В.И. Вернадский как историк науки

В.И. Вернадский как историк науки

Российская академия наук

Уральское отделение

Коми научный центр

Институт биологии

Реферат на право сдачи кандидатского минимума по философии

Тема:

В.И. Вернадский как историк науки

Научные руководители:

д.б.н. Головко Т.К.

к.ф.н. Упорова Г.И.

Исполнитель:

стажер-исследователь

Далькэ И.В.

Сыктывкар 1998

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….…..2

История науки как особая отрасль знания…………………………………………………3

Генезис науки. Значение общественных условий и роли народа

в развитии науки и техники ………………………………………………………………...9

Методология историко-научных исследований…………………………………………..11

Заключение ………………………………….………………………………………………15

Список литературы ………………………………………………………….……………...16.

Введение

«Чем больше проходит времени, чем дальше продвигается вперед наука,

тем ярче раскрывается значение, важность и глубина его идей… Это,

вероятно, безошибочный критерий, по которому мы отличаем великого ученого»

С.Р. Микулинский.

Можно долго перечислять научные открытия, идеи Владимира Ивановича

Вернадского в области знаний наук земле, природе. Указывать на новые

направления, которые он заложил, рассуждать о значении его научной и

общественной деятельности. Многое можно сказать о его планетарном учении, о

ноосфере. Однако задача данной работы – попытаться взглянуть на «Ломоносова

ХХ века» как на историка науки, ученого достигшем на этом поприще немало

побед.

Творчество Вернадского обширно и на сегодняшний день раскрыто далеко

не полностью. Оно ждет своего исследователя, а вернее исследователей,

потому что в наше время узкой специализации вряд ли кто отважится охватить

во всей широте наследие ученого. Хотя с другой стороны, только взятое в

целом оно может раскрыть особенности этого человека как ученого, логику его

творчества, его идеи.

Значительное количество работ В.И. Вернадского посвящено вопросам

философии, изучению истории и развития науки, как особой сферы деятельности

человека. В 1902 он писал: «Я смотрю на развитие философии в развитии

знания совсем иначе, чем большинство натуралистов, и придаю ей огромное

плодотворное значение. Мне кажется, что это стороны одного и того же

процесса - стороны совершенно неизбежные и неотделимые. Они отделяются

только в нашем уме. Если бы одна из них заглохла, то прекратился бы живой

рост другой... Философия заключает зародыши, иногда даже предвосхищает

целые области развития науки... В истории науки можно ясно и точно

проследить такое значение философии, как корней и жизненной атмосферы

научного изыскания» (1, стр. 7).

Владимир Иванович Вернадский (1863 - 1945). Родился 12 марта 1863 г.

В Петербурге в семье профессора И.В. Вернадского и А.П. Вернадской. Обладал

исключительно широким диапазоном интересов, глубокой интуицией и поистине

пророческим даром новых путей развития научной мысли. Вернадский заложил

основы комплекса, новых в настоящее время, бурно прогрессирующих научных

направлений и концепций. Прежде всего, это генетическая минералогия,

геохимия, биогеохимия, радиоэкология, учение о живом веществе, биосфере и

ноосфере, подразделение географических и биологических наук, метеоритика,

история науки и научного мировоззрения, науковедение, история философии.

Как естествоиспытатель, он был типичным исследователем истории

природы. Однако ее рассмотрение шло у него в тесной связи с историей

человеческого общества. Именно это и составляло, в конечном счете, основу

научного творчества и мировоззрения В.И. Вернадского (9, стр.10) .

История науки как особая отрасль знания

История науки играла большую роль в жизни ученого. Несомненно, это

один из крупнейших историков науки ХХ века. Вернадский утверждал, что он

«...в сущности, историк науки...» и «... если бы не сомнения и сознание

своих недостатков исторических и филологических знаний, я с головой бы

окунулся в историю науки». Не смотря на подобные сомнения, Вернадский все

глубже и глубже погружался в изучение данного предмета. Одним из первых

шагов в этом направлении было создание им курсов по минералогии и

кристаллографии (1891-1911 гг.), где рассматривалось развитие этих наук в

историческом аспекте. Позже, он развил мысль о более широком значении

истории науки. "У меня выясняется все больше и больше план истории развития

человеческого знания. Написать его надо много лет - можно, казалось бы,

потратить на него всю свою жизнь" (1, стр. 8).

Для Вернадского, как для настоящего исследователя, было чрезвычайно

важным рассмотреть предмет изучения с разных сторон. «Меня интересует не

одна практическая сторона, хотя важно связное изложение самого хода

развития науки, согласно новейшим данным. Меня завлекает мысль о

возможности обобщений в этой области и возможности … историческим путем

глубже проникнуть в понимание основ нашего мировоззрения, чем это

достигается путем ли философского анализа или другими отвлеченными

способами».

Оригинальность и новизна идей Вернадского тем более ценны, если

вспомнить, что в его время теоретически проблемы истории развития науки ни

кем серьезно не ставились. Позже были опубликованы работы П.Таннери

посвященные всеобщей истории развития естествознания, Дж.Сартона, А.Койре.

Впрочем, и до Вернадского, позитивисты, в частности Конт, касались проблем

исторического подхода к развитию науки, но их рассуждения носили общий

характер.

Постоянно, работой посвященной истории науки Вернадский занимался с

начала 90-х г. прошлого века и до конца своей жизни. Среди его основных

работ по этой теме можно выделить крупные монографии: «Очерки по истории

современного научного мировоззрения», «Очерки по истории естествознания в

России в XVIII столетия», «Академия наук в первое столетие своей истории».

Публикации: «Прогресс науки и народные массы» (1903), «Очерки по истории

кристаллографии» (в кн. «Основы кристаллографии»1903), «Кант и

естествознание» (1904), «Из истории идей» (1912), «Мысли о современном

значении истории знаний» (1927), «Работы по истории знаний» (1927). Одна из

самых знаменитых работ «Научная мысль как планетное явление» (1938) была

основана на результатах изучения роли науки в обществе и содержала большой

фактический материал.

Уже в 90 г. XIX века Вернадский понял, что работа в области изучения

истории науки заключается в анализе путей развития науки, закономерностей

движения научных знаний в их связи с историей развития общества. Он увидел

в ней самостоятельную область научного знания со своими задачами, методами,

проблемами. К концу XIX века ученый пришел к мысли, что история науки

является важнейшим связующим звеном между естествознанием и философией и

имеет первостепенное значение для формирования научного мировоззрения.

Раскрыть историю становления, развития и трансформации научного

мировоззрения, движущие силы и механизмы коренных сдвигов в представлении

человека о мире и его месте в нем, проследить в деталях конкретные формы и

обстоятельства, в каких происходили эти сдвиги, переломы, перестройки в

научной картине мира – так понималась ученым цель и назначение истории

науки и техники. Раскрывая прошлое, она (история) помогает ученому понять

настоящее, увидеть перспективу, охватить взглядом все поле науки, осознать

ее как живое развивающееся целое, оценить ее роль в обществе и ее отношения

с другими сферами человеческой деятельности.

История науки рассматривалась Вернадским, как неотъемлемая часть

социальной теории. Основы и движущие силы научного познания заключены в

практической деятельности человечества; научное мировоззрение складывается

и трансформируется вместе с изменениями в жизни общества; развитие науки

тесным образом связано с развитием философии и другими формами духовной

культуры.

Вернадский указывал на роль одаренных личностей в истории науки и

говорит о том, что прогресс науки осуществляется через их деятельность, они

могут служить как бы его ступенями, вехами. «…Очень возможно, что для

выявления самих периодов научного творчества необходимо совпадение обоих

явлений и нарождение богато одаренных людей их сосредоточение в близких

поколениях и благоприятных их проявлению социально-политических и бытовых

условий. Однако основным является нарождение талантливых людей и поколений»

(4, стр. 545).

Он указывал и на временное сосредоточение талантливых личностей в

немногих поколениях и их отсутствие в долгие промежуточные времена. «Мы

видим это, например, в Древней Греции в истории искусства, литературы,

философии, где на пространстве многих десятков лет были сосредоточены

величайшие гении эллинской жизни; видим пустые промежутки, например, в VIII

в. во французской изящной литературе после расцветов XVI-XVII и XIX

столетий…» (4, стр. 546). Подобные закономерности есть общее характерное

явление хода духовных проявлений человечества. В многочисленные задачи

истории науки ученый также включал изучение истории ведущих проблем и

отраслей науки, историю науки отдельных стран, историю методов научного

исследования, научных школ. Стоит отметить, что вопрос о влиянии социальных

условий на развитие науки и техники один из самых сложных в истории

развитии науки. Конечно, условия сами по себе не порождают таланты, но их

роль не только в том, что они либо заглушают творческие возможности

генетически заложенные, либо позволяют им проявится. Ведь они могут

стимулировать их развитие, способствовать росту полноте и силе проявления.

Однако многим это представляется проблематичным и спорным, потому что часто

не учитывается, что влияние социальных условий в полной мере проявляется не

сразу и не автоматически. Необходима тонкая и сложная подготовка –

воспитание, образование, организация научной деятельности человека. Еще

сложнее вопрос о том, как и какими путями, осуществляется влияние

социальных условий на содержание и направления развития науки.

Вернадский, прежде всего натуралист и его рассуждения, выводы во

многом рассчитаны на «натуралиста-эмпирика». Для него является аксиомой,

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты