В.И. Вернадский как историк науки
Российская академия наук
Уральское отделение
Коми научный центр
Институт биологии
Реферат на право сдачи кандидатского минимума по философии
Тема:
В.И. Вернадский как историк науки
Научные руководители:
д.б.н. Головко Т.К.
к.ф.н. Упорова Г.И.
Исполнитель:
стажер-исследователь
Далькэ И.В.
Сыктывкар 1998
Содержание
Введение………………………………………………………………………………….…..2
История науки как особая отрасль знания…………………………………………………3
Генезис науки. Значение общественных условий и роли народа
в развитии науки и техники ………………………………………………………………...9
Методология историко-научных исследований…………………………………………..11
Заключение ………………………………….………………………………………………15
Список литературы ………………………………………………………….……………...16.
Введение
«Чем больше проходит времени, чем дальше продвигается вперед наука,
тем ярче раскрывается значение, важность и глубина его идей… Это,
вероятно, безошибочный критерий, по которому мы отличаем великого ученого»
С.Р. Микулинский.
Можно долго перечислять научные открытия, идеи Владимира Ивановича
Вернадского в области знаний наук земле, природе. Указывать на новые
направления, которые он заложил, рассуждать о значении его научной и
общественной деятельности. Многое можно сказать о его планетарном учении, о
ноосфере. Однако задача данной работы – попытаться взглянуть на «Ломоносова
ХХ века» как на историка науки, ученого достигшем на этом поприще немало
побед.
Творчество Вернадского обширно и на сегодняшний день раскрыто далеко
не полностью. Оно ждет своего исследователя, а вернее исследователей,
потому что в наше время узкой специализации вряд ли кто отважится охватить
во всей широте наследие ученого. Хотя с другой стороны, только взятое в
целом оно может раскрыть особенности этого человека как ученого, логику его
творчества, его идеи.
Значительное количество работ В.И. Вернадского посвящено вопросам
философии, изучению истории и развития науки, как особой сферы деятельности
человека. В 1902 он писал: «Я смотрю на развитие философии в развитии
знания совсем иначе, чем большинство натуралистов, и придаю ей огромное
плодотворное значение. Мне кажется, что это стороны одного и того же
процесса - стороны совершенно неизбежные и неотделимые. Они отделяются
только в нашем уме. Если бы одна из них заглохла, то прекратился бы живой
рост другой... Философия заключает зародыши, иногда даже предвосхищает
целые области развития науки... В истории науки можно ясно и точно
проследить такое значение философии, как корней и жизненной атмосферы
научного изыскания» (1, стр. 7).
Владимир Иванович Вернадский (1863 - 1945). Родился 12 марта 1863 г.
В Петербурге в семье профессора И.В. Вернадского и А.П. Вернадской. Обладал
исключительно широким диапазоном интересов, глубокой интуицией и поистине
пророческим даром новых путей развития научной мысли. Вернадский заложил
основы комплекса, новых в настоящее время, бурно прогрессирующих научных
направлений и концепций. Прежде всего, это генетическая минералогия,
геохимия, биогеохимия, радиоэкология, учение о живом веществе, биосфере и
ноосфере, подразделение географических и биологических наук, метеоритика,
история науки и научного мировоззрения, науковедение, история философии.
Как естествоиспытатель, он был типичным исследователем истории
природы. Однако ее рассмотрение шло у него в тесной связи с историей
человеческого общества. Именно это и составляло, в конечном счете, основу
научного творчества и мировоззрения В.И. Вернадского (9, стр.10) .
История науки как особая отрасль знания
История науки играла большую роль в жизни ученого. Несомненно, это
один из крупнейших историков науки ХХ века. Вернадский утверждал, что он
«...в сущности, историк науки...» и «... если бы не сомнения и сознание
своих недостатков исторических и филологических знаний, я с головой бы
окунулся в историю науки». Не смотря на подобные сомнения, Вернадский все
глубже и глубже погружался в изучение данного предмета. Одним из первых
шагов в этом направлении было создание им курсов по минералогии и
кристаллографии (1891-1911 гг.), где рассматривалось развитие этих наук в
историческом аспекте. Позже, он развил мысль о более широком значении
истории науки. "У меня выясняется все больше и больше план истории развития
человеческого знания. Написать его надо много лет - можно, казалось бы,
потратить на него всю свою жизнь" (1, стр. 8).
Для Вернадского, как для настоящего исследователя, было чрезвычайно
важным рассмотреть предмет изучения с разных сторон. «Меня интересует не
одна практическая сторона, хотя важно связное изложение самого хода
развития науки, согласно новейшим данным. Меня завлекает мысль о
возможности обобщений в этой области и возможности … историческим путем
глубже проникнуть в понимание основ нашего мировоззрения, чем это
достигается путем ли философского анализа или другими отвлеченными
способами».
Оригинальность и новизна идей Вернадского тем более ценны, если
вспомнить, что в его время теоретически проблемы истории развития науки ни
кем серьезно не ставились. Позже были опубликованы работы П.Таннери
посвященные всеобщей истории развития естествознания, Дж.Сартона, А.Койре.
Впрочем, и до Вернадского, позитивисты, в частности Конт, касались проблем
исторического подхода к развитию науки, но их рассуждения носили общий
характер.
Постоянно, работой посвященной истории науки Вернадский занимался с
начала 90-х г. прошлого века и до конца своей жизни. Среди его основных
работ по этой теме можно выделить крупные монографии: «Очерки по истории
современного научного мировоззрения», «Очерки по истории естествознания в
России в XVIII столетия», «Академия наук в первое столетие своей истории».
Публикации: «Прогресс науки и народные массы» (1903), «Очерки по истории
кристаллографии» (в кн. «Основы кристаллографии»1903), «Кант и
естествознание» (1904), «Из истории идей» (1912), «Мысли о современном
значении истории знаний» (1927), «Работы по истории знаний» (1927). Одна из
самых знаменитых работ «Научная мысль как планетное явление» (1938) была
основана на результатах изучения роли науки в обществе и содержала большой
фактический материал.
Уже в 90 г. XIX века Вернадский понял, что работа в области изучения
истории науки заключается в анализе путей развития науки, закономерностей
движения научных знаний в их связи с историей развития общества. Он увидел
в ней самостоятельную область научного знания со своими задачами, методами,
проблемами. К концу XIX века ученый пришел к мысли, что история науки
является важнейшим связующим звеном между естествознанием и философией и
имеет первостепенное значение для формирования научного мировоззрения.
Раскрыть историю становления, развития и трансформации научного
мировоззрения, движущие силы и механизмы коренных сдвигов в представлении
человека о мире и его месте в нем, проследить в деталях конкретные формы и
обстоятельства, в каких происходили эти сдвиги, переломы, перестройки в
научной картине мира – так понималась ученым цель и назначение истории
науки и техники. Раскрывая прошлое, она (история) помогает ученому понять
настоящее, увидеть перспективу, охватить взглядом все поле науки, осознать
ее как живое развивающееся целое, оценить ее роль в обществе и ее отношения
с другими сферами человеческой деятельности.
История науки рассматривалась Вернадским, как неотъемлемая часть
социальной теории. Основы и движущие силы научного познания заключены в
практической деятельности человечества; научное мировоззрение складывается
и трансформируется вместе с изменениями в жизни общества; развитие науки
тесным образом связано с развитием философии и другими формами духовной
культуры.
Вернадский указывал на роль одаренных личностей в истории науки и
говорит о том, что прогресс науки осуществляется через их деятельность, они
могут служить как бы его ступенями, вехами. «…Очень возможно, что для
выявления самих периодов научного творчества необходимо совпадение обоих
явлений и нарождение богато одаренных людей их сосредоточение в близких
поколениях и благоприятных их проявлению социально-политических и бытовых
условий. Однако основным является нарождение талантливых людей и поколений»
(4, стр. 545).
Он указывал и на временное сосредоточение талантливых личностей в
немногих поколениях и их отсутствие в долгие промежуточные времена. «Мы
видим это, например, в Древней Греции в истории искусства, литературы,
философии, где на пространстве многих десятков лет были сосредоточены
величайшие гении эллинской жизни; видим пустые промежутки, например, в VIII
в. во французской изящной литературе после расцветов XVI-XVII и XIX
столетий…» (4, стр. 546). Подобные закономерности есть общее характерное
явление хода духовных проявлений человечества. В многочисленные задачи
истории науки ученый также включал изучение истории ведущих проблем и
отраслей науки, историю науки отдельных стран, историю методов научного
исследования, научных школ. Стоит отметить, что вопрос о влиянии социальных
условий на развитие науки и техники один из самых сложных в истории
развитии науки. Конечно, условия сами по себе не порождают таланты, но их
роль не только в том, что они либо заглушают творческие возможности
генетически заложенные, либо позволяют им проявится. Ведь они могут
стимулировать их развитие, способствовать росту полноте и силе проявления.
Однако многим это представляется проблематичным и спорным, потому что часто
не учитывается, что влияние социальных условий в полной мере проявляется не
сразу и не автоматически. Необходима тонкая и сложная подготовка –
воспитание, образование, организация научной деятельности человека. Еще
сложнее вопрос о том, как и какими путями, осуществляется влияние
социальных условий на содержание и направления развития науки.
Вернадский, прежде всего натуралист и его рассуждения, выводы во
многом рассчитаны на «натуралиста-эмпирика». Для него является аксиомой,
Страницы: 1, 2