-некоторые варианты Герменевтики и Феноменологии
-философский мистицизм
Первые шаги в сторону от рационализма к иррационализму были сделаны
Кьеркегором, Шопенгауэром, Ницше.
1. «Философия жизни»
-всё, что существует, Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) понимает как волю,
волю к жизни.
9. Воля понимается как универсально- космический феномен, а каждая
сила в природе - как воля.
10. Всякая телесность есть «объективность воли».
11. Человек есть проявление воли, его природа и поэтому не рациональна,
а иррациональна.
12. Разум вторичен по отношению к воле.
13. Мир есть воля, и воля борется сама с собой.
Так абсолютный рационализм был сменен крайним волюнтаризмом.
-для Фридриха Ницше (1844 - 1900) в основе всего находится не воля к
жизни (как у Шопенгауэра), а воля к власти.
14. «воля к власти» пронизывает всё: вселенную, природу, общество,
человека, саму жизнь. Она внедряется в само бытие, но она не едина,
а множественна (т.к. много борющихся «центров» сил).
15. воля контролирует мир
16. создал прообраз освобожденного человека
-сверхчеловек с гипертрофированной волей к власти - «белокурая
бестия».
-продолжили развитие «философии жизни»
17. Анри Бергсон (1859 - 1941)
18. Вмльгельм Дильтей (1833 - 1911)
19. Георг Зиммель (1858 - 1918)
Понятие «жизнь» рассматривалось ими как целостный непрерывный поток,
как становление уникального и неповторимого в природе. А интеллект, разум
ухватывает только лишь общее, сходное, повторяющееся, не ухватывая
уникального целостного.
Охватить целостность и уникальность может лишь духовное видение мира
в форме интуиции.
Т.о. «Философия жизни»:
-осуществляет прорыв к более динамичной картине мира
-реалистически осознает ограниченность разума
2. Психоанализ Зигмунда Фрейда (1856 - 1939) - философская концепция,
возводящая психоанализ в ранг философико - антропологического принципа.
Заслуга Фрейда состоит в выяснении места и роли бессознательного в
жизни человека.
Человек - это биосоциальное существо, личность психика которого состоит их
3-х структур:
-с помощью сознания человек формирует своё собственное «Я» (эго);
-«оно» (ид) - бессознательная часть психики, глубинный слой,
унаследованный людьми, в котором скрыты движения души, инстинкты
человека, (воздействует на «Я»);
- «Сверх - Я» (супер - эго) - культурные запреты общества
(воздействующие на «Я»). «Я» находиться в тисках «оно» и «сверх -
Я», запретов и влечений, инстинктов и в первую очередь - полового
(sex) инстинкта, описываемого термином «либидо».
Для того чтобы реализовать своё стремление к удовольствию человека
«либидо» превращает (сублимирует) в творчество, искусство, религию,
в историю.
Т.о. психика человека разорвана и владеет всем SEX.
-перенося принципы действия психических механизмов на общество в
целом, Фрейд дал своеобразную тракторику генезиса и сущности
основных явлений культуры- искусства, морали, религии, мифологии,
массовой психологии.
В целом учение З. Фрейда носит иррациональный характер, хотя сам он
себя продолжателем традиций рационализма, ибо стремился научно
объяснить поведение людей и мотивы действий отдельного человека,
заботясь именно о нём, а не о массе.
Последователи Фрейда - Адлер и Юнг, а также неофрейдисты Райх,
Маркузе, Фром - вносят коррективы, преодолевая фрейдовскую все
сексуальность.
-Юнг дополняет индивидуальное бессознательное коллективным
бессознательным, опытам человечества заключенным в архетипах.
-Райх создаёт фрейдомарксизм, психоаналитическая проблематика
приобретает экономическую окраску.
3. Феноменология - философское течение, главным направлением
которого является:
-стремление освободить философское сознание от натурфилософских
установок;
-достигнуть в области философского анализа рефлексии сознания о своих
актах и о данном в них содержании;
-выявить предельные параметры познания, изначальные основы
познавательной деятельности.
Основатель современной феноменологии немецкий философ Эдмунд Гуссерль
(1859 - 1938).
До него феноменология понималась в качестве описательного
исследования, которое должно предшествовать всякому объяснению
интересующего явления, постигаемое в чувственном опыте.
Для Гуссерля - феноменология - это, прежде всего выяснение смыслового
пространства сознания, выявление тех инвариантных (низменных)
характеристик, которые делают возможным восприятие объекта познания, а
феномен - возникающие в сознании смыслы предметов.
Феноменология ориентирует познание на: непосредственный опыт
сознания;
- созерцание феноменов как очевидных данностей.
Посредством редукции (переход от феноменов к структурам «чистого
сознания»).
Гуссерль последовательно «выносит за скобки» все данные опыта,
суждения, оценки, пока сущность не станет «чистой» и интуитивно
осознаваемой, а сознание будет мыслить логически.
Дальнейшее своё развитие идеи феноменологии получили в
экзистенцианализме и герменевтике.
4. Герменевтика - способ философствования, главным центром которого
является истолкование, понимание текстов. (от имени греческого бога
Гермеса в обязанности которого входило разъяснение простым смертным воли
богов. Т.к. боги и люди говорили на разных языках).
Герменевтика - это учение о понимании, о научном постижении предметов
наук о духе. При понимании происходит осознание смысла предметов или
дальнейшее осмысление того, что уже имеет некоторый смысл.
Герменевтика зародилась в античности и прошла свой путь исторического
развития от искусства и теории истолкования текстов до «свободной»
герменевтики, не ограниченной предметом, границами смысла текста.
-основоположником «свободной» Герменевтики в 19 веке стал Фридрих
Шлейермахер, который поставил задачу «вживания» в текст, дабы понять его
смысл «лучше, чем сам его автор», т.е. психологическая интерпретация
текста. Шлейермахер вводит метод «герменевтического круга», т.е. понимание
целого через часть и понимание части через целое. Выход из круга -
совпадение интерпретации и смысла произведения. Этот метод стал основным
для всех последующих герменевтических концепций.
-У Вильгельма Дильтея Герменевтика превращается в специфический метод наук
о духе (все науки делились на две группы: науки о природе и науки о духе),
призванный обеспечить реконструкцию духа прошлых эпох и «понимание»
общественных событий исходя из субъективных намерений исторических
деятелей.
-В 20 веке Герменевтика оформляется в одну из основных методологических
процедур философии:
20. в экзистенцианализме Мартина Хайдеггера она была превращена в
онтологическое философское учение.
21. у Ганса- Георги Гадамера она приобретает характер всеобщей
методологии, соединившись с диалектикой. Становиться
универсальной, интегрируя научные знания в практическое
сознание.
5. Философский мистицизм 20 века.
Мистицизм (от греч. - таинственный) - религиозно- философские
концепции, допускающие возможность непосредственного знания каким- либо
человеком познаваемых им сверхъестественных сущностей или феноменов, путем
прямого пребывания в них его души (с помощью озарения, экстаза,
откровения).
К числу наиболее влиятельных концепций мистицизма 20 века относятся:
-теософская концепция «мистического космизма» русской писательницы и
философа Елены Петровны Блаватской (1831 - 1891)
-антропософская теория немецкого мыслителя Рудольфа Штайнера (1861 -
1925)
-современное учение американского философа Карлоса Кастанеды (1925 г.)
Особенности современного мистицизма:
-включенность их в совокупный опыт человечества, тесная связь с
философскими учениями Востока, Запада, Азии, обращенность к глубокой
древности;
-его неорелигиозный характер (считается, что он более реалистичен и
построен на естественно - научном основании в отличии от традиционной
религии); (Более подробно: Л.З. Немировская. Философия. Курс лекций.
М. 1995 г.)
Выводы по 1-му вопросу:
1) Современная западная философия основываясь на достижениях философии
20 века разделилась на два крупных течения:
-продолжателей традиций рационализма:
22. неокантианцев, неогегельцев, неотомистов пытавшихся
модернизировать идеалистический рационализм к современным
условиям.
23. марксистов, развивающих рационализм на материалистических
основах.
-иррационалистов - отдающих предпочтение в познании мира и человека
созерцанию и интуиции и принижающих возможностях разума.
1) В недрах этих течений сложились 3 типа философствования
(направления):
-позитивизм
-экзистенциализм
-религиозная философия
Эти направления мы рассмотрим во втором вопросе.
2 вопрос.
Основные направления современной западной философии: позитивизм,
экзистенциализм, религиозная философия.
1. Позитивизм
Позитивизм - философское направление, основанное на принципе, что подлинное
«положительное» знание может быть получено лишь как результат отдельных
конкретных наук и их синтетического объединения и что философия как
особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности,
не имеет права на существование.
1-й этап - позитивизм.
Основателем позитивизма был французский философ Огюст Конт (1798 -
1857).
Значительный вклад в развитие позитивизма внесли английские ученые
Дж. Миль (1806 - 1873) и Г. Спенсер (1820 - 1903).
Лозунг позитивизма «Наука сама себе философия». (Как бы продолжая
позицию И. Ньютона: "Физика бойся метафизики(философии)"):
-наука ничего не объясняет, она не отвечает на вопрос «почему», а
отвечает на вопрос, «как»;
-она дает позитивный материал, т.е. описывает и регистрирует факты, а
не объясняет их;
-она не нуждается в кокой- либо стоящей над ней философией, имеющей
дело с «метафизическими» абстракциями
Поэтому! Позитивисты:
-объявили борьбу материализму, идеализму и диалектике
-заявили, что позитивизм будет иметь всеобъемлющее значение
-задача положительной философии должна состоять в систематизации