Бюджетный дефицит

другие энергоресурсы привело к дополнительному сокращению бюджетных

доходов. В то же время ликвидация последствий чернобыльской катастрофы

потребовало новых правительственных расходов. Дефицит консолидированного

бюджета возрос до 6,2 % ВВП. Примечательно, что весь дефицит финансировался

прямым кредитованием Центрального банка.

Переход к институциональным реформам в 1988 году при сохранении мягкой

бюджетной политики означал дальнейшую дестабилизацию макроэкономической

ситуации. Наиболее значимыми событиями в этом ряду стали принятие закона о

предприятии, либерализовавшего политику в области выплаты зарплаты,

разрешение предприятиям устанавливать договорные цены, начало

предпринимательского движения. В том же году правительство повысило

закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию при сохранении прежних

розничных цен, что автоматически увеличило объем бюджетных субсидий.

Дополнительные расходы были вызваны землетрясением в Армении и увеличением

минимальной пенсии на 25 % . величина дефицита поднялась до 9,2 % ВВП и

приблизительно на этом уровне сохранялась вплоть до 1991 года. . Особенно

пагубную роль сыграл принятый в 1987г. закон «О государственном

предприятии», предоставлявший руководству предприятий неограниченную

свободу повышения зарплаты. В результате в 1990г. средняя реальная зарплата

на 27% превышала уровень 1987г. Рост зарплаты финансировался с помощью

льготных банковских кредитов и дотаций госбюджета.

В декабре 1988 года Политбюро ЦК КПСС обсуждало вопросы бюджетного

дефицита и склонялось к применению рестриктивных финансовых мероприятий.

Однако ни оно, ни правительство СССР не оказались готовыми взять на себя

ответственность за непопулярные решения. Правительство Н. Рыжкова

неоднократно собиралось ужесточить бюджетную политику, но ни разу этого не

сделало. Каждый раз охваченное макроэкономическим популизмом, оно

отступало, не решаясь приступить к осуществлению болезненных решений по

сокращению расходов и дефицита. Невыполненным осталось и публичное обещание

премьера повысить цены на хлеб в мае 1990 года.

Для финансирования бюджетного дефицита активно использовались кредитные

ресурсы Госбанка СССР. Их чистый прирост в процентах к ВВП вырос с 2,8 %

ВВП в 1986 году до 14,1 % в 1990 году, что послужило одной из предпосылок

возникновения гиперинфляции в недалеком будущем. Но тем не менее, до 1990

года правительство могло удерживать эмиссионное финансирование бюджетного

дефицита на низком уровне за счет заимствований на международных рынках, а

также кредитов, которые предоставляли иностранные государства. Такая

политика привела к увеличению внешнего долга с 20 млрд. до 67 млрд.

долларов за 1985-1991 гг. В IV квартале 1991 года бюджетный дефицит достиг

31,9 % ВВП в результате роста государственных дотаций для поддержания

уровня административно регулируемых цен (то же относится к обменному

курсу), сокращения производства, а также снижения налоговой дисциплины в

связи с распадом СССР и резким уменьшением налоговых платежей, которые

республики перечисляли в центр. В глазах западных кредиторов страна

утратила кредитоспособность, и для финансирования бюджетных расходов

оставалось единственное средство – стремительное наращивание денежной массы

[6].

3.1.2 Стабилизационная политика и бюджетный дефицит 1992 - 1999 гг.

Огромный дефицит бюджета, отсутствие валютных резервов, коллапс

административной торговли, реальная угроза голода в крупных городах - лишь

некоторые штрихи к экономической ситуации, в которой оказалось

правительство Гайдара.

Кассовый дефицит бюджета, профинансированный прямыми кредитами

Центробанка, составил 6,9 % ВВП в апреле и 3,3 % ВВП в мае. Однако

стремление сбалансировать бюджет вызвало взрывной рост неплатежей между

предприятиями в первой половине 1992 года. Как следствие, кассовый дефицит

бюджета, покрывавшийся кредитами Центробанка, возрос до 14-15 % в июне-июле

и 24 % ВВП в августе. Кроме того, бюджетные кредиты экономике были

увеличены с 3 до 14 % ВВП. В целом дефицит расширенного бюджета за три

летних месяца составил 28,8 % ВВП. В дальнейшем опять произошло

ужесточение стабилизационной политики, и бюджет уже было сводился с

профицитом, но Гайдар вдруг пожелал уйти в отставку.

Уход Е. Гайдара с поста исполняющего обязанности премьер-министра и

замена его В. Черномырдиным послужил началом самой массированной кредитной

экспансии в истории России. Ее прирост шел по всем направлениям. После трех

месяцев паузы впервые появился кассовый дефицит бюджета, составивший 8 %

ВВП. Помимо кредитов на его покрытие Центральный банк выдал бюджетные

кредиты экономике в размере 33 % ВВП. Кроме того, коммерческие банки

получили прямые кредиты на 28 % ВВП.

В последующие три месяца неограниченное кредитование экономики

продолжалось, хотя и на несколько более низком уровне. Тем не менее, в

марте 1993 года расходы федерального бюджета возросли до 63 % ВВП,

бюджетный дефицит - до 19 % ВВП. Кредиты бюджету дали половину прироста

всех активов Центробанка.

Итогом этого стало то, что правительство опять приступило к политике

бюджетной стабилизации. В числе важнейших мероприятий, осуществленных новым

министром финансов Б. Федоровым, были следующие:

- Существенное сокращение бюджетного дефицита, связанное, прежде всего с

отменой субсидирования кредитов, централизованного импорта и импортных

дотаций, либерализацией цен на уголь, зерно, хлеб. Начиная с апреля 1993

года кассовый дефицит бюджета ни разу не превышал 10 % ВВП, а в

последнем квартале 1993 года был снижен в среднем до 6,1 % ВВП;

- сокращение привлечения кредитов Центробанка и внешних кредитов для

финансирования бюджетного дефицита;

- Начало неэмиссионного финансирования бюджета с помощью выпуска

государственных ценных бумаг (трехмесячных ГКО) с мая 1993 года;

- Во втором периоде “федоровского этапа” удалось снизить кассовый дефицит

бюджета до 6,7 % ВВП по сравнению с 7,6 % ВВП в первом, расширенный

дефицит бюджета - до 8,2 % ВВП по сравнению с 11,1 % ВВП.

Однако практически сразу же после ухода Б. Федорова правительство

Черномырдина снова заметно смягчило бюджетную и кредитно-денежную

политику. Уже в феврале 1994 года кассовый дефицит бюджета вырос в 2,5 раза

по сравнению с последним кварталом 1993 года и достиг 14,8 % ВВП. Общий

прирост активов Центробанка увеличился до 17,8 % ВВП. В последующие месяцы

дефицит бюджета еще трижды - в мае, июле и августе составлял двузначную

величину. И хотя, в конечном счете, правительственная политика оказалась не

столь разнузданной, как это было в конце 1992 - начале 1993 годов, и как

ожидалось в начале 1994 года, все же ее смягчение оказалось весьма

существенным. В среднем за этот период кассовый дефицит бюджета возрос с

6,7 до 11 % ВВП. Новым стало то, что теперь на финансирование бюджета

более широко использовались иностранные кредиты - второй транш кредита на

системные преобразования (КСП) в размере 1,5 миллиардов долларов,

предоставленный МВФ в апреле 1994 года (давший 0,9 % ВВП). Однако кредиты

Центробанка Министерству финансов также возросли - с 6,5 до 9,1 % ВВП и по-

прежнему оставались важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита [7].

Зато уже в законе о бюджете на 1995 год было закреплено положение о

неинфляционном финансировании его дефицита. В первом квартале 1995 года

макроэкономическая политика правительства оставалась умеренной. Кассовый

дефицит бюджета не превысил 3,6 % ВВП, причем кредиты Центробанка составили

лишь 1,3 % ВВП. Оставшиеся 2,3 % ВВП были профинансированы за счет ценных

бумаг, в том числе за счет принудительно размещенных казначейских

обязательств (КО) - 1,8 % ВВП и за счет ГКО - 0,5 % ВВП. Анализ доходной и

расходной частей бюджета на 1995 г. показывает, что и в доходной и в

расходной частях он составлен с гораздо большей степенью реализма, чем

бюджеты предшествующих лет. Для бюджетов 1993 и 1994 гг. было характерно

завышение уровня доходов и расходов по сравнению с фактическим исполнением

на 5—6% ВВП. В бюджете на 1995 г., напротив, заложена некоторая недооценка

объема поступлений и расходов. По доходам она составляет около 1% ВВП, а по

расходам — от 1—2% ВВП. Реальный объем поступлений в федеральный бюджет

составил примерно 13% ВВП, а объем расходов — от 18 до 19,5% ВВП. Таким

образом, бюджетный дефицит составил от 5 до 6,5% ВВП.

После президентских выборов 1996 года страна не получила ничего

нового. Состав и структура Правительства остались без изменений. Бюджет на

1997 год был принят без особых проблем с Государственной Думой. Однако

кажущаяся макроэкономическая стабилизация не смогла сократить величину

бюджетного дефицита. На самом деле, бюджетный кризис разразился еще в 1996,

когда началась эта самая финансовая стабилизация, и у правительства резко

сократились возможности извлекать доходы из инфляционного налога.

Уже в первом полугодии 1997 года Правительству пришлось предлагать

проект секвестра бюджета страны. Путем сокращения расходной части (в

основном уменьшению подверглись расходы на социальный сектор), предлагалось

решить проблемы огромного бюджетного дефицита. Однако подобную

законодательную инициативу Правительства Госдума не пропустила, поэтому

проблему пришлось решать правительственными постановлениями.

Аналогичная ситуация повторилась и при принятии основного финансового

документа на 1998 год. Однако парламентарии не учли проблему мирового

финансового кризиса и возрастающий внутренний долг государства. Выстроенная

в 1993-1997 годах “пирамида” ГКО в 1998 году давала ежемесячный дефицит в

30 млрд. рублей, тогда как доходы в то время составляли 28 млрд. Кроме

того, не в силах уже выплачивать проценты по ГКО правительство приняло

решение о повышении ставки рефинансирования, чтобы не допустить

девальвации рубля. Это позволило выиграть несколько месяцев, но проблемы не

решило. А тут еще сокращение Золотовалютных резервов Центробанка (с ноября

прошлого года, с начала финансового кризиса, с 25 до 16 млрд. долл.) Еще

немного и Центробанку нечем было бы управлять. ЦБ без валюты - это нонсенс.

В общем, 23 марта 1998 года Черномырдин поспешил быть отправленным в

отставку. В августе случился дефолт, а дефицит бюджета к концу года

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты