Законы формальной логики в аспекте категории закона

действуют в ограниченной сфере.

Основные законы мышления носят универсальный характер, то есть лежат в

основе функционирования всего мышления в целом. Они подразделяются на два

типа: формально-логические законы и законы диалектической логики. Основными

в формальной логике считаются четыре закона: закон тождества, закон

противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания.

Исходным выступает закон тождества. С действием закона тождества

связано такое коренное свойство корректного мышления как его

определенность. Одним из фундаментальных свойств окружающего мира выступает

качественная определенность самих предметов и явлений действительности,

отражаемых в мышлении. Это значит, что, несмотря на непрерывно происходящие

в них изменения, они до некоторых пор остаются теми же самыми,

тождественными себе. Следовательно, и мысль о них будет определенной,

тождественной себе, что и отражает формально-логический закон тождества:

мысль о качественно определенном предмете, если она соответствует ему, не

может не быть определенной, однозначной, тождественной себе.

Говоря о тождественности мысли самой себе, необходимо иметь в виду, что

под этой тождественностью в формальной логике понимается тождественность

объема этой мысли. Закон тождества есть закон функционирования отдельно

взятой мысли: одна и та же мысль не может быть сама собой и иной. Но, как и

во всяком законе, в нем, так или иначе, выражается внутренняя существенная,

необходимая связь, повторяющаяся всегда и всюду при определенных условиях.

В данном случае это отношение тождества мысли с самой собой, сколько бы раз

она ни повторялась в рассуждении и в какие бы отношения ни вступала с

другими мыслями, - иначе это будет уже другая мысль. Другими словами, закон

тождества обладает такими свойствами категории закона как существенность,

необходимость, повторяемость, всеобщность, бесконечность, инвариантность

относительно отношений этой мысли с другими мыслями.

Исторически этот закон явился обобщением практики оперирования

понятиями и выражающими их словами. В настоящее время он действует в сфере

понятий и, прежде всего, проявляется в процессе их образования: понятие

считается образованным «правильно», если оно охватывает только те предметы,

которые едины, общи, тождественны в том или ином отношении; в этом случае

понятие будет четким, ясным, будет иметь определенное содержание и

определенный объем. Закон тождества обнаруживает свое действие и в процессе

использования готовых понятий. Его действие простирается и на суждения,

определенность которых следует из определенности образующих их понятий.

Наиболее глубокая сущность суждений – в отражаемых ими связях и отношениях

действительности: если эти связи (отношения) определены, то и суждения,

верно отражающие их, определены. Действие этого закона распространяется и

на обширную область умозаключений. Например, силлогизм возможен, в

частности, потому, что средний термин, связывающие большую и меньшую

посылки, сохраняет в них один и тот же смысл, а больший и меньший термины

не только сохраняют смысл в посылках и заключении, но если они не

распределены в посылках, то не могут быть распределены в заключении.

Наконец, в доказательстве, закон тождества проявляется в том, что и тезис,

и основания сохраняют свою определенность на протяжении всей процедуры.

Закон тождества может быть записан в виде формулы «A есть A» (где

логическая переменная A выражает любую мысль), наглядно изображающей его

структуру. Поскольку тождественность мысли самой себе означает

тождественность ее объема, то в формулу вместо логической переменной A

могут быть поставлены мысли различного конкретного содержания, имеющие один

и тот же объем.

Таким образом, закон тождества универсален в смысле охвата всех без

исключения форм мышления, любой мысли вообще, он обладает всеми признаками

категории закона, а значит, является законом с точки зрения категории

закона.

С законом тождества органически связан закон противоречия, носящий в то

же время самостоятельный характер: если закон тождества обусловливает такую

черту правильного мышления как определенность, то действие закона

противоречия обеспечивает его последовательность, непротиворечивость. Если

качественно определенный предмет существует, то он не может в то же время

не существовать; он не может вместе обладать тем или иным качественно

определенным свойством и не обладать им, находиться в том или ином

отношении с другими предметами и не находиться в этом отношении. Эта

фундаментальная особенность окружающего мира и составляет объективную

основу закона противоречия как закона мышления. Он гласит: два

противоположных или противоречащих суждения об одном и том же предмете,

который взят в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут

быть одновременно истинными; одно из них по необходимости ложно.

Сфера действия этого закона также весьма широка. Он представляет собой,

прежде всего, обобщение практики оперирования суждениями. В нем отражается

закономерное отношение между двумя суждениями – утвердительным и

отрицательным, отношение несовместимости их по истинности: если одно

истинно, то другое непременно ложно. Поскольку суждения делятся на

утвердительные и отрицательные, а они – в свою очередь, на истинные и

ложные, то этим объясняется универсальный характер закона противоречия. Так

как из простых суждений образуются сложные, то закон противоречия действует

и здесь, если они находятся в отношении отрицания. Этот закон

распространяется также и на понятия, а именно на отношения между ними. Это

отношения несовместимости, проявляющиеся в процессе функционирования

понятий. Закон противоречия обнаруживается и в умозаключениях. На нем

основаны, например, непосредственные умозаключения через превращение

суждений, а эта операция возможна только потому, что предмет мысли не может

одновременно принадлежать и не принадлежать одному и тому же классу

предметов. Действует он и в доказательстве. Без действия этого закона было

бы невозможно опровержение. Доказав истинность одного тезиса, мы не могли

бы заключить о ложности противоположного или противоречивого тезиса.

Закон противоречия выражается обычно формулой «не-(A и не-A)»: не могут

быть одновременно истинны суждение A и его отрицание.

Закон противоречия отражает в нашем мышлении тот факт, что та или иная

вещь или ее свойство не может быть и не быть одновременно, и существовать и

не существовать.

Таким образом, закон противоречия универсален в смысле охвата всех без

исключения форм мышления, любой мысли вообще, он обладает всеми признаками

категории закона, а значит, является законом с точки зрения категории

закона.

С законом противоречия, в свою очередь, тесно связан закон исключенного

третьего. Как установлено выше, закон противоречия гласит, что утверждение

и отрицание одного и того же не могут быть вместе истинными, - одно из них

непременно ложно. Но закон противоречия не отвечает на вопрос о том, могут

ли эти утверждения быть одновременно ложными. На этот вопрос отвечает закон

исключенного третьего. Его действием также обусловлена так или иначе

определенность мышления, его последовательность, непротиворечивость.

Подобно законам тождества и противоречия, этот закон имеет объективный

источник. В нем отражается та же качественная определенность предметов и

явлений действительного мира, сохраняющаяся до некоторых пор в процессе их

изменения и развития: нечто существует или не существует, входит в какой-то

класс предметов или не входит, ему что-то присуще или не присуще и так

далее. Поэтому в той мере, в какой мир альтернативен, мышление, если оно

верно отражает его, не может не быть тоже альтернативным. В нем неизбежно

действует закон исключенного третьего. Наиболее общая его формулировка

такова: два противоречащих высказывания об одном и том же предмете не могут

быть вместе ложными, одно из них по необходимости истинно. Формула этого

закона «A или не-A».

Сфера действия этого закона также весьма широка. Как и закон

противоречия, закон исключенного третьего является обобщением практики

применения суждений. Но если в законе противоречия выражается их отношение

по истинности, то в законе исключенного третьего – по ложности. Он

действует в отношениях между контрадикторными суждениями. Но он не

действует во взаимоотношениях между контрарными суждениями, хотя закон

противоречия действует и здесь: они не могут быть одновременно истинными,

но могут быть одновременно ложными. (Это происходит потому, что

противоположные понятия, отрицая друг друга, не исчерпывают объема родового

понятия.) Действие закона исключенного третьего обнаруживается и в сложных

суждениях (например, в строгой дизъюнкции, когда составляющие ее суждения

взаимно исключают друг друга, а следовательно, не могут быть вместе не

только истинными, но и ложными). Закон исключенного третьего проявляется

также в умозаключениях и в доказательстве. Например, он лежит в основе

непосредственных умозаключений через превращение суждений и через отношение

контрадикторных суждений в логическом квадрате. Без его действия было бы

невозможно косвенное доказательство: устанавливая ложность какого-либо

тезиса, мы тем самым доказываем истинность противоречащего ему тезиса, так

как оба они не могут быть вместе ложными.

Как и закон противоречия, он не может точно указать, какое из двух

противоречащих суждений истинно. Но его значение состоит в том, что он

устанавливает вполне определенные границы, в которых возможен поиск истины:

она заключена в одном из двух отрицающих друг друга суждений.

Таким образом, закон исключенного третьего универсален в смысле охвата

всех без исключения форм мышления, любой мысли вообще, он обладает всеми

признаками категории закона, а значит, является законом с точки зрения

категории закона.

Важное место среди формально-логических законов мышления занимает закон

достаточного основания. Он также находится в неразрывной связи с

остальными. Действительно, если мысль обладает определенностью (закон

тождества), то это открывает возможность для установления ее истинности или

ложности во взаимоотношениях с другими мыслями (законы противоречия и

исключенного третьего). Само же установление истинности или ложности мысли

невозможно без соответствующего обоснования. Действие закона достаточного

основания обусловливает еще одну коренную черту корректного мышления –

обоснованность, доказательность. Качественно определенные предметы, так или

иначе, возникают из других предметов и порождают третьи, изменяются и

развиваются в процессе взаимодействия между собой. Следовательно, все в

окружающем мире имеет свои основания в другом. Такая объективно

существующая зависимость одних предметов от других служит важнейшей

предпосылкой возникновения и функционирования в нашем мышлении закона

достаточного основания. Примерная формула закона «A истинно, потому что

есть достаточное основание B». (Логически корректное выражение закона в

виде формулы принципиально невозможно.) Логическим основанием, в отличие от

объективного, может служить ссылка как на причину, так и на следствие,

поскольку последние необходимо связаны между собой.

Если закон тождества явился обобщением, прежде всего практики

оперирования понятиями, а законы противоречия и исключенного третьего –

практики функционирования суждений, то закон достаточного основания есть

результат обобщения практики получения выводного знания. В нем выражено

отношение одних истинных мыслей к другим – отношение логического

следования, обеспечивающего в конечном счете их соответствие

действительности. Этот закон означает, что при правильном рассуждении вывод

всегда достаточно обоснован. Следовательно, в сферу действия этого закона

входят, прежде всего умозаключения. Подведение того или иного предмета

мысли под общее понятие служит достаточным основанием для распространения

на него всех свойств, присущих классу предметов, мыслимому в этом понятии.

В сфере действия этого закона находятся также доказательства. Уже само их

существование есть показатель того, что он существует.

Процесс познания исключительно сложен и противоречив, он не

осуществляется в виде механических скачков от одной истины к другой.

Выдвижение новой концепции сопровождается соответствующим обоснованием,

которое само может быть пересмотрено в процессе развития знания. В законе

достаточного основания заложена идея рационального скептицизма, позволяющая

в принципе подвергнуть сомнению любое суждение. В этом смысле (в качестве

регулятора правильности мышления, гарантии его доказательности) закон

достаточного основания представляет собой важнейший методологический

принцип, направленный на устранение или хотя бы сведение к минимуму

возможности заблуждения.

Основные формально-логические законы – при всей их значимости и широте

действия, не исчерпывают всех фундаментальных закономерностей мышления. Как

и большинство законов природы и общества, они относительны. Они действуют в

определенных условиях, а именно когда рассматриваемый предмет сохраняет

свою качественную определенность, взят вне изменения и развития. При

исследовании предмета всесторонне, во взаимодействии с миром, с точки

зрения его возникновения и развития, его превращения в качественно новое

состояние, этих законов недостаточно. Они уступают место законам

диалектической логики.

Это, прежде всего, закон диалектического единства тождества и различия,

поскольку в изменяющемся предмете уже нельзя фиксировать лишь абстрактное

тождество предмета с самим собой и отвлечься от имеющихся в нем различий;

последние, нарастая, становятся все более существенными, так как предмет

все более перестает быть тем, чем был. Здесь действует общий диалектический

закон соединения противоположностей. Меняющийся предмет – это переходное

состояние, а всякий переход отличается противоречивостью, исчезновением

одних свойств и появлением других. Здесь проявляется закон перехода

количественных изменений в качественные (и обратно). Именно постепенные

количественные изменения при переходе от одного качества к другому и делают

возможным нечто промежуточное, третье, требующее соответствующего отражения

в понятиях. Здесь, наконец, обнаруживается закон отрицания и

преемственности. Предмет при всех преобразованиях не перестал быть этим

предметом, произошло лишь отрицание одной качественно определенной формы

другой. А это потребовало соответствующего сочетания понятий.

Диалектические законы действуют и при оценке качественно определенного

предмета не в данный конкретный момент времени, а в целом, с учетом его

развития, либо при рассмотрении его в различных отношениях с другими

предметами. Каждый предмет, развиваясь (или взаимодействуя) в разное время

(или в различных отношениях) проявляет различные, а иногда и

противоположные свойства.

Однако формально-логические законы не перестают в этом случае

действовать вовсе, а лишь в своей простой форме, проявляющейся лишь в

определенных условиях; с изменением этих условий они действуют в другой,

более общей форме.

Так, будучи в ряде случаев не в состоянии однозначно ответить, имеем ли

мы дело с тем или иным состоянием (или этапом развития), мы называем это

состояние (этап) и тем, и другим. При этом мысль не утрачивает

определенности, последовательности, обоснованности. Говоря «A и не-A», мы

на самом деле наиболее точно отражаем действительность – такой, какова она

есть. Следовательно, мы мыслим тоже нечто определенное, отличное от всякой

иной мысли, но слагающееся из двух определенных мыслей: об A и не-A

одновременно. Таким образом, закон тождества как закон определенности мысли

действует и здесь, лишь меняя форму своего проявления. То же и с законами

противоречия и исключенного третьего: одна из формул непременно истинна

(соответственно ложна) – либо диалектическая, либо формула простого

суждения. Наконец, действие закона достаточного основания – причем тоже в

особой форме, с учетом особых условий – сказывается в том, что для

переходного явления недостаточно подвести его под какое-то одно понятие,

напротив, необходимым и достаточным будет подведение его под оба понятия

одновременно.

Таким образом, установлены основные характеристики, присущие закону

вообще (закон должен отражать общие, необходимые, существенные, устойчивые

связи; выражать сохраняющееся, идентичное, инвариантное в явлении;

выступать в качестве господствующей тенденции; быть формой всеобщности,

бесконечности), обнаруживающие себя в условиях, служащих оптимальной сферой

его проявления. Установлено, что основные формально-логические законы

(закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон

достаточного основания) обладают этими характеристиками и, тем самым,

подпадают под категорию закона. Особая роль этих законов в мыслительной

деятельности человека бесспорна, и обусловлена, во многом, широчайшей

областью их применения. Это обстоятельство делает необходимым подробное

изучение самих этих законов, попытка которого и была сделана в данной

работе.

Замечание: 1) в этом реферате изложение ведется с позиций

материалистической концепции, в рамках которой взяты все основные понятия;

2) если нет специальных оговорок, то под "логическим законом"

понимается "формально-логический закон".

Использованная литература:

1. Григорьев Б.В. Классическая логика. М., 1973.

2. Друянов Л.А. Закон в системе философских категорий. М., 1973.

3. Иванов Е.А. Логика. М., 2001.

4. Логика./ под ред. Д.П. Горского, П.В. Таванца. М., 1956.

5. Ракитов А.И. Курс лекций по логике науки. М., 1971.

6. Свинцов В.И. Логика. М., 1987.

7. Шептулин А.Г. Природа и специфика философских категорий. М.,

1973.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты