Ученый и философ, политик и религиозный деятель

Ученый и философ, политик и религиозный деятель

Томский государственный университет

Философский факультет

Реферат к ответу на экзаменационный вопрос

Кандидатского экзамена по философии

ФИЛОСОФ И МАТЕМАТИК,

ПОЛИТИК И РЕЛИГИОЗНЫЙ ЛИДЕР

«Он был первый, давший философии название и

назвавший себя философом»

Диоген

Выполнил:

аспирант каф. Алгебры ТГУ

Коновалов Владислав Борисович

Проверил:

Томск 2000 г.

План.

Введение.

1. Пифагор и его союз.

2. Философия пифагорейцев.

2.1. Математическое объяснение мира.

2.2. Роль чисел.

2.3. Геометрическое объяснение.

2.4. Таблица противоположностей.

3. Космология.

Заключение.

Введение.

Личность Пифагора, религиозного реформатора и одного из величайших

философов Греции, была уже в V веке окружена легендой, и точные сведения о

его жизни, учении и ранней судьбе основанного им союза крайне скудны. Он

жил в VI в. до нашей эры, а биографии Диогена Лаэртского, Порфирия и

Ямвлиха составлены в III и IV в. нашей эры, источники, на основании которых

они написаны, относятся самое раннее IV в. до нашей эры.

Пифагорейская философия – или, точнее, совокупность учений, носивших

это название, – зародилась в VI в. до нашей эры и в III в. нашей эры

растворилась в неоплатонизме. За время существования она неоднократно

изменяла свое первоначальное значение. Первые два века приходятся на

развитие старопифагорейской школы, и уже в этот период в ее среде

намечаются значительные разногласия. Затем, во второй половине IV в.,

пифагорейское учение поглощается платонизмом, а сама школа продолжает

существовать в виде мистической секты или религиозного союза, в котором

научная деятельность теряется. Начиная с II в. пифагорейство возрождается,

но это, по сути, совершенно другое учение, стремящееся объединить Платона,

Аристотеля и стоиков в сборной схеме, которая выдается за подлинную

философию Пифагора, вкладывается в якобы древние пифагорейские символы и

развивается в большом количестве подложных сочинений, приписываемых

Пифагору и ближайшим его ученикам. Почти все «пифагорейские» произведения,

дошедшие до наших дней во фрагментах или известных только по заглавиям,

принадлежат к этому периоду. Так, например, фрагменты из сочинения Архита,

тарентского стратега, современника и друга Платона, с их аристотелевской

терминологии относят к сочинениям «неопифагорейцев». Труднее определить

авторство фрагментов, приписываемых Филолаю, который якобы впервые составил

письменное изложение Пифагорейской философии. Таким образом, разбираясь в

сведениях или источниках, касающихся пифагорейского учения, необходимо

различать источники относящиеся к раннему периоду и периоду

неопифагорейства. Сам же Пифагор по преданиям не оставил письменного

изложения своего учения.

Учитывая все это, изучение истории пифагорейской школы, а также самого

учения представляет трудности, личность Пифагора остается во многом

загадочной и неизвестной. Существует точка зрения, отделяющая Пифагора от

пифагорейцев, причисляя его к мистикам и видя в нем религиозного учителя,

близкого к орфикам и чуждого научного духа, и помещая пифагорейцев лишь

после досократовских физиков. Но, несмотря на большую разницу между ранними

и поздними пифагорейцами, те и другие проникнуты одним общим духом.

1. Пифагор и его союз.

Пифагор, сын Мнесарха, уроженец острова Самос, прославился уже среди

современников как религиозный учитель, ученый и философ, превосходивший

всех своими познаниями. Предания много рассказывают о путешествиях

Пифагора, хотя достоверно о них почти ничего не известно, кроме, пожалуй,

его путешествия в Египет. Мало известно и об учителях Пифагора. Вероятно

только его знакомство с учением Анаксимандра и других представителей

милетской школы. Возможно также, что он был знаком с учением Ферекида.

Приблизительно около 530 г. Пифагор переселился в Кротон, важный культурный

центр Великой Греции в Южной Италии, где он основал союз, носивший его имя.

Пифагорейские мистерии уже в древности сближались с орфическими. Близость

эта были настолько велика, что уже Геродот не делал различий между ними.

Есть основание предполагать, что орфики частью заимствовали у пифагорейцев

свои учения, частью же могли и сами оказать на них некоторое влияние.

Переселение Пифагора могло быть вызвано его связью с местными орфиками или

же тиранией Поликрата, который не мог допустить деятельности тайного

общества, преследующего не только религиозные, но и политические цели,

каким несомненно был пифагорейский союз. Политикой и религией деятельность

союза не ограничивалась: союз был философской школой, а Пифагор одним из

величайших греческих мыслителей, создателем научной геометрии, теории

чисел, учения о гармонии и основатель оригинального философского

миросозерцания, видевший во Вселенной царство математических законов.

В Пифагоре видели то исключительно религиозного реформатора, мистика

или пророка, то моралиста и политического организатора, то исключительно

ученого и философа. Между тем оригинальность Пифагора заключена именно в

своеобразном соединении различных сторон духовной деятельности, в основании

нового, особого «образа жизни»: его союз был одновременно церковью,

философской школой и политическим объединением, распространявшимся далеко

за пределы Кротона. По всем данным, союз этот бал довольно многочисленным,

и члены его активно вмешивались в политическую жизнь. В самом Кротоне еще

при Пифагоре союз вызвал сильную оппозицию, во главе которой встал демагог

Килон. Пифагор был вынужден переехать в Метапонт, где и умер в V или IV

веке (точных сведений нет). После его смерти политическая деятельность

союза не прекращается. Парменид был политическим деятелем в Элее, его

ученик Зенон пал мучеником за свободу родного города, Эмпидокл Агригентский

был демагогом, борцом против тирании.

Приблизительно во второй половине V в. в Южной Италии произошел

разгром пифагорейского союза. Сторонники Килона подожгли дом атлета Милона

Кротонского, где были собраны пифагорейцы. Из них спаслись только двое –

Архит и Лисис, бывший впоследствии в Фивах учителем Эпаминода. Из Кротона

движение против союза быстро распространилось и по другим городам. «Повсюду

в Великой Греции, – говорит Полибий, – собрания пифагорейцев были сожжены,

и, так как таким образом погибли первые люди в каждом городе, то

повсеместно произошли величайшие потрясения государственного строя, и

города переполнились убийством, усобицей и всяческой смутой». Остатки

пифагорейцев рассеялись, некоторые переселились в Грецию, как, например,

Лисис и Филолай, гостившие в Фивах в конце V в. Смуты прекратились лишь при

помощи посланцев из Археи, – Кротон был архейской колонией. Пифагорейцы

снова вернулись в Италию и вновь достигли значительного влияния.

Главным центром уцелевших пифагорейцев становится Тарент, где в начале

IV в. прославился Архит, друг Платона, знаменитый математик и физик,

создатель научной механики и вместе с тем государственный деятель, долгое

время стоявший во главе родного города и бывший семь раз стратегом.

Пифагорейцы продолжали выступать против тирании и стояли во главе оппозиции

против тирана Дионисия Сиракузского и его политики среди греческих городов

Италии.

Таким образом, борьба с тиранией и столкновения с демократией являются

характерными чертами пифагорейской политики. Создавая аристократический

союз, Пифагор, по-видимому, его политической целью видел создание новой

аристократии, образовывающей господство лучших посредством религиозного

союза и воспитания в философской школе. Союз Пифагора впоследствии внушил

Платону его идеал государства, управляемого философами. Но замысел Пифагора

оказался более практичным и осуществимым: ему на деле удалось сплотить

могущественную образованную аристократию, в состав которой вошли выдающиеся

политические деятели, ученые, философы, врачи, атлеты. Интересно, что в

союз допускались женщины. Идеал этой аристократии есть прежде всего

этический идеал, который достаточно точно описывает Аристоксен, ученик

Аристотеля, знавший «последних пифагорейцев» философов.

Для человеческого общества нет зла хуже безначалия, и для спасения

спасения общества необходимо существование правителей. От правящах

требуется просвещение и гуманность, человеколюбие, от управляемых – не

только повиновение, но и почтение к старшим, к правящим, почитание

отечественных богов и отечественных законов, почитание родителей и

правителей: вот нравственно-религиозная основа нормального общества. Ео для

того, чтобы достойно и успешно делать свое государственное дело, правящие

должны быть действительно лучшими людьми – не по рождению, а по доблести,

силе, разуму, по развитию своих способностей и добродетелей. И отсюда

требование воспитания, религиозного, умственного и нравственного, которое

осуществляется в союзе.

Мистический культ, в который члены посвящались после определенного

послушничества, общие трапезы, общие занятия музыкой и гимнастикой и

научные занятия соединяли пифагорейцев помимо тех общих политических целей,

которые они преследовали. Здесь впервые осуществляется своеобразный идеал

высшей жизни, свойственный в всем более поздним философским идеалам

древности, – жизни, проводимой в замкнутом кругу избранных друзей,

соединенных общностью духовных интересов, отдавшихся всецело совместному

исканию истины и заботе о совершенствовании, о гармоническом развитии своих

духовных, умственных и физических сил. В философских школах древности

развивались самые сильные узы дружбы: нигде не ценили ее так высоко, нигде

не отдавались ей с таким пафосом, находя в ней одно из высших благ

человеческой жизни. И первым таким союзом, церковью друзей стал

пифагорейский союз.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты