кишащий сгусток организмов. К счастью одни поколения освобождают арену
жизни для других. Только в такой схеме залог эволюции организмов.
Смерть - это совершенно естественное явление, она играла полезную и
необходимую роль в ходе длительной биологической эволюции. Действительно,
без смерти, которая придала самое полное и серьезное значение факту
выживания наиболее приспособленных, и таким образом сделала возможным
прогресс органических видов, человек вообще никогда не появился бы.
...Увы, каждый из нас, живущих, жаждет не только познания но и
утешения, понимание блага смерти для торжества биологической эволюции вряд
ли помогает нам радостно ожидать прекращения своей бесценной - для нас! - и
единственной вовеки веков личной жизни...
Проблема смерти приобретает центральное значение у Фрейда. И
центральной является именно проблема смерти, связанная неразрывно с
проблемой времени. Проблема бессмертия вторична, и она обычно неверно
ставилась. Смерть есть самый глубокий и самый значительный факт жизни,
возвышающий самого последнего из смертных над обыденностью и пошлостью
жизни.
Только факт смерти ставит в глубине вопрос о смысле жизни. Жизнь в
этом мире имеет смысл именно потому, что есть смерть.[3] Смысл связан с
концом. И если бы не было конца, т.е. если бы была дурная бесконечность
жизни, то смысла в жизни не было бы. Смерть - предельный ужас и предельное
зло - оказывается единственным выходом из дурного времени в вечность, и
жизнь бессмертная и вечная оказывается достижимой лишь через смерть.
Жизнь благородна только потому, что в ней есть смерть, есть конец,
свидетельствующий о том, что человек предназначен к другой, высшей жизни. В
бесконечном времени смысл никогда не раскрывается, смысл лежит в вечности.
Но между жизнью во времени и жизнью в вечности лежит бездна, через которую
переход возможен только лишь путем смерти, путем ужаса разрыва. Смерть есть
не только бессмыслица жизни в этом мире, тленность ее, но и знак, идущий из
глубины, указывающий на существование высшего смысла жизни.
Живые, а не мертвые страдают, когда смерть сделает свое дело. Мертвые
больше не могут страдать; и мы можем даже похвалить смерть, когда она
кладет конец крайней физической боли или печальному умственному упадку.
Однако неправильно говорить о смерти как о ”вознаграждении”, поскольку
подлинное вознаграждение, как и подлинное наказание, требует сознательного
переживания факта. В жизни каждого человека может наступить момент, когда
смерть будет более действенной для его главных целей, чем жизнь; когда-то,
за что он стоит, благодаря его смерти станет более ясным и убедительным,
чем если бы он поступил любым другим образом.
Социальное значение смерти также имеет свои положительные стороны.
Ведь смерть делает нам близкими общие заботы и общую судьбу всех людей
повсюду. Она объединяет нас глубоко прочувственными сердечными эмоциями и
драматически подчеркивает равенство наших конечных судеб. Всеобщность
смерти напоминает нам о существенном братстве людей, которое существует
несмотря на все жестокие разногласия и конфликты, зарегистрированные
историей, а также в современных делах.
БЕЗРАЗЛИЧИЕ
Смерть имеет положительный смысл. Но смерть есть вместе с тем самое
страшное и единственное зло. Всякое зло может быть сведено к смерти.
Никакого другого зла, кроме смерти и убийства не существует.
Во все времена люди искали спасения от неминуемой госпожи смерти. И
это заключается не только в поисках бессмертия тела или души, а также в
неком «безразличии» к смерти. На этом основывается принцип «прекрасной
жизни» Эпикура.
Принцип этот Эпикур формулирует так: «приучай себя к мысли, что смерть
не имеет к нам никакого отношения. Все хорошее и дурное заключается в
ощущении, а смерть есть лишение ощущения. Поэтому правильное знание того,
что смерть не имеет к нам никакого отношения, делает смертность жизни
усладительной, - не потому, чтобы оно прибавляло к ней безграничное
количество времени, но потому, что отнимает жажду бессмертия». [2, стр.144]
Вывод: «…глуп тот, кто говорит, что он боится смерти не потому, что
она причиняет страдание, когда придет, но потому, что она причиняет
страдание тем, что придет: ведь если что не тревожит присутствия, то
напрасно печалиться, когда оно только еще ожидается. Таким образом, самое
страшное из зол, смерть не имеет к нам никакого отношения, так как когда мы
существуем, смерть еще не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда
мы не существуем. Таким образом, смерть не имеет отношения ни к живущим, ни
к умершим , так как для одних она не существует». [2, стр.144]
Свое отношение к смерти он противопоставляет отношение к ней «людей
толпы», которые то стремятся избежать смерти как величайшего зла, то,
наоборот, жаждут ее, видя в ней средство «отдохновения от зол жизни».
Эпикур говорит: «Мудрец не отклоняется от жизни, но и не боится не-жизни,
потому, что жизнь ему не мешает, а не-жизнь не представляется каким-нибудь
злом». [2, стр.145]
ПАРАДОКС СМЕРТИ
Фрейд утверждает, что цель, к которой стремится всякая жизнь, есть
смерть. Парадокс смерти в том, что смерть есть самое страшное зло, которое
больше всего страшит человека, и через это зло раскрывается выход к вечной
жизни, или один из выходов. Такими парадоксами наполнена наша жизнь. Плохая
бесконечность жизни как раз и делала бы человека конечным существом.
Парадокс смерти имеет в мире не только этическое, но и эстетическое
свое выражение. Смерть уродлива, и она есть предельное уродство,
разложение, потеря лица, потеря всякого облика и лика, торжество низших
элементов материального мира. И смерть прекрасна, она облагораживает
последнего из смертных и ставит его на одну высоту с самыми первыми, она
побеждает уродство пошлости и обыденности. Смерть - это предельное зло,
благороднее жизни в этом мире. Красота, прелесть прошлого связана с
облагораживающим фактом смерти. Именно смерть очищает прошлое и кладет на
него печать вечности. В смерти есть не только разложение, но и очищение.
Испытания смерти не выдерживает ничто испортившееся, разложившееся и
тленное. Это испытание выдерживает лишь вечное. Нравственный парадокс жизни
и смерти выразим в этическом императиве: относись к живым, как к умирающим,
к умершим относись, как к живым, т.е. помни всегда о смерти, как о тайне
жизни, и в жизни, и в смерти утверждай всегда вечную жизнь.
Трагична смерть личности в человеке, потому что личность есть вечная
идея. Личность не рождается от отца и матери, личность творится Высшей
силой.
Материализм, позитивизм и т.п. учения примиряются со смертью,
узаконивают смерть и вместе с тем стараются забыть о ней, устраивая жизнь
на могилах покойников. Отношение к смерти стоическое или буддийское
бессильно перед ней и означает победу смерти, но оно благороднее родовых
теорий, совершенно забывающих о смерти. Душевное, а не духовное отношение к
смерти всегда печально и меланхолично, в нем всегда есть печаль
воспоминания, не имеющего силы воскрешать. Только духовное отношение к
смерти победно. Только христианство знает победу над смертью. Христианство
учит не столько об естественном бессмертии, не предполагающем никакой
борьбы, сколько о воскресении, предполагающем борьбу духовных, благодатных
сил с силами смертоносными. Учение о воскрешении исходит из трагического
факта смерти и означает победу над ним, чего нет ни в каких учениях о
бессмертии, ни в орфизме, ни у Платона, ни в теософии. Только христианство
прямо смотрит в глаза смерти, признает и трагизм смерти, и смысл смерти, и
вместе с тем не примиряется со смертью и побеждает ее. Человек и смертен и
бессмертен, он принадлежит и смертоносному времени и вечности, он и
духовное существо, и существо природное. Смерть есть страшная трагедия, и
смерть через смерть побеждается воскресением. Но смерть побеждается не
природными, а сверхприродными силами.
Ужас смерти есть не только ужас смерти личности, но и ужас смерти
мира. Есть личный Апокалипсис и Апокалипсис мировой. Апокалипсис - есть
откровение о смерти мира, хотя смерть в нем не последнее слово. Смертен не
только человек, не только народы и культуры, но и все человечество в целом,
и весь мир, вся тварь.
В ПОИСКАХ БЕСМЕРТИЯ
ПРОБЛЕМА БЕССМЕРТИЯ
Проблема бессмертия - основная, самая главная проблема человеческой
жизни. Все религии, начиная с зачаточных религиозных верований дикарей,
строились в отношении к смерти. Человек есть существо, поставленное перед
смертью в течение всей своей жизни, а не только в последний час жизни.
Человек ведет двоякую борьбу: за жизнь и за бессмертие.
Сильное страдание всегда ставит вопрос о смерти и бессмертии. Но и
всякое углубление жизни ставит все тот же вопрос. Было построено много
типов религиозных и философских учений о победе над ужасом смерти и
достижении реального или призрачного бессмертия: спиритуалистическое учение
о бессмертии души; учение о перевоплощении душ; мистико-пантеистическое
учение о слиянии с Божеством; идеалистическое учение о бессмертии идей и
ценностей; христианское учение о воскресении целостного человека;
притупление остроты проблемы смерти через слияние с коллективной жизнью на
земле и через возможность земного счастья.
Спиритуалистическое учение о бессмертии души сулит бессмертие лишь
части человека, а не целостному человеку. Учение о перевоплощении еще менее
дает бессмертия целостному человеку, оно предполагает его разложение на
отдельные элементы и ввержение человека в космический круговорот, оставляет
его во власти времени. Человек может перейти в нечеловеческий род
существования. Учение о слиянии с божеством не означает бессмертия
личности, а лишь бессмертие безличных идей и ценностей. Идеалистическое
учение также не означает бессмертия личности, а лишь бессмертие безличных
идей и ценностей. Отворачивание от темы о бессмертии через обращенность к
грядущему счастью человечества говорит о неразрешимости этой темы и о
вражде к ее постановке. Только христианское учение о воскресении целостного
человека отвечает на поставленный вопрос, но с ним связано много
трудностей.
Еще и теперь довольно широко бытует мнение, которое уже давно
приобрело силу предрассудка, будто представление о бессмертии души, присуще