Бюджетный дефицит

случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических

мер, но и соответствующих политических решений.

Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню

инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается

низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные

стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП.

Такой или больший дефицит государственного бюджета финансируется за счет

эмиссии государственных ценных бумаг, доходность которых обычно ниже, чем

средняя доходность на финансовом рынке, поскольку, в отличии от других

видов доходов, доходы по государственным ценным бумагам не облагаются

налогом. С позиций же интересов государства наиболее эффективным источником

финансирования внутреннего долга являются внешние займы и кредиты, так как

они не отвлекают финансовые ресурсы из внутреннего денежно-кредитного

оборота.

Что же происходит в России? Несмотря на рост налогов и некоторое увеличение

неналоговых доходов, бюджет Российской Федерации продолжает оставаться

резко дефицитным. На 1996 предельный размер дефицита федерального бюджета

был установлен в сумме 88,5 трлн. руб., или 3,85 % к ВВП. Этот дефицит

должен был быть профинансирован за счет внутренних источников

финансирования в общей сумме 56,1 трлн. руб., включая доходы от эмиссии

государственных ценных бумаг, и через привлечение источников внешнего

финансирования в общей сумме 32,5 трлн. руб. На конец года, по данным

Минфина России, консолидированный бюджет исполнен со следующими

результатами:

Таблица 1.

Исполнение консолидированного бюджета Российской Федерации в 1996 г.

| | |В том числе |

| |Консолидированный |Федеральный |Бюджеты территорий|

| |бюджет |бюджет | |

| |трлн. руб.|в % к ВВП |трлн. |в % к |трлн. |в % к ВВП|

| | | |руб. |ВВП |руб. | |

|Доходы |558,5 |24,7 |281,9 |12,5 |322,9 |14,3 |

|Расходы |652,7 |28,9 |356,2 |15,8 |342,8 |15,2 |

|Дефицит |94,2 |4,2 |74,3 |3,3 |19.9 |0,9 |

Ситуация же в самом начале экономических преобразований была значительно

более плачевной. С разрушением командно-административной системы нормальное

соотношение между доходами и расходами прекратило поддерживаться силовыми

методами, что проявилось в огромном росте бюджетного дефицита. По итогам

1991 года дефицит бюджета бывшего СССР достиг почти 20 % ВНП. Резкое

увеличение дефицита государственного бюджета привело к нарастанию

инфляционных процессов, поскольку для покрытия дефицита правительство

систематически использовало денежно-кредитную эмиссию. Только за три

квартала 1991 г. рублевая масса возросла с 989 млрд. руб. до 1,7 трлн.

руб., и ситуация продолжала ухудшаться. Нарастание инфляционных процессов

выразилось в росте цен на товары и услуги (видимая инфляция), и резком

повышении уровня неудовлетворенного платежеспособного спроса (скрытая

инфляция). До 1994 года дефицит бюджета продолжал оставаться на критическом

уровне - 10,8 %.

Отказ властей от использования первичной кредитной эмиссии Центрального

банка для финансирования бюджетного дефицита в 1995 - 1996 годах привел к

радикальному сокращению темпов инфляции и существенному оздоровлению

общеэкономической ситуации. Однако подавление инфляции было достигнуто лишь

за счет превращения бюджетного дефицита в государственную задолженность.

Место кредитов Центрального банка заняли займы внутри страны и за рубежом.

Если в 1994 г. внутренние и внешние займы составляли 21,5 % реальных

бюджетных доходов, то уже в первой половине 1996 года они достигли 68,7 %.

Финансирование же за счет займов расходов федерального правительства

увеличилось за этот период с 10 % до более трети (около 19 % - за счет

прироста внутреннего долга, около 16 % - внешнего).

Таблица 2

Финансирование дефицита федерального бюджета России в 1996 г.

|Общее финансирование |74,3 |

|В том числе: | |

|Внутреннее финансирование |41,0 |

|Из него: | |

|Кредиты Банка России |- 0,2 |

|Государственные краткосрочные обязательства |38,1 |

|Казначейские обязательства |- 7,3 |

|Облигации государственного сберегательного займа |6,3 |

|Внешнее финансирование |33,3 |

|Из него: |22,5 |

|Кредиты международных финансовых организаций | |

|Кредиты правительств иностранных государств, |10,8 |

|иностранных коммерческих банков и фирм | |

“Столкнувшись с резким сокращением налоговых поступлений, правительство

увеличило заимствования на финансовом рынке и у зарубежных кредиторов,

выпуск казначейских налоговых освобождений (КНО), векселей, других денежных

суррогатов, повысило таможенные пошлины, одновременно распространив их на

более широкий круг товаров, в том числе на лекарства, приступило к

установлению новых видов налогов, включая и такие экзотические, как налоги

на пересечение границы физическими лицами, на импорт наличной валюты. Из

теории и практики многих стран мира хорошо известно, что каждая из этих мер

приводит к совершенно неизбежному следствию - замедлению экономического

роста или, что точнее в нынешних российских условиях, сохранению или даже

ускорению экономического спада,” - делает вывод А. Илларионов.

А. Илларионов выступает с резкой критикой правительства, допустившего

неоправданно высокий уровень государственной задолженности в 1995 - 1996

гг., когда рыночная экономика в России по существу уже сложилась, и многие

чрезвычайные проблемы отступили. Величина государственного долга (47 % ВВП

для всего долга, 15,3 % для внутреннего, 31,7 % для внешнего), по его

мнению, не дает повода для излишнего оптимизма экономистам, сравнивающим

эти цифры с задолженностью некоторых развитых государств (Бельгия - 134 %,

Италия - 123 %, Канада - 98%). Ведь развитые страны в силу их более

высокого уровня экономического развития могут себе позволить относительно

высокий показатель государственного долга. Помимо этого показатель

государственного долга нужно сравнивать не только с ВВП, но и с денежной

массой, что весьма логично, учитывая, что действительное бремя госдолга для

каждой страны зависит в первую очередь от способности государства его

обслуживать, вовремя мобилизовывать наличные денежные ресурсы, что в свою

очередь определяется величиной денежной массы. И тогда картина меняется:

отношение государственного долга к денежной массе в середине 1996 года

достигло 378 %, что почти в полтора раза больше аналогичного показателя в

Греции - стране с наиболее высоким уровнем государственной задолженности

среди развитых стран - 261 %. В настоящее время реальное бремя

государственной задолженности в России весьма и весьма тяжело.

3

Возможности выхода из создавшейся ситуации.

проблема бюджетного дефицита и вытекающая из нее проблема государственного

долга чрезвычайно важны для сегодняшней России. Что же можно сделать, и

можно ли вообще как-то изменить такое положение?

В настоящее время сложилось две основные теории по преодолению бюджетного

кризиса и кризиса государственной задолженности. Первая из них основывается

на нехватке в экономике наличных денежных средств. Она была высказана

недавно в газете “Московский Комсомолец” известным экономистом Николаем

Шмелевым, автором нашумевшей в свое время статьи “Авансы и долги”

десятилетней давности. В интервью, озаглавленном “Опять авансы, опять

долги” в качестве действенного метода преодоления кризиса называется

эмиссия, печать новых денег. На вопрос о том, где взять не хватающие

средства, Шмелев отвечает так: “Поменять всю налоговую систему - нужны

годы. А их нет. ... Все деньги с внутреннего рынка государство уже

высосало. А с внешнего рынка много не соберешь. Остается неестественный

метод: напечатать деньги. ... Да, это немного инфляция, но это замкнутый

круг, из которого иначе не выбраться. ... При том искусственно созданном

денежном голоде, в котором живет страна, какие-то точечные контролируемые

инъекции достаточно безопасны. Другого способа я не вижу”

Такой подход аргументируется недостатком в Российской экономики наличных

денег. По словам Шмелева, “в экономике должно быть наличных и безналичных

денег примерно 80 % стоимости ВВП. У американцев - более 100 %. У нас же -

всего лишь около 10 %”.

Другая же точка зрения, напрочь отрицает возможность эмиссии как средства

преодоления бюджетного дефицита. “Работа печатного станка, приводящая к

эмиссии, не обусловленной потребностями товарооборота, должна расцениваться

как мера, грубо нарушающая законы денежного обращения, а потому

недопустимая. Дефицит может покрываться только на заемной основе путем

размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг”. Политика

устранения бюджетного дефицита не должна быть направлена на скорейшее

уравнивание доходов и расходов государства, это процесс постепенный,

требующий конкретных мер в самых разных областях государственной

экономической политики. Это и стимулирование бюджетных поступлений, и

сокращение государственных расходов (в разумных, конечно, пределах и не за

счет наиболее социально и экономически значимых статей). Это, несомненно, и

привлечение в страну иностранного капитала.

4

Бюджетный дефицит на западе.

Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-

экономическим строем, природой, задачами и функциями государства.

Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой

рыночной экономикой продолжают оставаться хронически дефицитными. Однако в

условиях относительно устойчивого экономического положения, динамично

развивающейся экономики с устойчивыми и эффективными международными связями

бюджетные дефициты (конечно, в допустимых границах) не рассматривается как

крайне отрицательные финансовые показатели. В долг жили и продолжают жить

многие экономически развитые государства, хотя справедливо было бы отметить

наметившуюся в последнее время тенденцию к сокращению бюджетного дефицита

экономически развитых стран. Так, например, в США в 1992 году дефицит

бюджета составлял 4.9 % к ВВП. Выступая летом 1995 года в конгрессе Б.

Клинтон предложил сбалансировать бюджет за предстоящие десять лет.

Президент заявил, что правительство и конгресс обязаны сбалансировать

бюджет, но лишь на основе поддержания развития американской экономики и при

сохранении традиционных американских ценностей.

5

Вывод.

В конечном итоге важно отметить следующее: даже при том, что бюджетный

дефицит и государственный долг - сами по себе не являются катастрофичными

явлениями, их увеличение может вести к серьезным негативным последствиям не

только экономического, но и чисто политического характера. Ведь доверие

народа к бюджетной системе, к бюджетному устройству страны определяет

доверие правительству, доверие проводимым реформам. Это доверие невозможно

в условиях несбалансированного бюджета - главного финансового документа

страны, в условиях растущего внутреннего и внешнего долга. И это должно,

наконец, привлечь пристальное внимание правительства, и проявиться в

конкретных результатах.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты