и преследует цель загробную. Платон хочет
уничтожить частную собственность, так как видит в ней эгоистический
принцип, который приковывает человека к земле, отвлекая его от
служения загробным идеалам.
Коммунизм Т. Мора, напротив, имеет в виду исключительно земную
цель. Он хочет сделать людей счастливыми и довольными на земле. В
«Государстве» Платона коммунизм распространяется только на два
высших класса. У Мора же коммунизм задается целью устранения
социальных неравенств, он хочет всех уравнять в общем счастье и,
особенно, горячо принимает к сердцу интересы обездоленных классов.
Коммунистические идеи Платона в «Государстве» критиковал
Аристотель, аргументируя это тем, что «общение имуществ может вести
лишь к беспрерывным ссорам, вследствие неравного распределения
пользования и труда.
Устроители наилучшего государства (правители-философы) должны
не только позаботиться о правильном воспитании воинов-стражей. Они,
кроме того, «должны установить порядок, при котором самое устройство
жилищ и самые права на имущественные блага не могли бы быть помехой
ни для высокой нравственности воинов, ни для исполнения ими службы,
ни для надлежащего отношения их к людям своего и других классов
общества.
Основные черты этого порядка — лишение воинов права на
собственное имущество. Воины могут пользоваться лишь тем, что им
минимально необходимо для жизни, для здоровья и для выполнения своих
функций в государстве. У них не может быть ни лично им
принадлежащего жилища, ни мест для хранения имущества или
драгоценностей.
Все необходимое воинам для исполнения их обязанностей,
последние должны получать от изготавливающих продукты, вещи и орудия
работников производительного труда и притом в количестве, ни слишком
малом, ни слишком большом. «В противном случае стражи станут
независимы от «кормильцев» и «плательщиков» и перестанут охранять
общество. Ведь человеку, который заботиться только о своем
богатстве, безразличны радости и печали сограждан».
Питание воинов происходит исключительно в общих столовых. Весь
распорядок и рамки жизни стражей направлены на ограждение их от
губительного влияния личной собственности и в первую очередь от
тлетворного, дурного влияния денег, золота и других драгоценностей.
«Если бы воины-стражи пустились в стяжательство, в приобретение
денег и драгоценностей, они не могли бы уже выполнять свой долг
защиты членов общества: они превратились бы в хозяев и
землевладельцев, враждебных остальным гражданам».
Сам Платон о сказанном выше быте стражей говорит следующим
образом: «Прежде всего, никто не должен обладать никакой честной
собственностью, если в том нет крайней необходимости. Затем, ни у
кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы
доступа всякий желающий. Припасы, необходимые для рассудительных и
мужественных знатоков военного дела, они должны получать от
остальных граждан в уплату за то, что их охраняют. Количества
припасов должно хватать стражам на год, но без излишка. Столуясь все
вместе, как во время военных походов, они и жить будут сообща. А
насчет золота и серебра надо сказать им, что божественное золото —
то, что от богов, — они всегда имеют в своей душе, так что ничуть не
нуждаются в золоте человеческом».
Проект идеального государства предусматривает введение для
стражей общности жен и детей. Женщины и мужчины в «Государстве»
Платона уравнены в их правах и возможностях. Не пол, а способности,
как и у мужчин, определяет социально-психологическое место женщины в
структуре общественной жизни. Между мужчинами и женщинами имеются
различия, но они не имеют отношения к политике. «Некоторые женщины
склонны к философии и годятся в качестве стражей, некоторые из
женщин воинственны и могли бы быть хорошими воинами». Отобранные в
сословие стражей лица женского пола получают то же воспитание, что и
мужчины, кроме того, женщины должны наравне с мужчинами проходить
всю необходимую подготовку. Силы природы равно разлиты в обоих живых
существах: по природе всем делам причастна и женщина, всем и
мужчина; но женщина во всем слабее мужчины . Однако в ее слабости
нельзя видеть основание для того, чтобы все предписывать мужчинам, а
женщине ничего. Таким образом, в отношении к охране государства,
природа женщины и мужчины — одна и та же, кроме того лишь, что
первая слабее, а вторая сильнее . Наилучшими женами для мужчин-
стражей по Платону будут именно женщины-стражи. В качестве же закона
он предписывает: «Все жены этих мужей должны быть общими, а отдельно
пусть ни одни ни с кем не сожительствует. И дети тоже должны быть
общими, и пусть отец не знает, какой ребенок его, а ребенок — кто
его отец». Имея общие жилища, посещая совместные трапезы, постоянно
встречаясь в гимназиях и получая одинаковое воспитание, стражи
мужского и женского пола начинают испытывать взаимное влечение. Это
вовсе не означает допущения беспорядочных контактов. Наоборот, связь
мужчины и женщины, именуемая Платоном браком, находится под
присмотром правителей. Правители определяют брачный возраст,
регулируя количество брачных союзов и заботясь о подборе наиболее
подходящих друг другу пар. Только отличившиеся на войне юноши
получают более широкую возможность сходиться с женщинами.
Ради пользы подвластных и государства в целом, правители
прибегают ко лжи и обману: жеребьевка, в ходе которой формируются в
дни определенных празднеств разовые брачные пары, подстраивается
так, чтобы лучшие соединялись с лучшими, а худшие — с худшими. По
поводу качества браков Платон говорит, что «наше небольшое стадо
должно быть самым отборным», а касаясь количества, требует, «чтобы
государство у нас по возможности не увеличивалось и не уменьшалось.
Сохранению и дальнейшему воспитанию подлежат лишь дети,
родившиеся от лучших родителей; этих детей отрывают от родителей и
относят в общие ясли к кормилицам. Родившихся от худших родителей
или обладающих какими-либо телесными недостатками детей укрывают в
тайном месте и по достижении ими определенного возраста переводят в
сословия производителей. Детей, родившихся от союзов, не
санкционированных государством, следует считать незаконными.
Матери должны быть в возрасте от двадцати до сорока лет, отцы
— от двадцати пяти до пятидесяти лет. Вне этого возраста общение
между полами должно быть свободным, но принудительными являются
аборт или детоубийство. «Против браков, устраиваемых государством,
заинтересованные стороны не имеют права возражать, они должны
руководствоваться мыслью о своем долге перед государством, а не
какими-либо заурядными чувствами, которые обычно прославляли
изгнанные поэты».
Родители и дети не должны знать друг друга: уже для первого
питания дети равномерно распределяются между всеми кормящими
матерями, и так растут они и дальше все вместе под попечением
государства. Поэтому каждый молодой человек должен чтить в старшем
поколении своих родителей, а каждый старший человек должен видеть в
младшем поколении своих детей, любить и воспитывать их.
«Уничтожение всей частной жизни, всех личных интересов,
конечно, лишает человека многих удовольствий; но хорошо воспитанные
воины, говорит Платон, находят свое счастье не в материальных
наслаждениях, а в исполнении своего назначения». Уничтожив частную
собственность, Платон упраздняет и семью, чтобы всецело заменить и
семейные интересы общегосударственными. Только при условии общности
жен и детей достигается совершенное единство граждан, единство
интересов. Тяжбы и взаимные обвинения разве не исчезнут у них,
попросту говоря, потому, что у них не будет никакой собственности,
кроме своего тела? Все остальное у них общее. Поэтому они не будут
склонны к распрям, которые так часто возникают у людей из-за
имущества или по поводу детей и родственников.
Платон не излагает подробных законов, которые руководствовали
бы поступками граждан его государства, считая это излишним. «Хороши
они будут, сами будут знать, что справедливо; а если дурны, то
никакие самые лучшие законы ничего не помогут». Имея в виду благо
целого, а не одного какого-либо сословия, закон добивается
социальной гармонии, при помощи убеждения и принуждения, используя
философов для того, чтобы связать гражданский коллектив воедино.
2.2 Учение о совершенных и несовершенных формах государства
Наилучшее государство, по Платону, должно: во-первых, обладать
силой собственной реорганизации и средствами ее защиты, достаточными
для сдерживания и отражения врагов; во-вторых, осуществить