Бизнес-план предприятия, процедура разработки и характеристика системы показателей

наличности, т.е. денежные потоки. Из отчета должно быть ясно, какое

количество наличности фирма генерировала за истекший период, каковы

источники наличности и как фирма использовала свою наличность.

Еще одна важная составляющая финансового плана – определение

источников капитала (фондов), необходимого для деятельности фирмы, причем

данные об источниках капитала должны быть увязаны с использованием

фондов. В плане должны быть представлены:

- предполагаемая система финансирования и ее инструменты (банковские

кредиты, векселя, облигации, опционы и т.д.);

- величина процентов и основных выплат по долгу;

- гарантии или залог, обеспечивающие безопасность финансовых соглашений;

- показатели финансового рычага, определяющие уровень риска проекта (см.

следующую главу), соотнесенные с соответствующими среднеотраслевыми

показателями;

- список текущих кредитов фирмы с суммами и сроками выплат по ним;

- потенциальные налоговые преимущества того или иного способа

финансирования бизнеса.

11) – план исследований и разработок. Здесь освещается величина затрат на

исследования и разработки (если фирма проводит таковые), сравнение их с

соответствующими затратами прошлых периодов и фирм-конкурентов,

квалификация, опыт и количество персонала в отделе исследований и

разработок, оснащенность этого отдела, реальные достижения

исследовательского подразделения и его вклад в общий успех организации.

Также освещаются связи подразделения НИОКР с другими исследовательскими

организациями, формы государственной и частной помощи проведению

исследований и разработок и доходы, получаемые организацией от

деятельности подразделения исследований и разработок на стороне (для

других организаций).

12) – оценка и страхование риска. Помимо расчета инвестиционного риска, в

бизнес-плане имеет смысл выделить отдельный отдел проблемам риска, в

котором нужно провести общую оценку возможных рисков, анализ типов

рисков, их источников и моментов возникновения, а также разработать меры

по минимизации ущерба (особенно в случаях форс-мажорных обстоятельств).

( Пятый этап – сбор информации для подготовки каждого из намеченных

разделов бизнес-плана. На данном этапе желательно привлечь к работе

специалистов различного профиля (финансистов, бухгалтеров, маркетологов,

экономистов широкого профиля) как состоящих в организации, так и

приглашенных со стороны.

( Шестой этап – непосредственное написание бизнес-плана. Важный момент:

предприниматель должен самостоятельно написать бизнес-план, даже если у

него нет навыков такой работы. Помощь консультантов завершается на

предыдущем этапе. Перепоручение написания бизнес-плана другому лицу чревато

негативными последствиями, вплоть до потери доверия инвесторов к проекту.

Бизнес-планы составляются также:

а) самими предпринимателями, часто с привлечением компьютерных программ;

б) консалтинговыми фирмами;

в) инвесторами (комбанками, фондами и пр.).

г) самими предпринимателями с последующей экспертизой со стороны

заинтересованных структур или консалтинговых фирм (компромиссный вариант).

3. Характеристика системы показателей бизнес-плана

3.1. Финансовые показатели. Дают представление о финансовом положении

фирмы, рассчитываются по данным финансовых документов фирмы (баланса,

отчета о прибылях и убытках, отчета о движении наличности). Анализ

финансовых показателей позволяет выявить критические точки в деятельности

фирмы, определить причины проблем, наметить действия, направленные на их

решение. Прежде всего необходимо выбрать показатели, подходящие для анализа

стратегических проблем, затем рассчитать эти показатели и сравнить

полученные величины с аналогичными показателями данной фирмы за прошедшие

годы (а также со среднеотраслевыми показателями), и, наконец, использовать

показатели при составлении финансовых планов для определения способов

решения проблем и будущих возможностей фирмы.

После анализа финансовых показателей приступают непосредственно к

составлению финансовых планов: долгосрочного и краткосрочного.

3.2. Долгосрочное финансовое планирование. Целью его является составление

прогноза баланса и отчета о прибылях и убытках. Для составления прогнозных

финансовых документов применяются следующие методы:

(Прогноз продаж. Служит для определения влияния цены, объема

производства и инфляции на потоки наличности фирмы. Осуществляется

следующими способами:

1 – оценки торговых работников;

2 – опросы потребителей (для определения планов их покупок в плановый

период);

3 – анализ временных рядов (для учета временных колебаний величины

продаж товара). Включает в себя три основных метода: анализ тенденций

(изменения продаж в течение определенного периода времени), анализ

цикличности (изменения продаж, связанные с деловым циклом) и анализ

сезонности (изменения продаж по сезонам).

4 – эконометрические модели (связывание размеров продаж с

макроэкономическими параметрами (ростом ВНП, колебанием учетной ставки и

т.д.) и с отраслевыми данными).

При возникновении противоречий между методами прогноза продаж

выбираются те, которые имеют наиболее весомые фактические основания и

наиболее продуманные способы расчета.

(Метод процента от продаж позволяет вывести каждый элемент планового

баланса и отчета о прибылях и убытках исходя из запланированной величины

продаж. Суть метода в том, что каждый из элементов прогнозных документов

рассчитывается как определенное процентное соотношение от установленной

величины продаж. В основе определения процентного соотношения лежат

процентные соотношения, характерные для текущей деятельности фирмы, а также

процентные соотношения, рассчитанные на основе ретроспективного анализа как

средняя за последние несколько лет. На определение процентного соотношения

влияют также заключения менеджмента и предполагаемые результаты

управленческих решений.

Метод процента от продаж позволяет определить необходимую величину

внешнего финансирования. Расчет включает три основных шага:

– определение требуемого роста чистых активов как разности между

планируемыми ростом общих активов и ростом текущих пассивов.

– расчет величины внутреннего финансирования за счет резервов как разности

между чистой прибылью и дивидендами.

– расчет величины необходимого внешнего финансирования как разности между

требуемым ростом (1) и внутренним финансированием за счет резервов (2).

Величина необходимого внешнего финансирования рассчитывается в

случаях, когда мощности предприятия (основной капитал) оказываются

недостаточными для увеличения объема продаж и нужны дополнительные вложения

в основной капитал.

(Еще один из методов определения потребности в капитале –

регрессионный анализ. Он напрямую связывает продажи и потребность в

капитале. Потребности в финансировании рассматриваются как функция от

объема продаж, строится график соотношений между объемом продаж и

потребностью в капитале в разные моменты времени. По графику определяют

тенденцию соотношения между продажами и необходимыми объемами

финансирования в будущем периоде.

(Универсальным методом финансового планирования является метод

«издержки – объем – прибыль», позволяющий определять объемы производства и

продаж товара с точки зрения их безубыточности, а также принимать решения о

целевых размерах прибыли и увеличивать гибкость финансовых планов путем

учета возможных изменений в затратах материалов и издержках труда,

накладных расходах, продажной цене и объеме продаж. Суть метода – в поиске

точки безубыточности, которая означает, что валовой доход от продаж фирмы

равен ее валовым издержкам, т.е. Q*P=F+V*Q, где Q – объем продаж, P –

продажная цена, F – величина постоянных издержек, V – величина переменных

издержек на единицу продукции. Тогда Q=F/(P-V), где Q – точка

безубыточности, то есть такой объем продаж, начиная с которого продажная

цена товара превышает издержки на его производство и реализацию.

Данный алгоритм применим и к определению объема продаж, необходимого

для получения целевой величины прибыли, достаточно в формуле точки

безубыточности заложить вместо чистых постоянных издержек F их сумму с

целевой величиной прибыли: Q=(F+Pr)/(P-V) ), где Q – точка получения

целевой прибыли Pr.

Также используя данный метод, фирма может увеличить гибкость

финансового планирования и снизить финансовый риск за счет изменения

структуры издержек, необходимых для производства и реализации продукции.

(Правило производственного рычага гласит, что увеличение постоянных

издержек выгодно сказывается на прибыльности фирмы. Суть действия

производственного рычага в том, что при увеличении веса постоянных издержек

прибыльность фирмы возрастает. Это связано с тем, что при увеличении объема

продаж постоянные издержки на единицу продукции все более уменьшаются (так

как распределяются между все большим количеством единиц продукции), и при

определенном уровне выпуска постоянные издержки становятся несущественными

для производства каждой последующей единицы продукции, а следовательно

возникает экономия в издержках.

3.3. Краткосрочное финансовое планирование.

Основа краткосрочного финансового планирования – составление прогнозных

финансовых бюджетов предприятия. Составление бюджетов включает в себя

следующие этапы:

– установление общих целей развития фирмы (осуществляется на уровне высшего

руководства);

– конкретизация общих целей и определение задач для подразделений,

подготовка отделами и подразделениями отдельных бюджетов;

– анализ подготовленных бюджетов и их корректировка руководством;

– подготовка итоговых бюджетов.

Основой для определения прогнозных статей расходов бюджета служат

намеченные стратегические цели развития предприятия и способы их

достижения. Прогнозы доходной части бюджета разрабатываются путем учета

всех возможных источников дохода (от продаж, % от инвестиций,

правительственные субсидии и т.д.).

К основным финансовым бюджетам относятся бюджет наличности и бюджет

дополнительных вложений капитала.

Бюджет наличности детализирует потоки наличности за определенный будущий

период времени. Обычно составляется на год-полтора вперед с разбивкой на

месяцы. Основой для прогнозов служат ежедневные отчеты о движении

наличности.

Традиционный бюджет наличности основан только на одном прогнозе

продаж, все показатели бюджета (прибыль, затраты, налоги и пр.)

рассчитываются исходя из единственной прогнозной цифры продаж за год. Такой

подход предполагает наличие устойчивой внутренней среды бизнеса и

поддающихся прогнозированию внешних условий деятельности. В реальной

практике целесообразно использовать бюджет, ориентированный не на

единственное значение продаж, а на их возможный диапазон.

Список использованной литературы

1) Стратегическое планирование. Учебник под редакцией Уткина Э.А., Москва,

Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», издательство ЭКМОС, 1998 г.

2) Стратегическое планирование и управление. Учебное пособие под редакцией

профессора А.Н. Петрова. С- Петербург, издательство СПбУЭФ, 1997 г.

3) Елена Стоянова: Финансовый менеджмент. Российская практика. Москва,

издательство «Перспектива», 1995 г.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты