затратами связано не только оказание, но и потребление услуг. Речь идет о
затратах клиента, связанных с:
1. Расходованием времени на организацию получения услуги (например, на
время проведения ремонта квартиры иногда приходится брать отпуск за свой
счет и тогда время приобретает вполне конкретную денежную оценку).
2. Физическими усилиями (например, в России, фирмы, ремонтирующие
телевизоры, чаще всего требуют от клиентов, чтобы те сами доставили
технику в мастерскую).
3. Нервно-психические затраты (услуга чаще всего предполагает личное
взаимодействие клиента с обслуживающим персоналом, что может не
доставлять клиенту особой радости).
4. Сенсорные затраты – их порождают неприятные побочные эффекты оказания
услуг (например, шум, запахи и пыль во время ремонта или боль во время
стоматологических процедур) [3, с. 333].
Смысл уделения внимания таким затратам состоит в том, что за
избавление от них многие клиенты готовы платить повышенную цену. И если
фирма способна предотвратить эти затраты клиентов, то она может
акцентировать это в своей рекламе и обоснованно потребовать с клиентов
более высокой оплаты [3, с. 333].
Размеры надбавок за экономию затрат клиентов по сравнению с
традиционными схемами оказания услуг определить достаточно трудно, хотя
задача эта решению поддается. Такое решение находится либо путем
маркетинговых исследований, либо является результатом экспериментального
варьирования уровнями тарифов [3, с. 333].
Завершая разговор о ценообразовании на услуги, хотелось бы упомянуть о
надбавках за специализированные услуги.
Надбавка к оплате специализированных услуг назначается независимо от
того, больше или меньше их стоимость по сравнению с тарифом на обычные
услуги. В более общем виде стоимость приобретения знаний в специальной или
технической областях несколько выше, чем в обычных [2, с. 311].
Превосходство в оплате таких услуг обычно в процентном отношении
значительно выше, чем разница в квалификации. Это происходит потому, что
клиенты высоко оценивают специализированные знания и специфические
технические услуги. Они готовы заплатить за них больше, поскольку уверены,
что приобретают редко встречающиеся услуги, необходимые для разрешения их
специфических проблем [2, с. 311].
Особенности формирования цен на различные виды услуг
В этой главе мной рассмотрены тарифы на электроэнергию,
ценообразование в строительстве, транспортные тарифы и тарифы на бытовые
услуги.
К особенностям электроэнергетики относят неравномерное потребление
электроэнергии в течение суток и года и совпадение во времени производства
и потребления электроэнергии. Для того, чтобы промышленные предприятия и
приравненные к ним потребители были заинтересованы в снижении потребления
электроэнергии в часы-пик, для них устанавливают двухставочные тарифы,
которые состоят из основной платы за 1кВт заявленной мощности в часы
максимальной нагрузки и дополнительной платы за 1кВт/час потребленной
электроэнергии. Для электрофицированного транспорта, сельского хозяйства и
бытовых потребителей применяются одноставочные тарифы, при которых плата за
электроэнергию определяется пропорционально количеству потребленной
электроэнергии [4, с. 14].
Цены на продукцию строительства определяются как индивидуальные цены
каждого конкретного объекта. Продукция строительства определяется объемом
выполненных строительных и монтажных работ, поэтому в ее стоимость
включаются затраты по возведению зданий и сооружений, а также реализация по
монтажу оборудования. Договорные цены формируются с учетом в качестве
рекомендуемых государственных норм и расценок и устанавливаются подрядчиком
и заказчиком при заключении договора подряда в договорные цены включаются
сметная стоимость строительно-монтажных работ (см. прил. 1), прочие
затраты, относящиеся к деятельности подрядчика, стоимость отдельных видов
работ, поручаемых по договору подрядчику, резерв средств на непредвиденные
работы и затраты, который определяется в процентах от стоимости строительно-
монтажных работ и прочих затрат, в размерах, установленных по договору
между подрядчиком и заказчиком [4, с. 14].
Транспорт является самостоятельной отраслью. В результате деятельности
работников транспорта предприятиям и населению оказываются услуги. Денежным
выражением этих услуг являются транспортные тарифы.
При определении транспортных тарифов за базу принимается себестоимость
перевозки, в которой значительный удельный вес занимает амортизация
основных фондов. Себестоимость перевозки зависит от размера груза и
пассажиропотока, от их структуры, от дальности перевозки. Транспортные
тарифы включают и прибыль, которая определяется пропорционально
себестоимости перевозки и НДС (кроме городского пассажирского транспорта).
Предприятия также выполняют погрузочно-разгрузочные работы, хранение,
взвешивание грузов. Цены на такие работы называются дополнительными
сборами. Совокупность транспортных тарифов, дополнительных сборов, скидок и
штрафов за несоответствие фактического уровня использования транспортных
средств нормативным, а также правила применения тарифов образуют тарифную
систему транспорта. Тарифы транспорта могут быть общими и исключительными.
По форме построения – табличными и схемными. Табличные тарифы
устанавливаются в виде готовой платы за 1т груза и за все расстояние
перевозки. Схемные тарифы определяются путем умножения ставок за тонну и км
на расстояние перевозки с добавлением ставки за начально-конечные
результаты. Транспортные тарифы дифференцируются по видам грузов и по видам
отправок. Тарифы пассажирского транспорта дифференцируются по классу
обслуживания [4, с.15].
Свободные тарифы на услуги по предприятиям бытового обслуживания
формируются этими предприятиями, исходя из конъюнктуры рынка и качества
услуг. На практике цены на бытовые услуги формируются несколькими методами:
1. Метод калькуляции себестоимости + прибыль + НДС + спецналог.
Для калькуляции себестоимости и определения цены необходима
группировка затрат по статьям калькуляции, которая показывает, где были
произведены затраты, связанные с оказанием услуги. При этом для выбора
окончательной цены на товар необходимо главное выделение условно-постоянных
и условно-переменных расходов, так как, чем выше в структуре затрат
удельный вес условно-постоянных расходов, тем больше количественная
зависимость изменения уровня себестоимости единицы продукции и цены от
изменения масштабов ее выпуска и реализации [4, с. 7].
2. Метод определения расчетного коэффициента.
3. Исходя из стоимости нормо-часа и норм времени.
Задача
Определить годовой план прибыли по фабрике ремонта и пошива одежды,
если известны:
. Выручка от реализации услуг по пошиву одежды за 1 полугодие;
. Прибыль от реализации услуг по пошиву одежды за 1 полугодие;
. Выручка от реализации услуг по ремонту одежды за 1 полугодие;
. Прибыль от реализации услуг по ремонту одежды за 1 полугодие;
. Плановый объем услуг по пошиву и ремонту одежды на год.
Исходные данные для расчета:
|N |Выручка от |Прибыль от |Плановый V услуг |
|вар. |реализации |реализации |(тыс. руб.) |
| |(тыс. руб.) |(тыс. руб.) | |
| |пошив |ремонт |пошив |ремонт |пошив |ремонт |
|1 |1789,4 |220,4 |316,0 |28,3 |3333,2 |450,8 |
|2 |2389,1 |290,0 |350,2 |47,8 |4018, 4 |558,9 |
|3 |2012,5 |235, 2 |332,5 |31,1 |3512,5 |502,3 |
|4 |1888, 2 |243,7 |320,6 |37,0 |3458,1 |510,0 |
|5 |1900,0 |211,4 |322,2 |27,9 |3501,7 |449,2 |
|6 |1948,2 |234,8 |327,1 |30,8 |3456,8 |500,9 |
|7 |2020,5 |240,3 |340,1 |33,0 |3559,0 |505,8 |
|8 |2108,5 |230,6 |358,3 |28,9 |3988,0 |500,4 |
|9 |1966,0 |236,3 |334,8 |31,9 |3543,4 |503,2 |
|10 |2015,6 |234,7 |333,0 |30,8 |3520,7 |501,3 |
Методические указания:
1. [pic], где:
[pic]- общий объем реализации услуг;
[pic]- выручка от реализации по пошиву одежды;
[pic]- выручка от реализации по ремонту одежды;
2. [pic], где:
[pic]- общая прибыль;
[pic]- прибыль от пошива одежды;
[pic]- прибыль от ремонта одежды;
3. [pic], где:
С – себестоимость;
4. [pic], где:
Р – рентабельность.
Ход решения:
1. Находим общий объем реализации услуг за 1 полугодие.
2. Находим прибыль от реализации услуг за 1 полугодие.
3. Находим себестоимость услуг.
4. Вычисляем выручку от реализации услуг за год.
5. Определяем норматив рентабельности к себестоимости за 1 полугодие.
6. Определяем годовой план прибыли по фабрике ремонта и пошива
одежды.
Решение:
(для 3-го варианта)
Общий объем реализации услуг за 1 полугодие составил 2012,5 + 235,2 =
2247,7 тыс. руб., прибыль равна 332,5 + 31,1 = 363,6 тыс. руб.,
следовательно, себестоимость услуг составила 2247,7 – 363,6 = 1884,1 тыс.
руб. Выручка от реализации услуг должна быть равна 3512,5 + 502,3 = 4014,8
тыс. руб. Норматив рентабельности к себестоимости за 1 полугодие определим
как отношение прибыли к себестоимости 363,6 / 1884,1 = 0,19. Выручка от
реализации за год может быть разложена на себестоимость и прибыль,
исчисленную как произведение норматива рентабельности на себестоимость.
В этом случае получаем:
4014,8 = себестоимость + 19% себестоимости,
себестоимость = 4014,8 / 0,19 = 3373,8 тыс. руб.
4014,8 – 3373,8 = 641 тыс. руб.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сфера услуг: новая концепция развития/ В. М. Рутгайзер, Т. И.
Корягина, Т. И. Арбузова и др. – М.: Экономика, 1990. – 159 с.
2. Ценообразование и рынок (перевод с англ.). Общая редакция д. э. н.
Е. И. Пунина к. э. н. С. Б. Рычкова. – М.: Прогресс, 1992. – 320 с.
3. И. В. Лиспиц. Коммерческое ценообразование: Учебник. – М.:
Издательство БЭК, 1997.
4. Г. М. Пышкина. Методические указания по предмету «Цены и
ценообразование». – Вл-к.: ВГУЭС, 1997. – 31 с.
Страницы: 1, 2