Ценообразование в сфере услуг

затратами связано не только оказание, но и потребление услуг. Речь идет о

затратах клиента, связанных с:

1. Расходованием времени на организацию получения услуги (например, на

время проведения ремонта квартиры иногда приходится брать отпуск за свой

счет и тогда время приобретает вполне конкретную денежную оценку).

2. Физическими усилиями (например, в России, фирмы, ремонтирующие

телевизоры, чаще всего требуют от клиентов, чтобы те сами доставили

технику в мастерскую).

3. Нервно-психические затраты (услуга чаще всего предполагает личное

взаимодействие клиента с обслуживающим персоналом, что может не

доставлять клиенту особой радости).

4. Сенсорные затраты – их порождают неприятные побочные эффекты оказания

услуг (например, шум, запахи и пыль во время ремонта или боль во время

стоматологических процедур) [3, с. 333].

Смысл уделения внимания таким затратам состоит в том, что за

избавление от них многие клиенты готовы платить повышенную цену. И если

фирма способна предотвратить эти затраты клиентов, то она может

акцентировать это в своей рекламе и обоснованно потребовать с клиентов

более высокой оплаты [3, с. 333].

Размеры надбавок за экономию затрат клиентов по сравнению с

традиционными схемами оказания услуг определить достаточно трудно, хотя

задача эта решению поддается. Такое решение находится либо путем

маркетинговых исследований, либо является результатом экспериментального

варьирования уровнями тарифов [3, с. 333].

Завершая разговор о ценообразовании на услуги, хотелось бы упомянуть о

надбавках за специализированные услуги.

Надбавка к оплате специализированных услуг назначается независимо от

того, больше или меньше их стоимость по сравнению с тарифом на обычные

услуги. В более общем виде стоимость приобретения знаний в специальной или

технической областях несколько выше, чем в обычных [2, с. 311].

Превосходство в оплате таких услуг обычно в процентном отношении

значительно выше, чем разница в квалификации. Это происходит потому, что

клиенты высоко оценивают специализированные знания и специфические

технические услуги. Они готовы заплатить за них больше, поскольку уверены,

что приобретают редко встречающиеся услуги, необходимые для разрешения их

специфических проблем [2, с. 311].

Особенности формирования цен на различные виды услуг

В этой главе мной рассмотрены тарифы на электроэнергию,

ценообразование в строительстве, транспортные тарифы и тарифы на бытовые

услуги.

К особенностям электроэнергетики относят неравномерное потребление

электроэнергии в течение суток и года и совпадение во времени производства

и потребления электроэнергии. Для того, чтобы промышленные предприятия и

приравненные к ним потребители были заинтересованы в снижении потребления

электроэнергии в часы-пик, для них устанавливают двухставочные тарифы,

которые состоят из основной платы за 1кВт заявленной мощности в часы

максимальной нагрузки и дополнительной платы за 1кВт/час потребленной

электроэнергии. Для электрофицированного транспорта, сельского хозяйства и

бытовых потребителей применяются одноставочные тарифы, при которых плата за

электроэнергию определяется пропорционально количеству потребленной

электроэнергии [4, с. 14].

Цены на продукцию строительства определяются как индивидуальные цены

каждого конкретного объекта. Продукция строительства определяется объемом

выполненных строительных и монтажных работ, поэтому в ее стоимость

включаются затраты по возведению зданий и сооружений, а также реализация по

монтажу оборудования. Договорные цены формируются с учетом в качестве

рекомендуемых государственных норм и расценок и устанавливаются подрядчиком

и заказчиком при заключении договора подряда в договорные цены включаются

сметная стоимость строительно-монтажных работ (см. прил. 1), прочие

затраты, относящиеся к деятельности подрядчика, стоимость отдельных видов

работ, поручаемых по договору подрядчику, резерв средств на непредвиденные

работы и затраты, который определяется в процентах от стоимости строительно-

монтажных работ и прочих затрат, в размерах, установленных по договору

между подрядчиком и заказчиком [4, с. 14].

Транспорт является самостоятельной отраслью. В результате деятельности

работников транспорта предприятиям и населению оказываются услуги. Денежным

выражением этих услуг являются транспортные тарифы.

При определении транспортных тарифов за базу принимается себестоимость

перевозки, в которой значительный удельный вес занимает амортизация

основных фондов. Себестоимость перевозки зависит от размера груза и

пассажиропотока, от их структуры, от дальности перевозки. Транспортные

тарифы включают и прибыль, которая определяется пропорционально

себестоимости перевозки и НДС (кроме городского пассажирского транспорта).

Предприятия также выполняют погрузочно-разгрузочные работы, хранение,

взвешивание грузов. Цены на такие работы называются дополнительными

сборами. Совокупность транспортных тарифов, дополнительных сборов, скидок и

штрафов за несоответствие фактического уровня использования транспортных

средств нормативным, а также правила применения тарифов образуют тарифную

систему транспорта. Тарифы транспорта могут быть общими и исключительными.

По форме построения – табличными и схемными. Табличные тарифы

устанавливаются в виде готовой платы за 1т груза и за все расстояние

перевозки. Схемные тарифы определяются путем умножения ставок за тонну и км

на расстояние перевозки с добавлением ставки за начально-конечные

результаты. Транспортные тарифы дифференцируются по видам грузов и по видам

отправок. Тарифы пассажирского транспорта дифференцируются по классу

обслуживания [4, с.15].

Свободные тарифы на услуги по предприятиям бытового обслуживания

формируются этими предприятиями, исходя из конъюнктуры рынка и качества

услуг. На практике цены на бытовые услуги формируются несколькими методами:

1. Метод калькуляции себестоимости + прибыль + НДС + спецналог.

Для калькуляции себестоимости и определения цены необходима

группировка затрат по статьям калькуляции, которая показывает, где были

произведены затраты, связанные с оказанием услуги. При этом для выбора

окончательной цены на товар необходимо главное выделение условно-постоянных

и условно-переменных расходов, так как, чем выше в структуре затрат

удельный вес условно-постоянных расходов, тем больше количественная

зависимость изменения уровня себестоимости единицы продукции и цены от

изменения масштабов ее выпуска и реализации [4, с. 7].

2. Метод определения расчетного коэффициента.

3. Исходя из стоимости нормо-часа и норм времени.

Задача

Определить годовой план прибыли по фабрике ремонта и пошива одежды,

если известны:

. Выручка от реализации услуг по пошиву одежды за 1 полугодие;

. Прибыль от реализации услуг по пошиву одежды за 1 полугодие;

. Выручка от реализации услуг по ремонту одежды за 1 полугодие;

. Прибыль от реализации услуг по ремонту одежды за 1 полугодие;

. Плановый объем услуг по пошиву и ремонту одежды на год.

Исходные данные для расчета:

|N |Выручка от |Прибыль от |Плановый V услуг |

|вар. |реализации |реализации |(тыс. руб.) |

| |(тыс. руб.) |(тыс. руб.) | |

| |пошив |ремонт |пошив |ремонт |пошив |ремонт |

|1 |1789,4 |220,4 |316,0 |28,3 |3333,2 |450,8 |

|2 |2389,1 |290,0 |350,2 |47,8 |4018, 4 |558,9 |

|3 |2012,5 |235, 2 |332,5 |31,1 |3512,5 |502,3 |

|4 |1888, 2 |243,7 |320,6 |37,0 |3458,1 |510,0 |

|5 |1900,0 |211,4 |322,2 |27,9 |3501,7 |449,2 |

|6 |1948,2 |234,8 |327,1 |30,8 |3456,8 |500,9 |

|7 |2020,5 |240,3 |340,1 |33,0 |3559,0 |505,8 |

|8 |2108,5 |230,6 |358,3 |28,9 |3988,0 |500,4 |

|9 |1966,0 |236,3 |334,8 |31,9 |3543,4 |503,2 |

|10 |2015,6 |234,7 |333,0 |30,8 |3520,7 |501,3 |

Методические указания:

1. [pic], где:

[pic]- общий объем реализации услуг;

[pic]- выручка от реализации по пошиву одежды;

[pic]- выручка от реализации по ремонту одежды;

2. [pic], где:

[pic]- общая прибыль;

[pic]- прибыль от пошива одежды;

[pic]- прибыль от ремонта одежды;

3. [pic], где:

С – себестоимость;

4. [pic], где:

Р – рентабельность.

Ход решения:

1. Находим общий объем реализации услуг за 1 полугодие.

2. Находим прибыль от реализации услуг за 1 полугодие.

3. Находим себестоимость услуг.

4. Вычисляем выручку от реализации услуг за год.

5. Определяем норматив рентабельности к себестоимости за 1 полугодие.

6. Определяем годовой план прибыли по фабрике ремонта и пошива

одежды.

Решение:

(для 3-го варианта)

Общий объем реализации услуг за 1 полугодие составил 2012,5 + 235,2 =

2247,7 тыс. руб., прибыль равна 332,5 + 31,1 = 363,6 тыс. руб.,

следовательно, себестоимость услуг составила 2247,7 – 363,6 = 1884,1 тыс.

руб. Выручка от реализации услуг должна быть равна 3512,5 + 502,3 = 4014,8

тыс. руб. Норматив рентабельности к себестоимости за 1 полугодие определим

как отношение прибыли к себестоимости 363,6 / 1884,1 = 0,19. Выручка от

реализации за год может быть разложена на себестоимость и прибыль,

исчисленную как произведение норматива рентабельности на себестоимость.

В этом случае получаем:

4014,8 = себестоимость + 19% себестоимости,

себестоимость = 4014,8 / 0,19 = 3373,8 тыс. руб.

4014,8 – 3373,8 = 641 тыс. руб.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сфера услуг: новая концепция развития/ В. М. Рутгайзер, Т. И.

Корягина, Т. И. Арбузова и др. – М.: Экономика, 1990. – 159 с.

2. Ценообразование и рынок (перевод с англ.). Общая редакция д. э. н.

Е. И. Пунина к. э. н. С. Б. Рычкова. – М.: Прогресс, 1992. – 320 с.

3. И. В. Лиспиц. Коммерческое ценообразование: Учебник. – М.:

Издательство БЭК, 1997.

4. Г. М. Пышкина. Методические указания по предмету «Цены и

ценообразование». – Вл-к.: ВГУЭС, 1997. – 31 с.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты