действуют в ограниченной сфере.
Основные законы мышления носят универсальный характер, то есть лежат в
основе функционирования всего мышления в целом. Они подразделяются на два
типа: формально-логические законы и законы диалектической логики. Основными
в формальной логике считаются четыре закона: закон тождества, закон
противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания.
Исходным выступает закон тождества. С действием закона тождества
связано такое коренное свойство корректного мышления как его
определенность. Одним из фундаментальных свойств окружающего мира выступает
качественная определенность самих предметов и явлений действительности,
отражаемых в мышлении. Это значит, что, несмотря на непрерывно происходящие
в них изменения, они до некоторых пор остаются теми же самыми,
тождественными себе. Следовательно, и мысль о них будет определенной,
тождественной себе, что и отражает формально-логический закон тождества:
мысль о качественно определенном предмете, если она соответствует ему, не
может не быть определенной, однозначной, тождественной себе.
Говоря о тождественности мысли самой себе, необходимо иметь в виду, что
под этой тождественностью в формальной логике понимается тождественность
объема этой мысли. Закон тождества есть закон функционирования отдельно
взятой мысли: одна и та же мысль не может быть сама собой и иной. Но, как и
во всяком законе, в нем, так или иначе, выражается внутренняя существенная,
необходимая связь, повторяющаяся всегда и всюду при определенных условиях.
В данном случае это отношение тождества мысли с самой собой, сколько бы раз
она ни повторялась в рассуждении и в какие бы отношения ни вступала с
другими мыслями, - иначе это будет уже другая мысль. Другими словами, закон
тождества обладает такими свойствами категории закона как существенность,
необходимость, повторяемость, всеобщность, бесконечность, инвариантность
относительно отношений этой мысли с другими мыслями.
Исторически этот закон явился обобщением практики оперирования
понятиями и выражающими их словами. В настоящее время он действует в сфере
понятий и, прежде всего, проявляется в процессе их образования: понятие
считается образованным «правильно», если оно охватывает только те предметы,
которые едины, общи, тождественны в том или ином отношении; в этом случае
понятие будет четким, ясным, будет иметь определенное содержание и
определенный объем. Закон тождества обнаруживает свое действие и в процессе
использования готовых понятий. Его действие простирается и на суждения,
определенность которых следует из определенности образующих их понятий.
Наиболее глубокая сущность суждений – в отражаемых ими связях и отношениях
действительности: если эти связи (отношения) определены, то и суждения,
верно отражающие их, определены. Действие этого закона распространяется и
на обширную область умозаключений. Например, силлогизм возможен, в
частности, потому, что средний термин, связывающие большую и меньшую
посылки, сохраняет в них один и тот же смысл, а больший и меньший термины
не только сохраняют смысл в посылках и заключении, но если они не
распределены в посылках, то не могут быть распределены в заключении.
Наконец, в доказательстве, закон тождества проявляется в том, что и тезис,
и основания сохраняют свою определенность на протяжении всей процедуры.
Закон тождества может быть записан в виде формулы «A есть A» (где
логическая переменная A выражает любую мысль), наглядно изображающей его
структуру. Поскольку тождественность мысли самой себе означает
тождественность ее объема, то в формулу вместо логической переменной A
могут быть поставлены мысли различного конкретного содержания, имеющие один
и тот же объем.
Таким образом, закон тождества универсален в смысле охвата всех без
исключения форм мышления, любой мысли вообще, он обладает всеми признаками
категории закона, а значит, является законом с точки зрения категории
закона.
С законом тождества органически связан закон противоречия, носящий в то
же время самостоятельный характер: если закон тождества обусловливает такую
черту правильного мышления как определенность, то действие закона
противоречия обеспечивает его последовательность, непротиворечивость. Если
качественно определенный предмет существует, то он не может в то же время
не существовать; он не может вместе обладать тем или иным качественно
определенным свойством и не обладать им, находиться в том или ином
отношении с другими предметами и не находиться в этом отношении. Эта
фундаментальная особенность окружающего мира и составляет объективную
основу закона противоречия как закона мышления. Он гласит: два
противоположных или противоречащих суждения об одном и том же предмете,
который взят в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут
быть одновременно истинными; одно из них по необходимости ложно.
Сфера действия этого закона также весьма широка. Он представляет собой,
прежде всего, обобщение практики оперирования суждениями. В нем отражается
закономерное отношение между двумя суждениями – утвердительным и
отрицательным, отношение несовместимости их по истинности: если одно
истинно, то другое непременно ложно. Поскольку суждения делятся на
утвердительные и отрицательные, а они – в свою очередь, на истинные и
ложные, то этим объясняется универсальный характер закона противоречия. Так
как из простых суждений образуются сложные, то закон противоречия действует
и здесь, если они находятся в отношении отрицания. Этот закон
распространяется также и на понятия, а именно на отношения между ними. Это
отношения несовместимости, проявляющиеся в процессе функционирования
понятий. Закон противоречия обнаруживается и в умозаключениях. На нем
основаны, например, непосредственные умозаключения через превращение
суждений, а эта операция возможна только потому, что предмет мысли не может
одновременно принадлежать и не принадлежать одному и тому же классу
предметов. Действует он и в доказательстве. Без действия этого закона было
бы невозможно опровержение. Доказав истинность одного тезиса, мы не могли
бы заключить о ложности противоположного или противоречивого тезиса.
Закон противоречия выражается обычно формулой «не-(A и не-A)»: не могут
быть одновременно истинны суждение A и его отрицание.
Закон противоречия отражает в нашем мышлении тот факт, что та или иная
вещь или ее свойство не может быть и не быть одновременно, и существовать и
не существовать.
Таким образом, закон противоречия универсален в смысле охвата всех без
исключения форм мышления, любой мысли вообще, он обладает всеми признаками
категории закона, а значит, является законом с точки зрения категории
закона.
С законом противоречия, в свою очередь, тесно связан закон исключенного
третьего. Как установлено выше, закон противоречия гласит, что утверждение
и отрицание одного и того же не могут быть вместе истинными, - одно из них
непременно ложно. Но закон противоречия не отвечает на вопрос о том, могут
ли эти утверждения быть одновременно ложными. На этот вопрос отвечает закон
исключенного третьего. Его действием также обусловлена так или иначе
определенность мышления, его последовательность, непротиворечивость.
Подобно законам тождества и противоречия, этот закон имеет объективный
источник. В нем отражается та же качественная определенность предметов и
явлений действительного мира, сохраняющаяся до некоторых пор в процессе их
изменения и развития: нечто существует или не существует, входит в какой-то
класс предметов или не входит, ему что-то присуще или не присуще и так
далее. Поэтому в той мере, в какой мир альтернативен, мышление, если оно
верно отражает его, не может не быть тоже альтернативным. В нем неизбежно
действует закон исключенного третьего. Наиболее общая его формулировка
такова: два противоречащих высказывания об одном и том же предмете не могут
быть вместе ложными, одно из них по необходимости истинно. Формула этого
закона «A или не-A».
Сфера действия этого закона также весьма широка. Как и закон
противоречия, закон исключенного третьего является обобщением практики
применения суждений. Но если в законе противоречия выражается их отношение
по истинности, то в законе исключенного третьего – по ложности. Он
действует в отношениях между контрадикторными суждениями. Но он не
действует во взаимоотношениях между контрарными суждениями, хотя закон
противоречия действует и здесь: они не могут быть одновременно истинными,
но могут быть одновременно ложными. (Это происходит потому, что
противоположные понятия, отрицая друг друга, не исчерпывают объема родового
понятия.) Действие закона исключенного третьего обнаруживается и в сложных
суждениях (например, в строгой дизъюнкции, когда составляющие ее суждения
взаимно исключают друг друга, а следовательно, не могут быть вместе не
только истинными, но и ложными). Закон исключенного третьего проявляется
также в умозаключениях и в доказательстве. Например, он лежит в основе
непосредственных умозаключений через превращение суждений и через отношение
контрадикторных суждений в логическом квадрате. Без его действия было бы
невозможно косвенное доказательство: устанавливая ложность какого-либо
тезиса, мы тем самым доказываем истинность противоречащего ему тезиса, так
как оба они не могут быть вместе ложными.
Как и закон противоречия, он не может точно указать, какое из двух
противоречащих суждений истинно. Но его значение состоит в том, что он
устанавливает вполне определенные границы, в которых возможен поиск истины:
она заключена в одном из двух отрицающих друг друга суждений.
Таким образом, закон исключенного третьего универсален в смысле охвата
всех без исключения форм мышления, любой мысли вообще, он обладает всеми
признаками категории закона, а значит, является законом с точки зрения
категории закона.
Важное место среди формально-логических законов мышления занимает закон
достаточного основания. Он также находится в неразрывной связи с
остальными. Действительно, если мысль обладает определенностью (закон
тождества), то это открывает возможность для установления ее истинности или
ложности во взаимоотношениях с другими мыслями (законы противоречия и
исключенного третьего). Само же установление истинности или ложности мысли
невозможно без соответствующего обоснования. Действие закона достаточного
основания обусловливает еще одну коренную черту корректного мышления –
обоснованность, доказательность. Качественно определенные предметы, так или
иначе, возникают из других предметов и порождают третьи, изменяются и
развиваются в процессе взаимодействия между собой. Следовательно, все в
окружающем мире имеет свои основания в другом. Такая объективно
существующая зависимость одних предметов от других служит важнейшей
предпосылкой возникновения и функционирования в нашем мышлении закона
достаточного основания. Примерная формула закона «A истинно, потому что
есть достаточное основание B». (Логически корректное выражение закона в
виде формулы принципиально невозможно.) Логическим основанием, в отличие от
объективного, может служить ссылка как на причину, так и на следствие,
поскольку последние необходимо связаны между собой.
Если закон тождества явился обобщением, прежде всего практики
оперирования понятиями, а законы противоречия и исключенного третьего –
практики функционирования суждений, то закон достаточного основания есть
результат обобщения практики получения выводного знания. В нем выражено
отношение одних истинных мыслей к другим – отношение логического
следования, обеспечивающего в конечном счете их соответствие
действительности. Этот закон означает, что при правильном рассуждении вывод
всегда достаточно обоснован. Следовательно, в сферу действия этого закона
входят, прежде всего умозаключения. Подведение того или иного предмета
мысли под общее понятие служит достаточным основанием для распространения
на него всех свойств, присущих классу предметов, мыслимому в этом понятии.
В сфере действия этого закона находятся также доказательства. Уже само их
существование есть показатель того, что он существует.
Процесс познания исключительно сложен и противоречив, он не
осуществляется в виде механических скачков от одной истины к другой.
Выдвижение новой концепции сопровождается соответствующим обоснованием,
которое само может быть пересмотрено в процессе развития знания. В законе
достаточного основания заложена идея рационального скептицизма, позволяющая
в принципе подвергнуть сомнению любое суждение. В этом смысле (в качестве
регулятора правильности мышления, гарантии его доказательности) закон
достаточного основания представляет собой важнейший методологический
принцип, направленный на устранение или хотя бы сведение к минимуму
возможности заблуждения.
Основные формально-логические законы – при всей их значимости и широте
действия, не исчерпывают всех фундаментальных закономерностей мышления. Как
и большинство законов природы и общества, они относительны. Они действуют в
определенных условиях, а именно когда рассматриваемый предмет сохраняет
свою качественную определенность, взят вне изменения и развития. При
исследовании предмета всесторонне, во взаимодействии с миром, с точки
зрения его возникновения и развития, его превращения в качественно новое
состояние, этих законов недостаточно. Они уступают место законам
диалектической логики.
Это, прежде всего, закон диалектического единства тождества и различия,
поскольку в изменяющемся предмете уже нельзя фиксировать лишь абстрактное
тождество предмета с самим собой и отвлечься от имеющихся в нем различий;
последние, нарастая, становятся все более существенными, так как предмет
все более перестает быть тем, чем был. Здесь действует общий диалектический
закон соединения противоположностей. Меняющийся предмет – это переходное
состояние, а всякий переход отличается противоречивостью, исчезновением
одних свойств и появлением других. Здесь проявляется закон перехода
количественных изменений в качественные (и обратно). Именно постепенные
количественные изменения при переходе от одного качества к другому и делают
возможным нечто промежуточное, третье, требующее соответствующего отражения
в понятиях. Здесь, наконец, обнаруживается закон отрицания и
преемственности. Предмет при всех преобразованиях не перестал быть этим
предметом, произошло лишь отрицание одной качественно определенной формы
другой. А это потребовало соответствующего сочетания понятий.
Диалектические законы действуют и при оценке качественно определенного
предмета не в данный конкретный момент времени, а в целом, с учетом его
развития, либо при рассмотрении его в различных отношениях с другими
предметами. Каждый предмет, развиваясь (или взаимодействуя) в разное время
(или в различных отношениях) проявляет различные, а иногда и
противоположные свойства.
Однако формально-логические законы не перестают в этом случае
действовать вовсе, а лишь в своей простой форме, проявляющейся лишь в
определенных условиях; с изменением этих условий они действуют в другой,
более общей форме.
Так, будучи в ряде случаев не в состоянии однозначно ответить, имеем ли
мы дело с тем или иным состоянием (или этапом развития), мы называем это
состояние (этап) и тем, и другим. При этом мысль не утрачивает
определенности, последовательности, обоснованности. Говоря «A и не-A», мы
на самом деле наиболее точно отражаем действительность – такой, какова она
есть. Следовательно, мы мыслим тоже нечто определенное, отличное от всякой
иной мысли, но слагающееся из двух определенных мыслей: об A и не-A
одновременно. Таким образом, закон тождества как закон определенности мысли
действует и здесь, лишь меняя форму своего проявления. То же и с законами
противоречия и исключенного третьего: одна из формул непременно истинна
(соответственно ложна) – либо диалектическая, либо формула простого
суждения. Наконец, действие закона достаточного основания – причем тоже в
особой форме, с учетом особых условий – сказывается в том, что для
переходного явления недостаточно подвести его под какое-то одно понятие,
напротив, необходимым и достаточным будет подведение его под оба понятия
одновременно.
Таким образом, установлены основные характеристики, присущие закону
вообще (закон должен отражать общие, необходимые, существенные, устойчивые
связи; выражать сохраняющееся, идентичное, инвариантное в явлении;
выступать в качестве господствующей тенденции; быть формой всеобщности,
бесконечности), обнаруживающие себя в условиях, служащих оптимальной сферой
его проявления. Установлено, что основные формально-логические законы
(закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон
достаточного основания) обладают этими характеристиками и, тем самым,
подпадают под категорию закона. Особая роль этих законов в мыслительной
деятельности человека бесспорна, и обусловлена, во многом, широчайшей
областью их применения. Это обстоятельство делает необходимым подробное
изучение самих этих законов, попытка которого и была сделана в данной
работе.
Замечание: 1) в этом реферате изложение ведется с позиций
материалистической концепции, в рамках которой взяты все основные понятия;
2) если нет специальных оговорок, то под "логическим законом"
понимается "формально-логический закон".
Использованная литература:
1. Григорьев Б.В. Классическая логика. М., 1973.
2. Друянов Л.А. Закон в системе философских категорий. М., 1973.
3. Иванов Е.А. Логика. М., 2001.
4. Логика./ под ред. Д.П. Горского, П.В. Таванца. М., 1956.
5. Ракитов А.И. Курс лекций по логике науки. М., 1971.
6. Свинцов В.И. Логика. М., 1987.
7. Шептулин А.Г. Природа и специфика философских категорий. М.,
1973.