от 3 августа 1997 г. № 938). Правила маркировки утверждены МФ РФ и доведены
до налогоплательщиков (письмо МФ РФ №107 от 24.12.1996 г.). Нарушение этого
порядка влечет административную и финансовую ответственность. Производство
и реализацию такой продукции на предприятии контролируют налоговые посты, а
к проверкам законности действия товаропроизводителей привлекаются работники
ОВД. Результаты контрольных действий докладываются ВЧК.
Постановлениями Правительства РФ от 14.04.94 г. № 320 «Об акцизе на
нефть, добываемую на территории РФ» и от 24.05.94 г. № 534 «Об установлении
дифференцированных ставок акциза на нефть, добываемую на территории РФ» с 1
мая 1994 г. установлены дифференцированные по конкретным предприятиям
ставки акциза на нефть, включая газовый конденсат, в рублях на 1 т для
нефтедобывающих предприятий с ежемесячной индексацией этой ставки начиная с
1.07.94 г. (исходя из изменения курса рубля к доллару США за предыдущий
месяц).данный курс рубля доводится до этих предприятий, а также до
налоговых и финансовых органов РФ не позднее 20-го числа каждого месяца
Министерством топлива и энергетики РФ.
Отпускная цена на нефть рассчитывается следующим образом:
ОЦ = (СЕБЕСТОИМОСТЬ + ПРИБЫЛЬ + АКЦИЗ) + НДС (20%).
В целях эффективности использования энергоресурсов с 20.07.93 г.
установлен акциз на природный газ, реализуемый предприятиями и
объединениями по транспорту и поставкам газа РАО «Газпром» газо-сбытовым
объединениям (перепродавцам) и непосредственно потребителям, минуя эти
сбытовые организации. Расчет налога осуществляется по ставке за единицу
облагаемой продукции с учетом пересчета на фактическую теплоту сгорания и
индексации, осуществляемым ежемесячно РАО «Газпром». Уточняемые размеры
акцизного обложения газа вводятся в действие с 1-го числа каждого месяца,
исходя из индекса цен на промышленную продукцию Государственного комитета
РФ по статистике, сложившегося за предыдущий месяц.
Предприятия, приобретающие нефть для ее поставки на
нефтеперерабатывающие заводы в качестве давальческого сырья для
производства горюче-смазочных материалов (в том числе бензина), акцизы не
платят, поскольку они не являются ни изготовителями подакцизной продукции,
ни предприятиями, добывающими углеводородное подакцизное сырье. Такие
предприятия уплачивают налог на реализацию ГСМ исходя из фактических цен
реализации без НДС, а также сумму НДС по расчетной ставке (13,79%).
Что касается конкретных цифр, то по состоянию на 1.01.98 г. акциз на
нефть был установлен в размере 55 рублей за тонну. Также законом № 29-ФЗ
установлены дифференцированные специфические ставки акцизов на
автомобильный бензин в зависимости от марки, которые определены исходя из
действующей ранее адвалорной ставки в размере 25% с учетом индексации.
Также федеральным законом № 29-ФЗ существенно снижен размер ставки
акциза на ювелирные изделия – с 43 до 15 процентов. Выведены из-под
налогообложения предметы культа и религиозного назначения, производимые с
применением драгоценных металлов и (или) драгоценных камней,
предназначенные для использования в храмах, при священнодействии и (или)
богослужении (за исключением обручальных колец). Ставка же акциза на
легковые автомобили установлена только на автомобили с рабочим объемом
двигателя более 2500 куб. сантиметров, то есть практически выведены из-под
обложения акцизами все легковые автомобили, производимые на территории РФ.
4. Льготы, плательщики акцизов и сроки уплаты.
В отношении акцизного обложения товаров народного потребления действует
предусмотренная Законом следующая система льгот – выведены из под
налогообложения:
. Спирт-сырец и спирт коньячный (Закон РФ от 10 января 1997 г. № 12-
ФЗ);
. Виноматериалы, поставленные в крупных емкостях (танкеры, цистерны и
т.п.);
. Подакцизные товары, вывезенные в страны дальнего зарубежья;
. Легковые автомобили с ручным управлением, включая ввезенные на
территорию РФ для реализации инвалидам по утвержденному
Правительством РФ регламенту.
Также необходимо сказать, что федеральным законом № 29-ФЗ изменен
механизм предоставления льготы по экспортируемым подакцизным товарам. С
целью возможности применения необоснованной льготы по экспорту (ложного
экспорта), а также усиления контроля за порядком исчисления и уплаты
акцизов по экспортируемым подакцизным товарам и избежания потерь доходов
бюджета Законом предусмотрена система «залоговых» платежей акцизов при
экспорте товаров с последующим их возмещением или зачетом в счет
предстоящих платежей после документального подтверждения в течение 90 дней
с момента отгрузки факта вывоза таких товаров с территории Российской
Федерации за пределы территории государств – участников СНГ.
Одновременно законом предусматривается норма, согласно которой
организациям, производящим подакцизные товары, вывозимые в дальнейшем за
пределы России, налоговые органы могут предоставить отсрочку по уплате
акциза по отгруженным подакцизным товарам при условии предоставления этими
организациями гарантии уполномоченного банка в том, что в случае
непредставления организацией в налоговые органы в течение 90 дней с момента
отгрузки документов, подтверждающих факт вывоза таких товаров, с этого
банка по истечении указанных 90 дней в безакцептном порядке взыскивается
застрахованная сумма акцизов.
В соответствии с письмом Госналогслужбы России от 17.02.97 № ВЗ –
03/121 до особых указаний в качестве гарантий уполномоченных банков могут
быть приняты гарантии банков, зарегистрированных в налоговых органах в
качестве обслуживающих данную организацию – налогоплательщика.
Суммы акцизов, уплаченных по подакцизным товарам, использованным в
дальнейшем в качестве сырья для производства других подакцизных товаров,
вывезенных за пределы территории государств СНГ, за исключением подакцизных
товаров, вывезенных в порядке товарообмена, подлежат возврату.
Федеральным законом № 29 – ФЗ введен учетный метод отгрузки для
исчисления акцизов с предоставлением отсрочки их уплаты на срок от 45 до 60
дней.
Согласно закону, акцизы уплачиваются:
не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным, по подакцизным
товарам, реализованным с 1-го по 15-е число отчетного месяца включительно;
не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным, по
подакцизным товарам, реализованным с 16-го по последнее число отчетного
месяца.
Закон также определяет, что датой (моментом) реализации подакцизных
товаров является день отгрузки (передачи) подакцизных товаров, включая
товары, произведенные из давальческого сырья.
В таком же порядке определяется дата (момент) реализации в случаях
натуральной оплаты труда подакцизными товарами собственного производства, а
также при обмене или проведении взаимных зачетов с участием подакцизных
товаров.
Например, организация реализует произведенные подакцизные товары.
Отгрузка произошла 2 февраля и 20 февраля. Согласно федеральному закону,
начисление акцизов по этим товарам производится соответственно 2 и 20
февраля. Последний срок уплаты акциза наступит соответственно 30 марта и 15
апреля. В случае, когда эти товары реализуются на экспорт, исчисление и
уплата акцизов по ним производятся в аналогичном порядке. После
представления (не позднее 90 дней после отгрузки) необходимых документов,
подтверждающих вывоз таких товаров за пределы территории Российской
Федерации, уплаченные суммы акциза засчитываются налогоплательщику в счет
предстоящих платежей или возмещаются за счет общих поступлений налогов в
десятидневный срок.
Федеральным законом расширен круг плательщиков акцизов. В него
включены:
индивидуальные предприниматели и простые товарищества, производящие и
реализующие подакцизные товары;
организации, осуществляющие первичную реализацию конфискованных и (или)
бесхозяйных подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу
государства;
организации, осуществляющие первичную реализацию подакцизных товаров,
ввезенных на территорию России из стран, с которыми таможенный контроль
отменен, или использующие эти товары для производства неподакцизных
товаров. Данная норма введена в целях установления единого порядка
налогообложения подакцизных товаров, в том числе по товарам, по которым не
происходит таможенное оформление грузов.
Заключение.
Таким образом, мы видим, что акцизы всегда имели львиную долю в
совокупных налоговых поступлениях. Акцизы являются не только важнейшей
строкой доходов федерального бюджета, но это и эффективный способ
воздействия на цену определенных видов товаров. Изменяя акцизы государство
может воздействовать на уровень потребления социально вредных товаров или
ограничить импорт определенного товара. Так, особое место в системе
косвенного налогообложения занимают акцизы, взимаемые на таможне (особый
порядок обложения ввозимых товаров, услуг в страны дальнего и ближнего
зарубежья). РФ стимулирует внешнеэкономические связи со странами-
участниками СНГ, а именно: сумма акциза, подлежащего уплате по подакцизным
товарам, происходящим и ввозимым с территории государств-участников СНГ,
уменьшается на сумму акциза, уплаченного в стране происхождения данных
товаров.
Приложения.
Таблица 1
|Категория |Товары |Регламентирующие |
|товаров | |нормативные акты |
|Товары |Товары широкого потребления (продукты |Закон «Об |
|народного |питания, обувь, бытовая техника, одежда). |акцизах» от |
|потребления |Социально вредные товары (алкоголь, |6.12.91 г. с изм.|
| |табачные изделия) должны быть маркированы. |и доп. Инструкция|
| |Предметы роскоши (драгоценности, золотые |от 22.07.96 г. № |
| |слитки, драгоценные камни и т.п.). |43 с изм. и доп. |
| |Автомобили (ставка устанавливается в |[8;9]. |
| |зависимости от мощности и марки а\м). | |
|Природно-мин|Углеводородное сырье (нефть, газовый |Закон «О недрах» |
|еральное |конденсат), природный газ. |с изм. и доп. |
|сырье и |Уголь, продукты обогащения угля. |[8,9]. |
|продукты |Продукты переработки углеводородного сырья:|Инструкция ГНС РФ|
|переработки |бензин, горюче-смазочные материалы. |от 1.11.95 г. № |
| | |40 |
|Акцизы, |Ввозимые в РФ и вывезенные из РФ отдельные |Закон «О ВЭД», |
|взимаемые на|виды товаров, подпадающие под акцизное |нормативные акты |
|таможне |обложение (особенности обложения связаны с |и письма ГНС РФ, |
| |помещением товаров под особые таможенные |ГТК РФ, МФ РФ. |
| |режимы). | |
Таблица 2 (данные в трлн. руб.)
|Доходы бюджета |1994 год |1995 год |1996 год |1997 год|
|1. Всего поступило |134,26 |164,1 |376,4 |435,6 |
|Из них: | | | | |
|В федеральный бюджет |47,31 |68,7 |146,8 |194,8 |
|В бюджеты территорий |86,95 |95,4 |229,6 |240,8 |
|2. Сумма акцизов и акцизных | | | | |
|сборов, всего |6,98 |11,26 |40,91 |75,8 |
|Из них: | | | | |
|В федеральный бюджет |2,46 |4,71 |16,00 |33,89 |
|В бюджеты территорий |4,52 |6,55 |24,91 |41,91 |
|3. Удельный вес акцизов и | | | | |
|сборов в общей сумме доходов |5,2 |6,9 |10,9 |17,4 |
|бюджета, % | | | | |
Список литературы:
Т.А. Софрина Акцизы в 1998 году. Дайджест директор № 6/98.
Налогообложение. Учебник для ВУЗов М.: 1998 год.
Финансовая Россия № 7/98.
Страницы: 1, 2