Ученый и философ, политик и религиозный деятель
Томский государственный университет
Философский факультет
Реферат к ответу на экзаменационный вопрос
Кандидатского экзамена по философии
ФИЛОСОФ И МАТЕМАТИК,
ПОЛИТИК И РЕЛИГИОЗНЫЙ ЛИДЕР
«Он был первый, давший философии название и
назвавший себя философом»
Диоген
Выполнил:
аспирант каф. Алгебры ТГУ
Коновалов Владислав Борисович
Проверил:
Томск 2000 г.
План.
Введение.
1. Пифагор и его союз.
2. Философия пифагорейцев.
2.1. Математическое объяснение мира.
2.2. Роль чисел.
2.3. Геометрическое объяснение.
2.4. Таблица противоположностей.
3. Космология.
Заключение.
Введение.
Личность Пифагора, религиозного реформатора и одного из величайших
философов Греции, была уже в V веке окружена легендой, и точные сведения о
его жизни, учении и ранней судьбе основанного им союза крайне скудны. Он
жил в VI в. до нашей эры, а биографии Диогена Лаэртского, Порфирия и
Ямвлиха составлены в III и IV в. нашей эры, источники, на основании которых
они написаны, относятся самое раннее IV в. до нашей эры.
Пифагорейская философия – или, точнее, совокупность учений, носивших
это название, – зародилась в VI в. до нашей эры и в III в. нашей эры
растворилась в неоплатонизме. За время существования она неоднократно
изменяла свое первоначальное значение. Первые два века приходятся на
развитие старопифагорейской школы, и уже в этот период в ее среде
намечаются значительные разногласия. Затем, во второй половине IV в.,
пифагорейское учение поглощается платонизмом, а сама школа продолжает
существовать в виде мистической секты или религиозного союза, в котором
научная деятельность теряется. Начиная с II в. пифагорейство возрождается,
но это, по сути, совершенно другое учение, стремящееся объединить Платона,
Аристотеля и стоиков в сборной схеме, которая выдается за подлинную
философию Пифагора, вкладывается в якобы древние пифагорейские символы и
развивается в большом количестве подложных сочинений, приписываемых
Пифагору и ближайшим его ученикам. Почти все «пифагорейские» произведения,
дошедшие до наших дней во фрагментах или известных только по заглавиям,
принадлежат к этому периоду. Так, например, фрагменты из сочинения Архита,
тарентского стратега, современника и друга Платона, с их аристотелевской
терминологии относят к сочинениям «неопифагорейцев». Труднее определить
авторство фрагментов, приписываемых Филолаю, который якобы впервые составил
письменное изложение Пифагорейской философии. Таким образом, разбираясь в
сведениях или источниках, касающихся пифагорейского учения, необходимо
различать источники относящиеся к раннему периоду и периоду
неопифагорейства. Сам же Пифагор по преданиям не оставил письменного
изложения своего учения.
Учитывая все это, изучение истории пифагорейской школы, а также самого
учения представляет трудности, личность Пифагора остается во многом
загадочной и неизвестной. Существует точка зрения, отделяющая Пифагора от
пифагорейцев, причисляя его к мистикам и видя в нем религиозного учителя,
близкого к орфикам и чуждого научного духа, и помещая пифагорейцев лишь
после досократовских физиков. Но, несмотря на большую разницу между ранними
и поздними пифагорейцами, те и другие проникнуты одним общим духом.
1. Пифагор и его союз.
Пифагор, сын Мнесарха, уроженец острова Самос, прославился уже среди
современников как религиозный учитель, ученый и философ, превосходивший
всех своими познаниями. Предания много рассказывают о путешествиях
Пифагора, хотя достоверно о них почти ничего не известно, кроме, пожалуй,
его путешествия в Египет. Мало известно и об учителях Пифагора. Вероятно
только его знакомство с учением Анаксимандра и других представителей
милетской школы. Возможно также, что он был знаком с учением Ферекида.
Приблизительно около 530 г. Пифагор переселился в Кротон, важный культурный
центр Великой Греции в Южной Италии, где он основал союз, носивший его имя.
Пифагорейские мистерии уже в древности сближались с орфическими. Близость
эта были настолько велика, что уже Геродот не делал различий между ними.
Есть основание предполагать, что орфики частью заимствовали у пифагорейцев
свои учения, частью же могли и сами оказать на них некоторое влияние.
Переселение Пифагора могло быть вызвано его связью с местными орфиками или
же тиранией Поликрата, который не мог допустить деятельности тайного
общества, преследующего не только религиозные, но и политические цели,
каким несомненно был пифагорейский союз. Политикой и религией деятельность
союза не ограничивалась: союз был философской школой, а Пифагор одним из
величайших греческих мыслителей, создателем научной геометрии, теории
чисел, учения о гармонии и основатель оригинального философского
миросозерцания, видевший во Вселенной царство математических законов.
В Пифагоре видели то исключительно религиозного реформатора, мистика
или пророка, то моралиста и политического организатора, то исключительно
ученого и философа. Между тем оригинальность Пифагора заключена именно в
своеобразном соединении различных сторон духовной деятельности, в основании
нового, особого «образа жизни»: его союз был одновременно церковью,
философской школой и политическим объединением, распространявшимся далеко
за пределы Кротона. По всем данным, союз этот бал довольно многочисленным,
и члены его активно вмешивались в политическую жизнь. В самом Кротоне еще
при Пифагоре союз вызвал сильную оппозицию, во главе которой встал демагог
Килон. Пифагор был вынужден переехать в Метапонт, где и умер в V или IV
веке (точных сведений нет). После его смерти политическая деятельность
союза не прекращается. Парменид был политическим деятелем в Элее, его
ученик Зенон пал мучеником за свободу родного города, Эмпидокл Агригентский
был демагогом, борцом против тирании.
Приблизительно во второй половине V в. в Южной Италии произошел
разгром пифагорейского союза. Сторонники Килона подожгли дом атлета Милона
Кротонского, где были собраны пифагорейцы. Из них спаслись только двое –
Архит и Лисис, бывший впоследствии в Фивах учителем Эпаминода. Из Кротона
движение против союза быстро распространилось и по другим городам. «Повсюду
в Великой Греции, – говорит Полибий, – собрания пифагорейцев были сожжены,
и, так как таким образом погибли первые люди в каждом городе, то
повсеместно произошли величайшие потрясения государственного строя, и
города переполнились убийством, усобицей и всяческой смутой». Остатки
пифагорейцев рассеялись, некоторые переселились в Грецию, как, например,
Лисис и Филолай, гостившие в Фивах в конце V в. Смуты прекратились лишь при
помощи посланцев из Археи, – Кротон был архейской колонией. Пифагорейцы
снова вернулись в Италию и вновь достигли значительного влияния.
Главным центром уцелевших пифагорейцев становится Тарент, где в начале
IV в. прославился Архит, друг Платона, знаменитый математик и физик,
создатель научной механики и вместе с тем государственный деятель, долгое
время стоявший во главе родного города и бывший семь раз стратегом.
Пифагорейцы продолжали выступать против тирании и стояли во главе оппозиции
против тирана Дионисия Сиракузского и его политики среди греческих городов
Италии.
Таким образом, борьба с тиранией и столкновения с демократией являются
характерными чертами пифагорейской политики. Создавая аристократический
союз, Пифагор, по-видимому, его политической целью видел создание новой
аристократии, образовывающей господство лучших посредством религиозного
союза и воспитания в философской школе. Союз Пифагора впоследствии внушил
Платону его идеал государства, управляемого философами. Но замысел Пифагора
оказался более практичным и осуществимым: ему на деле удалось сплотить
могущественную образованную аристократию, в состав которой вошли выдающиеся
политические деятели, ученые, философы, врачи, атлеты. Интересно, что в
союз допускались женщины. Идеал этой аристократии есть прежде всего
этический идеал, который достаточно точно описывает Аристоксен, ученик
Аристотеля, знавший «последних пифагорейцев» философов.
Для человеческого общества нет зла хуже безначалия, и для спасения
спасения общества необходимо существование правителей. От правящах
требуется просвещение и гуманность, человеколюбие, от управляемых – не
только повиновение, но и почтение к старшим, к правящим, почитание
отечественных богов и отечественных законов, почитание родителей и
правителей: вот нравственно-религиозная основа нормального общества. Ео для
того, чтобы достойно и успешно делать свое государственное дело, правящие
должны быть действительно лучшими людьми – не по рождению, а по доблести,
силе, разуму, по развитию своих способностей и добродетелей. И отсюда
требование воспитания, религиозного, умственного и нравственного, которое
осуществляется в союзе.
Мистический культ, в который члены посвящались после определенного
послушничества, общие трапезы, общие занятия музыкой и гимнастикой и
научные занятия соединяли пифагорейцев помимо тех общих политических целей,
которые они преследовали. Здесь впервые осуществляется своеобразный идеал
высшей жизни, свойственный в всем более поздним философским идеалам
древности, – жизни, проводимой в замкнутом кругу избранных друзей,
соединенных общностью духовных интересов, отдавшихся всецело совместному
исканию истины и заботе о совершенствовании, о гармоническом развитии своих
духовных, умственных и физических сил. В философских школах древности
развивались самые сильные узы дружбы: нигде не ценили ее так высоко, нигде
не отдавались ей с таким пафосом, находя в ней одно из высших благ
человеческой жизни. И первым таким союзом, церковью друзей стал
пифагорейский союз.
Страницы: 1, 2