служебной тайны, нежели поглощаются последними».[13] Некоторые
принципиальные отличия между понятиями «банковская тайна» и «коммерческая
тайна» отмечают авторы учебника «Банковское право Российской Федерации.
Общая часть»[14]. Но наиболее последовательной представляется позиция О.
М. Олейник, которая на основе сравнительного анализа институтов банковской
и коммерческой тайны приходит к выводу о том, что банковская тайна
представляет собой особый правовой режим, не сводимый ни к одному ранее
известному правовому режиму информации[15].
Сравнительный анализ гражданско-правовых норм, регулирующих режимы
указанных видов конфиденциальной информации, позволяет сделать вывод об
ошибочности определения банковской тайны как вида коммерческой.
Сопоставление институтов банковской и коммерческой тайны через призму таких
категорий, как субъект, объект и ответственность за разглашение информации,
приводится в таблице.
|Виды |Субъект |Объест информации|Правовое |Субъекты и виды ответственности за |
|конфиденциально|информации |и его правовое |оформление |незаконное получение и разглашение |
|й информации | |оформление |обязанности |конфиденциальной информации |
| | | |соблюдать тайну| |
|Банковская |Клиент |Исчерпывающий |Установлена |Банк России, кредитные, аудиторские и |
|тайна |(корреспонден|перечень |законом (ст. |иные организации, а также их |
| |т) банка |установлен |857 ГК РФ и ст.|должностные лица и их работники несут |
| | |законом (ст. 857 |26 Закона о |ответственность, включая возмещение |
| | |ГК РФ) и включает|банках) |нанесенного ущерба, в порядке, |
| | |в себя: | |установленном федеральным законом (ст. |
| | |информацию о | |857 ГК РФ и ст. 26 Закона о банках) |
| | |банковском счете | |Установлена уголовная ответственность |
| | |и банковском | |за незаконное получение и разглашение |
| | |вкладе; | |сведений, составляющих коммерческую или|
| | |информацию об | |банковскую тайну (ст. ЧвЗУКРФ) |
| | |операциях по | | |
| | |счету; | | |
| | |сведения о | | |
| | |клиенте | | |
|Коммерческая |Банк |Устанавливается |Включается в |Лица, незаконными методами получившие |
|тайна банка | |банком в |трудовые |информацию; работники и контрагенты, |
| | |локальных |договоры |разгласившие информацию, возмещают |
| | |нормативных актах|(контракты) с |причиненные убытки (ст. 139 ГК РФ) |
| | |в соответствии со|работниками, в |Уголовная ответственность (ст. 183 УК |
| | |ст. 139ГКРФ |гражданско-прав|РФ) |
| | | |овые договоры с| |
| | | |контрагентами | |
Правовой режим служебной и коммерческой тайны регулируется ст. 139ГК
РФ. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда
она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу
неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном
основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее
конфиденциальности. Из этого определения усматривается вывод: законодатель
предоставляет обладателю информации право самому определять круг сведений,
составляющих коммерческую тайну. Необходимость соблюдения коммерческой
тайны может вытекать и из закона. Так, согласно п. 4 ст. 10 Федерального
закона «О бухгалтерском учете» коммерческой тайной является содержание
регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности. При
этом установлены следующие ограничения: во-первых, такая информация должна
отвечать изложенным выше требованиям; во-вторых, сведения, которые не могут
составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными
правовыми актами[16].
Информация, которая составляет коммерческую тайну, закрепляется
предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе кредитными
организациями, в локальных нормативных актах, а обязанность ее соблюдения
возлагается на работников в трудовых договорах (контрактах) и на
контрагентов в гражданско-правовых договорах. Ответственность за нарушение
коммерческой тайны может наступить только при ее надлежащем правовом
оформлении.
Такая ответственность установлена п. 2 ст. 139 ГК РФ. Она заключается
в обязанности возместить причиненные разглашением коммерческой тайны убытки
и возлагается на лиц, незаконными методами получивших такую информацию, на
работников, разгласивших коммерческую тайну вопреки трудовому договору
(контракту), и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому
договору.
Напротив, как уже отмечалось, законом закреплен исчерпывающий круг
сведений, составляющих банковскую тайну (п. 1 ст. 857 ПС РФ), и установлена
ответственность банка за разглашение таких сведений (п. 3 ст. 857 ГК РФ),
которая наступает независимо от правового оформления обязанности ее
соблюдения.
Таким образом, разграничение законодателем режимов банковской и
коммерческой тайны вполне логично, ибо каждый из них защищает различный
объект информации: режимом банковской тайны охраняется конфиденциальная
информация, затрагивающая интересы клиентов банка, тогда как коммерческая
тайна, прежде всего, защищает интересы самого банка.
В плане соотношения указанных видов конфиденциальной информации точнее
было бы вести речь о банковской и коммерческой тайне как относительно
самостоятельных разновидностях конфиденциальной информации, то есть
документированной информации, доступ к которой ограничивается в
соответствии с законодательством (ст. 2 Федерального закона «Об информации,
информатизации и защите информации»).
Вместе с тем указанное выше не исключает возможности включения кредитной
организацией как сведений, составляющих банковскую тайну, так и сведений,
составляющих коммерческую тайну, в состав конфиденциальной информации,
перечень которой закрепляется в локальном нормативном акте.
Банковские правила используют и другую терминологию в определении
режима конфиденциальной информации. Так, Указанием Банка России от 7 июля
1999 года № 603-У[17] регулируется режим служебной информации, которая
определяется как любая информация, имеющаяся в распоряжении кредитной
организации, не являющаяся общедоступной и содержащая сведения об эмитенте
и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, об операциях (сделках)
кредитной организации и ее клиентов на финансовых рынках, которая ставит
сотрудников кредитной организации, обладающих такой информацией в силу
своего служебного положения или трудовых обязанностей, в преимущественное
положение по сравнению с другими субъектами финансового рынка. Сотрудники
кредитной организации подписывают обязательство о неразглашении
конфиденциальной информации.
О предоставлении кредитной организацией государственным органам сведений,
составляющих банковскую тайну
Согласно п. 2 ст. 857 ПС РФ сведения, составляющие банковскую тайну,
могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям.
Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть
предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
Статья 26 Закона о банках устанавливает, что справки по операциям и
счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной
организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям). Счетной палате
Российской Федерации, органам государственной налоговой службы и налоговой
полиции, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных
законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия
прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их
производстве.[18]
Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной
организацией им самим, судам, а при наличии согласия прокурора - органам
предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются
кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в
сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным
конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах
умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан - иностранным
консульским учреждениям.
Анализ приведенных законодательных норм позволяет сделать следующие
выводы:
. во-первых, законом определен исчерпывающий перечень государственных
органов, которым кредитная организация предоставляет сведения,
составляющие банковскую тайну;
. во-вторых, случаи предоставления указанной информации
устанавливаются законодательными актами о деятельности
государственных органов, то есть в законах закрепляются специальные
случаи, когда госорганы имеют право запрашивать (истребовать) у
кредитной организации сведения, составляющие банковскую тайну, и
обязанность кредитной организации предоставлять такие сведения, а
также порядок такого предоставления.
Другими словами, основанием для получения госорганами сведений,
составляющих банковскую тайну, является не общее полномочие госоргана
запрашивать у предприятий, учреждений и организаций необходимую информацию
для осуществления своей деятельности, а установленные в законах специальные
случаи истребования у кредитной организации, сведений, составляющих
банковскую тайну;
. в-третьих, в законодательных актах о деятельности государственных
органов должны быть указаны не только случаи и порядок
предоставления указанных сведений, но и их объем, а также
ответственность госорганов и их должностных лиц за разглашение
конфиденциальной информации. Предоставление кредитной организацией