Анализ финансовых показателей

ожидании некоторых других событий (например, создание запасов угля в

ожидании забастовки шахтеров).

Показатель 03 у фирмы «Сирии-графика» очень низкий (в стабильных

условиях рынка он иногда достигает 6-ти единиц и более). Это может быть

связано с уже названными причинами, а может быть следствием неравномерности

продаж, обусловленной внешними обстоятельствами. В этом случае, как уже

указывалось, расчет 03 оказывается некорректным. Так, предприятие, имеющее

низкий 03 из-за кризиса неплатежей или вследствие общей ситуации

перепроизводства, не должно относить неудовлетворительный уровень

показателя только к серьезным недостаткам своей внутренней деятельности.

Другим способом определения оборота запасов является деление величины

чистых продаж на объем запасов:

Чистые продажи

03=————————————

Запасы

У нас 03 = 260/220 = 1.18.

Оборот основных средств (фиксированных активов) определяется в

результате деления чистых продаж фирмы на величину основных средств.

Оборот основных Чистые продажи

средств (ОСС) = ——————————————————

Основные средства (чистая величина основных

средств за вычетом нематериальных

активов)

ОСС у «Сирин-графики» = 260/180 = 1.44.

ООС определяет ежегодный доход, приносимый каждым рублем основных

средств. В нашем случае 1 рубль основных средств принес 1,44 рубля валового

дохода.

Подсчет ООС — хороший способ реальной оценки основных средств в

противовес установлению их балансовой стоимости, которая не может учесть

подлинную ценность основных средств для хозяйственной деятельности.

Еще один показатель активности — оборот общих активов фирмы, который

является общим индикатором эффективности управления использованием ресурсов

фирмы.

Оборот общих Чистые продажи

активов (ООА) = ——————————

Общие активы

У нас ООА = 260/500 = 0.52.

Общий показатель активности у «Сирин-графики» довольно низок (обычно

выше 1). Это в первую очередь связано с крайне вялой торговой деятельностью

фирмы, низким уровнем продаж (260), отягощенностыо активов фирмы крупными

товарно-материальными запасами. Показатель вызывает сомнения в способности

фирмы генерировать достаточный доход в будущем. Конечно, одной из важных

причин слабой активности фирмы являются неблагоприятные внешние условия:

узость спроса, кризис неплатежей и т.д. Вместе с тем фирма, очевидно, имеет

серьезные недостатки в организации управления внутренней деятельностью, не

обладает хорошими способностями приспособления к внешней среде.

Таким образом, финансовые показатели сами по себе не являются причиной

неудач фирмы. Они всего лишь индикаторы неблагополучия, глубинные причины

которого кроются в непосредственной хозяйственной деятельности, а также в

стратегии действий, которую выбрало руководство фирмы. Следовательно,

неудовлетворительные финансовые показатели должны послужить отправной

точкой не только для пересмотра финансовых планов, но и в первую очередь

для переформулирования общей стратегии фирмы.

ПОКАЗАТЕЛИ ДОХОДНОСТИ

Показатели доходности (рентабельности) — наиболее распространенный

способ измерения успеха фирмы. Показатели рентабельности являются

относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности

деятельности предприятия. Основные показатели доходности:

- коэффициент чистой прибыли;

- оборот на вложенный капитал;

- чистый доход на акционерный (собственный капитал).

Рассчитаем их для нашей гипотетической фирмы.

Коэффициент Чистая прибыль 50

чистой прибыли = —————————— = —— =

0,19

Чистые продажи 260

Оборот на вло- Чистая прибыль 50

женный капитал = —————————— ==

——— == 0,1

Общие активы 500

Чистый доход Чистая прибыль

50

на акционерный (соб- = ——————————— = —————= 0,17

ственный) капитал Активы “-“ пассивы 500—200

Сравнить показатели доходности, как и любые другие финансовые

показатели, можно при помощи следующих таблиц.

|Сопоставление показателей прибыльности по годам |

|Финансовые |1995 г. |1996 г. |1997 г. |

|показатели | | | |

|Коэффициент |0.23 |0.20 |0.19 |

|чистой прибыли | | | |

|Оборот на |0.11 |0.12 |0.10 |

|вложенный капитал| | | |

|Чистый доход на |0.16 |0.17 |0.17 |

|собственный | | | |

|капитал | | | |

| |

Сопоставление показателей прибыльности со средними и внутриотраслевыми

показателями

|Финансовые |«Сирин|Средние показатели|Среднеотра|

|показатели |-графи|для аналогичных |слевой |

| |ка» |фирм с капиталом |показатель|

| | |не менее 300 тыс. | |

| | |руб. | |

|Коэффициент |0,19 |0,18 |0,20 |

|чистой | | | |

|прибыли | | | |

| |0,10 |0,13 |0,11 |

|Оборот на | | | |

|вложенный | | | |

|капитал |0,17 |0,15 |0,16 |

| | | | |

|Чистый доход | | | |

|на | | | |

|собственный | | | |

|капитал | | | |

Показатели доходности у фирмы «Сирин-графика» довольно неплохие.

Очевидно, учитывая низкую торговую активность фирмы, это обусловлено

завышенными ценами на продаваемые фирмой товары. Однако, несмотря на то,

что политика завышенных цен пока приносит неплохие результаты, будущие ее

последствия могут быть отрицательными: фирме грозит потеря

конкурентоспособности. Если фирма не намерена менять свою ценовую

стратегию, для обеспечения конкурентной силы ей нужно сосредоточиться на

таких конкурентных стратегиях, как дифференциация или фокусирование, чтобы

сформировать свою устойчивую рыночную нишу. Иначе неминуема опасность

катастрофического сужения спроса на товары фирмы.

ПОКАЗАТЕЛИ РЫНОЧНОЙ АКТИВНОСТИ

Эта группа финансовых показателей характеризует стоимость и доходность

акций компании.

Прибыль на одну акцию показывает, какая доля чистой прибыли приходится

на одну обычную акцию в обращении. Показатель рассчитывается путем деления

суммы чистой прибыли на общее число обычных акций в обращении. Акции в

обращении определяются как разница между общим числом выпущенных обычных

акций и собственными акциями в портфеле. Если в структуре компании есть

привилегированные акции, из чистой прибыли предварительно должна быть

вычтена сумма дивидендов, выплаченных по ним.

чистая прибыль — дивиденды

по привилегированным акциям

Прибыль на одну акцию == ——————————————————————

обычные акции в обращении

Соотношение рыночной цены акции и прибыли на одну акцию отражает

отношения между компанией и ее акционерами. Этот показатель рассчитывается

по следующей формуле:

Соотношение рыночной цены рыночная стоимость одной акции

акции и прибыли на одну =

————————————————————

акцию прибыль на

одну акцию

Он указывает сколько рублей готовы заплатить акционеры за рубль чистой

прибыли компании. Например, если у компании А данный показатель составляет

10, а у компании Б — 8, это означает, что инвесторы на данный момент

предпочтительнее оценивают инвестиционные качества компании А. Однако,

более важной характеристикой данного показателя не его уровень на данный

момент, а динамика показателя в сравнении с динамикой других компаний и с

общей динамикой рынка. Сегодня анализируемый показатель рассчитывают и в

обзорах российского финансового рынка (например, в обзорах «Коммерсанта»).

Книжная (балансовая) стоимость одной акции показывает стоимость чистых

активов предприятия, которые приходятся на одну обычную акцию в

соответствии с данными бухгалтерского учета и отчетности.

стоимость акционерного

капитала —

Книжная стоимость — привилегированные акции

одной акции = ———————————————————

обычные акции в

обращении

Соотношение рыночной и книжной стоимости одной акции показывает

рыночную стоимость одной акции в сравнении с ее бухгалтерской стоимостью.

Соотношение рыночной и рыночная стоимость акции

книжной стоимости одной акции =

———————————————

книжная стоимость акции

В целях более объективного использования этого показателя нужно иметь в

виду ограничения, которые привносит в анализ бухгалтерская информация. В

частности этот показатель может быть выше у компании с физически

изношенными активами.

Помимо четырех названных типов финансовых показателей в современном

финансовом планировании широко используется анализ еще двух категорий:

- показателей использования финансового рычага;

- комплексных (композитных) показателей.

ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫЧАГА

Финансовый рычаг — это способ увеличения доходности (рентабельности)

собственного капитала за счет использования кредита.

Рассмотрим действия финансового рычага на примере его использования

фирмой «Сирин-графика».

Для упрощения анализа предположим, что фирма не платит налогов и

величина чистой прибыли образуется в результате вычитания процентов за

кредит из суммы валовой прибыли.

Вариант А. Фирма формирует активы за счет собственного капитала — 300

тыс. руб. и кредитов — 200 тыс. руб.

Итог деятельности в обоих случаях одинаков — 115 тыс. руб. валовой

прибыли.

Для варианта А

Показатель Чистая прибыль

рентабельности = —————————————— =115

собственный капитал

(поскольку фирма не выплачивает % за кредит)/500 = 0.23.

Для варианта В сначала нужно определить величину чистой прибыли:

Чистая прибыль = валовая прибыль—проценты = 115—15 = 100.

Тогда показатель рентабельности собственного капитала = = 100 /ЗОО =

0,33.

Вывод: в случае использования кредитов (вариант В) фирма имеет более

высокий показатель рентабельности собственных средств.

Чем больше величина заемных средств, тем длиннее рычаг, тем выше

рентабельность собственного капитала. Одновременно чем длиннее рычаг, тем

выше риск деятельности фирмы, связанный с оплатой своих обязательств.

Поэтому показатели использования финансового рычага — это в первую очередь

измерители финансового риска фирмы.

Существует два способа измерения рычага в финансовом анализе.

1. Определение меры использования долгов для финансирования активов.

2. Расчет показателей охвата, измеряющих способность фирмы покрыть свои

долги.

К первому типу показателей использования рычага относится показатель

долга:

Показатель Общие пассивы (обязательства)

долга (ПД) =

Общие активы

В нашем случае:

ПД = 200/500 = 0.4 (другая форма записи: 0.4 к 1).

Это довольно высокий показатель долга.

Высокий показатель долга ослабляет способность фирмы к будущим займам.

Кроме того, уменьшается ее финансовая гибкость, что связано с разрывом

доверия между менеджментом и инвесторами фирмы. Фирма теряет возможность

увеличивать активы путем роста собственного (акционерного) капитала из-за

сомнений потенциальных инвесторов в надежности фирмы. Особенно резко

финансовая гибкость уменьшается в периоды кризисов. Поэтому лучше иметь не

очень высокий показатель долга, но обладать возможностями получать новые

кредиты и увеличивать собственный капитал.

Ко второму типу измерителей финансового риска относится показатель

уровня покрытия процентов. Он определяет способность фирмы оплачивать

проценты по долгу из полученных доходов и показывает, во сколько раз

валовая прибыль фирмы выше затрат по выплате процентов.

Уровень покрытия Валовая прибыль

процентов (УПП) = ——————————————

Затраты на выплату процентов

У нас УПП = 115/15 7.67.

Следовательно, фирма может 7,67 раза выплатить процент за счет валовой

прибыли.

КОМПЛЕКСНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Более точные представления о финансовом положении фирмы дает сочетание

нескольких значительных финансовых показателей.

Одним из вариантов комплексных показателей являются «Z счета», метод

расчета которых впервые был предложен Э. Альтманом. «Z счета» используются

для измерения вероятности банкротства фирмы. При подсчете «Z счетов»

используются так называемые коэффициенты Альтмана, введенные автором

методики.

Z = 6.51 х1 + 3.26 х2 + 6.76 Х3 + 1.05 х4,

где х1 = Текущие активы — текущие пассивы

Общие активы

X2= Сумма резервов фирмы

Общие резервы

X3 = Валовая прибыль

Общие активы

X4 = Стоимость обычных акций

Общие пассивы

6.51; 3.26; 6.76; 1.05 — коэффициенты Альтмана (периодически они

пересматриваются и уточняются в зависимости от отраслевой конъюнктуры).

Тогда в нашем случае

Z = 6.51 (320-200)/500 + 3.26 (30+21)/500 + 6.76 115/500 + + 1.05

180/200 = 4.39.

Если общий счет фирмы превышает 2,6, то она, скорее всего, имеет

достаточно устойчивое финансовое положение, если счет меньше 1,1, то

организация недалека от банкротства.

У нашей фирмы счет — 4,39, это говорит о том, что банкротство ей не

угрожает.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Когда анализ финансовых показателей завершен, можно приступать к

составлению финансовых планов — долгосрочного и краткосрочного (бюджетов).

Целью долгосрочного планирования является составление прогноза баланса

и отчета о прибылях и убытках. Основываясь на этих плановых документах,

организация разрабатывает оперативные бюджеты. Качество финансового

планирования определяется уровнем бухгалтерского учета и финансового

контроля. Финансовые отчеты организации должны включать такие ключевые

позиции, как прибыльность, рыночная позиция, производительность,

использование активов, инновации. Основой краткосрочного финансового

планирования является составление прогнозных финансовых бюджетов

экономической организации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Стратегическое планирование. Под редакцией Уткина Э.А.,М., 1998;

2. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа, М., 1996;

3. Друри К. Основы управленческого учета, М., ФС, 1998;

4. Уткин Э.А. Финансовое управление, М., 1997.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты