Бюджет и бюджетное устройство

Бюджет и бюджетное устройство

Бюджет и бюджетное устройство.

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на

федеральном , регеональном(субъектов федерации) и местном уровнях с

государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а

также населением по поводу формирования и использования централизованного

фонда денежных ресурсов.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для

обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение

финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой

политики государства.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства .

Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения

бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.

Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и

управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение

определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая

направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения

функций между уровнями управления.

Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев :

федеральный бюджет РФ;

бюджеты национально-государсвенных и административно-территориальных

образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными

бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ,

бюджеты краевые, областные, автономных образований,а также городские

бюджеты Москвы и Санкт-Петерпурга;

местные бюджеты.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой

политики государства, цели которой обуславливаются его экономической

политикой.При этом значение государственного финансового регулирования

через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать

происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения

финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени

осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения.

Поэтому роль государственного регулирования рыночных отношений должна

усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот.

До 1991 г. бюджетная система станы была единой.

В последние годы в условиях создания Российского государства ,развития

рыночных отношений , многообразие форм собственности, усиления

самостоятельности регионов произошли принципиальные изменения и в бюджетном

устройстве. В соответствии с действующим законодательством стали

самостоятельными : республиканский бюджет РФ (он получил название

федерального бюджета), республиканские бюджеты республик в составе РФ ,

бюджеты национально-государственных и административно-территориальных

образований.

Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21

республиканского бюджета республик в составе РФ , 56 краевых и областных

бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов

и около 29 тыс. местных бюджетов , к которым относятся городские, районые,

поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях

реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу ,

использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной

документации,взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов

бюджетного процесса.

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом

деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и

исполнению бюджетов.

Его составной частью является бюджетное регулирование ,т.е частичное

перераспределение финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней.

Свод бюджетов в целом по РФ или соответствующей территории носит название

консолидированних бюджетов.

Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждаются и

используется для аналитических и статистических целей .

Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства ,

утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и

одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через

федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы , необходимые для

последующего их перераспределения и использования для целей

государственного регулирования экономического развития страны и реализации

социальной политики на территории всей России. Кроме того, за счет средств

федерального бюджета покрываются такие затраты , как содержание органов

государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны,

обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов ,

резервов и др.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в

которой выделяются целевые направления государственной деятельности ,

вытекающие из основных функций государства.

Взависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные

расходы делятся на текущие(на обеспечение текущих потребностей) и

капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов).

Бюджетная классификация является обеспечением адресного выделения

финансовых ресурсов, с помощью которой решается проблема кому, сколько и на

какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета.

Бюджетная классификация должна обеспечивать возможность экономического

анализа государственных расходов.

Согласно экономической классификации все затраты разграничиваются в

соответствии с предметной ( экономической) структурой бюджета ,т.е. по

направлениям расходования (на оплату труда государственных служащих,

капитальные вложения в основные фонды , выплату субсидий предприятиям и

населению и т.д.

Среди расходов федерального бюджета особое место занимают затраты по

текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Он

возникает при использовании государственного кредита для покрытия

бюджетного дефицита (его появление связано с превышением бюджетных расходов

над доходами).Это значит , что государство становится заемщиком финансовых

средств у населения, банков и предприятий или другого государства или у

международных финансовых организаций. Формами привлечения заемных средств

для финансирования расходов бюджета могут быть выпуск и размещение

государственных обязательств и различные займы (Центрального банка РФ,

коммерческих банков, внебюджетных фондов и т. д.)

В условиях перехода к рыночным отношениям формирование доходной части

бюджета приобрело в основном налоговый характер.

Налоговые доходы_-- это обязательные , безвозмездные , безвозратные платежи

в пользу бюджета.

Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета ( свыше 1/3)

занимает налог на добавленную стоимость.Вместе с таможенными пошлинами и

налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов федерального бюджета.

Среди неналоговых доходов на 1995 г. главными были : от приватизации ,

внешне-экономической деятельности, реализации государственных запасов. К

неналоговым доходам относится и возврат бюджетных ссуд.

Налоги и сборы являются основными источниками формирования не только

федерального, но и региональных и местных бюджетов.

Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, носят название закрепленных

доходов.Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из

вышестояшего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов

дополнительные средства в различных формах. Они получили название

регулирующих доходов.

Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь

необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать

доходную и расходную часть бюджетов.

Передаваемые средства вышестоящего бюджета,используемые на финансирование

целевого мероприятия, называются субвенциями.

Министерство финансов Российской Федерации как федеральный орган

исполнительной власти и его органы на местах обеспечивают управление

финансами и разработку финансовой политики государства.

Обеспечивая исполнение федерального бюджета , Минфин РФ осуществляет

контроль за поступлением и целевым использованием средств , выделяемых из

федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям . По

истечении года отчет об исполнении федерального бюджета и

консолидированного бюджета и представляет их в Правительство РФ.



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты