Влияние математики на философию и логику

дается ответ на вопрос: как возможны синтетические суждения a priori.

Интересны слова Бертрана Рассела: “Я пришел к философии через

математику, или скорей через желание найти некоторые основания для веры в

истинность математики. С ранней юности я страстно верил, что в ней может

быть такая вещь, как знание, что сочеталось с большой трудностью в принятии

многого того, что проходит как знание. Казалось, что наилучший шанс

обнаружить бесспорную истину будет в чистой математике, однако некоторые из

аксиом Евклида были, очевидно, сомнительными, а исчисление бесконечно

малых, когда я его изучал, содержало массу софизмов, с которыми я не мог

справиться сам. Но я не имел никаких оснований сомневаться в истинности

арифметики, хотя тогда я не знал, что арифметика может рассматриваться как

охватывающая всю традиционную чистую математику. В возрасте восемнадцати

лет я прочел “Логику” Милля, но был глубоко разочарован его доводами для

оправдания арифметики и геометрии. Я не прочел еще Юма, но мне казалось,

что чистый эмпиризм (который я был расположен принять) должен скорее

привести к скептицизму, чем к подтверждению выдвигаемых Миллем научных

доктрин. В Кембридже я прочел Канта и Гегеля, так же как и Логику” Брэдли,

которая глубоко повлияла на меня. (Брэдли Фрэнсис Герберт (1846—1924) —

главный представитель английского абсолютного идеализма. Критиковал

традицию британского номинализма и эмпиризма, а также ассоциативную

психологию. По Брэдли, в процессе познания всегда дается нечто

универсальное, поэтому ориентация эмпиристов на фиксацию и обобщение

изолированных фактов несостоятельна. Объективно-идеалистическая метафизика

Брэдли построена на противопоставлении противоречивой сферы “видимости” и

подлинной реальности — “Абсолюта” Для его “Принципов логики” (1883)

характерно влияние гегелевской диалектической логики и антипсихологистская

установка. Брэдли негативно воспринял новую математическую логику -

прим.ред.). Несколько лет я был учеником Брэдли, но примерно в 1898 г я

изменил свои взгляды в значительной мере в результате дискуссии с Д. Э.

Муром Я не мог больше полагать, что познание оказывает влияние на то, что

познается. Также я убедился в справедливости плюрализма Анализ

математических утверждений склонил меня к тому, что они не могут быть

объяснены даже как частичные истины, если не допускается плюрализм и

реальность отношений Случай привел меня в это время к изучению Лейбница, и

я пришел к заключению (впоследствии подтвержденному мастерскими

исследованиями Кутюра), что большинство его характерных мнений было обязано

чисто логической доктрине, что каждое суждение имеет субъект и предикат.

(Кутюра Луи (1868-1914) - французский логик, одним из первых обративший

внимание на современное значение логических идей Лейбница) Эту доктрину

Лейбниц разделял со Спинозой, Гегелем и Брэдли. Мне показалось, что если ее

отвергнуть, то весь фундамент метафизики этих философов разрушится. Я,

таким образом, вернулся к проблеме, которая вначале привела меня к

философии, а именно к основаниям математики, применив к ней новую логику,

разработанную в основном Пеано и Фреге, которая доказала (по крайней мере,

так я считаю) значительно большую плодотворность, чем логика традиционной

философии. (Пеано Джузеппе (1858-1932) - итальянский математик,

разработавший систему логических аксиом, на основе которых должна была

строиться арифметика). В первую очередь я обнаружил, что многие из прежних

философских аргументов о математике (заимствованных в основном от Канта)

оказались тем временем несостоятельными благодаря прогрессу математики.

Неевклидовы геометрии подорвали аргументацию трансцендентальной эстетики.

Вейерштрасс показал, что дифференциальное и интегральное исчисления не

требуют концепции бесконечно малых, и, следовательно, все то, что было

сказано философами о таких предметах, как непрерывность пространства,

времени и движения должно рассматриваться как явная ошибка. (Вейерштрасс

Карл Теодор Вильгельм (1815-1897) - немецкий математик, занимавшийся

логическим обоснованием математического анализа). Кантор освободил

концепцию бесконечного числа от противоречий и тем самым справился с

антиномиями как Канта, так и Гегеля. Наконец, Фреге показал детально, как

арифметика может быть выведена из чистой логики без привлечения каких-либо

новых идей или аксиом, таким образом, опровергнув утверждение Канта, что “7

+ 5 - 12” является синтетическим — по крайней мере в обычной интерпретации

этого утверждения. (Кантор Георг (1845—1918) - немецкий математик, один из

создателей современной теории множеств. Фреге Готлоб (1848—1925) — немецкий

математик и логик, один из создателей логической семантики). Поскольку все

эти результаты были получены не с помощью какого-либо героического метода,

а посредством терпеливых детальных рассуждений, я стал думать, что

философия, вероятно, заблуждалась, применяя героические средства для

разрешения интеллектуальных трудностей, которые можно было преодолеть

просто с помощью большей внимательности и аккуратности в рассуждениях.

Такой взгляд со временем все больше и больше укреплялся и привел меня к

сомнению относительно того, отличается ли философия как исследование от

науки и обладает ли она своим собственным методом, являющимся чем-то

большим, чем неудачным наследием теологии.”

3. Соотношение математики и логики.

Чтобы правильно поставить сам вопрос о соотношении математики и

логики, необходимо, очевидно, рассмотреть его в исторической перспективе.

Это обстоятельство не игнорирует и сам Б. Рассел. «Математика и логика,—

пишет он,— исторически говоря, были целиком различными занятиями.

Математика обычно ассоциировалась с естествознанием, логика — с греками. Но

обе развились в настоящее время: логика стала более математической, а

математика — более логической. Следствием этого является то, что сейчас

стало совсем невозможно провести разграничительную линию между ними:

фактически они стали единым исследованием. Они отличаются друг от друга так

же, как юноша от мужчины: логика есть юность математики, а математика —

зрелость логики».

В этом отрывке Рассел справедливо подчеркивает тесное взаимодействие

между математикой и логикой в процессе их исторического развития,

выявившееся с особой силой в нашем столетии. Именно в силу этого

оказывается весьма трудным решить, какая из этих. наук генетически

предшествовала другой. Многие специалисты склоняются к мысли, что

математическое знание по крайней мере в полуэмпирической форме существовало

задолго до того, как были открыты правила дедуктивных рассуждений. Прежде

чем греческие геометры стали логически систематизировать результаты,

найденные их предшественниками — египтянами, должна быжа существовать

довольно развитая совокупность математических знаний, непосредственно

связанных с различными вычислениями и измерениями. С другой стороны, трудно

допустить, чтобы при получении этого знания не применялись те или иные

принципы позднее возникшей логики.

Применение логических правил рассуждения нельзя отождествлять с

обоснованием и дальнейшей разработкой этих правил. Человек, не знакомый с

логикой, может тем не менее рассуждать правильно, т. е. приходить к

истинным заключениям. Разумеется, только у греков математика превратилась в

систематизированное научное знание, стала теоретической наукой, в которой

широко использовались не только дедуктивные рассуждения, но и позднее

возникший аксиоматический метод.

Все это показывает, что генетически логика вряд ли могла возникнуть

раньше математики. Во всяком случае, если говорить о ясно сформулированных

принципах дедуктивных рассуждений и их использовании и математике, то

впервые они были развиты греческими философами. Аристотель и стоики в

значительной мере усовершенствовали и систематизировали эти принципы, так

что их работа представляет скорее не начало, а завершение длительного этапа

многочисленных исследований в этой области, восходящих еще к VI в. до н. э.

Вряд ли, однако, тесную взаимосвязь и взаимодействие между логикой и

математикой можно рассматривать как аргумент в пользу их идентичности, или

тождества. И такое доказательство их идентичности вовсе не есть дело

деталей, как в этом пытается уверить нас Рассел, хотя, как показала

дальнейшая критика, не все эти детали являются убедительными и бесспорными.

«...Начиная с предпосылок,— пишет он,— которые всеми будут допускаться как

принадлежащие к логике, и придя посредством дедукции к результатам, которые

с очевидностью принадлежат к математике, мы находим, что там не имеется

пункта, где может быть проведена разграничительная линия, с логикой слева и

математикой справа».

Но как мы уже видели, такие аксиомы, как аксиома бесконечности или

аксиома свободного выбора, относятся скорее к теории множеств, т. е. к

математике, чем к логике. Даже само определение понятия числа в терминах

теории классов, которое играет такую важную роль в осуществлении программы

логицизма, является в сущности определением в рамках теории множеств,

поскольку термин класс всегда можно заменить термином множество. Наконец,

некоторые исходные понятия теории множеств неявно используются в самом

построении логических исчислений, которые применяются Фреге и Расселом при

дедукции теорем из аксиом.

Все это показывает, что в подлинном смысле слова речь может идти не о

строгой дедукции всей чистой математики из логики, а о тесной взаимосвязи

между ними в процессе математического познания и исследования оснований

обеих наук. Впрочем, это обстоятельство в ряде мест своей книги «Введение в

математическую философию» и в приведенных выше цитатах признает, кажется, и

сам Рассел.

С философской точки зрения при решении вопроса о соотношении логики и

математики более существенными являются аргументы, относящиеся не столько к

технической стороне самих деталей дедукции математики из логики, сколько к

выяснению общности и различия их объектов исследования. Как мы подробно

покажем в последней главе, предметом изучения современной математики

являются различные абстрактные формы и структуры, которые обладают той

особенностью, что в рамках математического исследования они могут

рассматриваться независимо от конкретного содержания предметов и процессов,

которым присущи эти формы и структуры. Простейшими из таких структур

являются количественные отношения и пространственные формы, которые

изучаются в элементарной и высшей математике. В процессе дальнейшего

абстрагирования и обобщения возникают новые более сложные структуры и их

комбинации, которые были названы абстрактными структурами. Такие структуры

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты