Закон и вера
“ Всякая религия содержит в себе и открывает некоторую систему
ценностей ; иначе говоря , устанавливает некоторое этическое учение . ” *
С приходом Иисуса Христа мир познает совершенно новую этику — этику
Царствия Божия . ” Приблизилось Царствие Божие”
(Мк.1:14,15;Мф.3:2,4:17,23). Вот она — высшая ценность , абсолютно желанная
, ради которой необходимо отдать все остальное . Это и есть предел
человеческих исканий .
Новая этика — новая система ценностей . Новый Завет со всею силою
противополагается старому . ” Закон есть высшая ценность ветхозаветной
религиозной этики , а может быть , и всей дохристианской этики вообще . ”
Книжники и фарисеи — самые праведные люди Израиля , но их праведности
противопоставляется другая , истинная праведность , без которой недосягаемо
Царство Небесное . Праведность их состояла в неотступном исполнении Закона.
НО...”Закон и пророки до Иоанна — отныне Царство Божие возвещается ”
(Лк.16:16;Мф.11:12,13).
То , что Иисусом противопоставляется Закону — есть ”облегчение ,
освобождение , приглашение на пир , радость и блаженство . ” Эти
противопоставления проходят через все Евангелие— ” Закон дан чрез Моисея ;
благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа ” (Ин.1:16,17). Христос
проповедует , что нет спасения Законом : праведность от Закона затворяет
вход в Царствие Божие (Мф.23:13). Закон разделяет людей на чистых и
нечистых , в зависимости от соблюдения ими внешних норм : о времени и
месте , где , как и когда поклоняться Богу . Иисус проповедует поклонение
Отцу в духе и истине . Проблема религии Закона , разделяющая людей — это
проблема неистинных поклонников и неистинной религии . Она снимается
Иисусом в силу ее недуховности . ” Бог есть дух , и поклоняющиеся Ему
должны поклоняться в духе и истине ” (Ин.4:7-27).
____________________________________________________________
* Все дальнейшие цитаты,кроме цитат из БИБЛИИ,взяты из работы
Б.П.Вышеславцева “Этика преображенного эроса”.
Закон Моисея , получивший религиозное значение — это , прежде всего ,
норма внешнего поведения : ” не прикасайся ” , ” не вкушай ” ... Весь Закон
, лишь заповеди человеческие , ” Закон заповеди плотской ” (Евр.7:16).
Надеющиеся на Закон лишь на плоть надеются . ” Ритуальные законы всех
религий , а особенно еврейской , поражают своим мелочным материализмом : ”
желающие быть под Законом ” ” порабощают себя немощным и бедным
вещественным началом ” (Гал.4:21,9,10)... решают вопрос о том , где и на
какой горе молиться ; и в конце концов думают о ” стихиях мира ” , о земном
. Это суетная религия , ” суеверие ” . Всем таким , на плоть надеющимся ,
противопоставлены живущие духом , водимые духом , возрожденные и
обновленные Святым Духом . По проповеди Христа , они и есть те , которых
ищет Себе Отец . ” Дух Святой есть благодать , радость , красота , утешение
, исходящее от Отца и даруемое Отцом лишь тому , кто верит в Отца и идет
путем Сына ” . Религии Закона противопоставляется религия Веры . Плотским
ценностям противопоставляется ценность
” непосредственного мистического общения с Абсолютом , с Богом... ”
Противопоставляется и как непосредственное отношение между Богом и
человеком , не через посредство приказов и запретов Закона , а в интимно-
сердечном соприкосновении любви ; с нею связанно ответное воздействие Бога
” . Закон — ” покрывало , лежащее на сердце ” (2Кор.3:14-15). Бог закрыт
для сердца человека , отделен завесой Закона . В Законе невозможны
отношения дружбы и сыновства , только отношение Законодателя и подданного .
” Покрывало Закона снимается с сердца Христом . Сердце начинает жить в Духе
и дышать духом свободы : ” но когда обращается к Господу , тогда это
покрывало снимается . Господь есть Дух ; а где Дух Господень , там свобода
” . Таким образом , пребывание под Законом определяется как рабство , а
благодать Христова , как свобода .
Закон Моисея касается всех сфер человеческого поведения и
деятельности , и самое ценное в нем — это борьба со злом и запрещение
преступления . Но борьба эта постоянно терпит неудачу . ” Закон не есть
высшая творческая сила . Высшая творческая сила есть любовь . Больше того ,
любовь есть высшая ценность и святость , венец достижений , ибо ” Бог есть
любовь ” . Христом нарушались строгости Закона и это ставилось ему в вину
фарисеями . Он не соблюдал омовений , постов , присутствовал на пирах , пил
вино , общался с нечистыми , мытарями , грешниками , блудницами .
Он не осудил женщину , которая по Закону должна была быть осуждена и побита
камнями . Но все это не ради беззакония , а во имя любви .
Ни один человек не творит по Закону . История творится Верою , а не
Законом : ” верою Ной создал ковчег спасения , верою Авраам повиновался
идти в страну обетованную , верою Моисей страдал со своим народом , верою
он вывел народ из Египта , верою перешли евреи Черное море , ... ” Вера —
это всегда стремление к лучшему , к небесному . Бесполезно искать спасение
в Законе , оно лежит только в Вере : ” вера есть творческая сила , она
творит жизнь , ” животворит ” , указует конкретное деяние в своих
угадываниях и предвосхищениях . Напротив , закон ” есть ” мертвая буква ” ,
он не может ”животворить”, созидать жизнь ... ” Законодательство Моисея
есть акт Веры Моисея .
Христианская этика вырастает и раскрывается в противопоставлении
Закона — и Царства Божия , благодати , Духа , любви и Веры . Чтобы жить
для Бога — нужно умереть для Закона . Закон преходящ , и Христос есть
конец Закона . Предметом несовместимости является распятие Христа : ” мы
имеем закон , и по нашему закону Он должен умереть , ибо сделал Себя Сыном
Божьим ” (Ин.19:7). Но зато Христос освободил нас , искупил нас , спас нас
. Несовместимость Закона и Веры — это жизненная трагедия,
развертывающаяся в истории и , может быть , повторяющаяся в жизни каждого
из нас .