социальные мероприятия.
Выпуск ценных бумаг в современных условиях должен способствовать
мобилизации рассредоточенных средств предприятий для осуществления крупных
инвестиций, смягчить последствия сокращения объемов бюджетного и ликвидации
ведомственного финансирования. Экономической основой становления рынка
ценных бумаг служат также постоянно растущие средства населения, не
обеспеченные товарным покрытием. В структуре источников финансирования
инвестиций снижается доля долгосрочных кредитов банков в связи с ростом
ставки банковского процента. Поэтому методом внешнего финансирования
инвестиционных программ предприятий становится эмиссия ценных бумаг. Этот
процесс, заключающийся в замещении банковского кредита рыночными долговыми
обязательствами (акциями и облигациями), получил название «секьюритизация».
Ценные бумаги представляют собой документы, подтверждающие право
собственности владельца на имущество или денежную сумму, которые не могут
быть реализованы или переданы другому лицу без предъявления
соответствующего документа. Они удостоверяют также право владения или
отношения займа, определяющие взаимоотношения между лицом, выпустившим эти
документы, и их владельцами. Ценные бумаги дают право их владельцам на
получение дохода в виде дивиденда (процента), а также возможность передачи
денежных и иных прав, вытекающих из этих документов, другим лицам. В
финансовой практике к ценным бумагам относятся лишь те, которые могут быть
объектом купли-продажи, а также источником получения регулярного или
разового дохода.
Ценные бумаги делятся на 2 группы:
- опосредующие отношения совладения- акции;
- отношения долгосрочного займа - облигации, простые и переводные векселя,
банковские акцепты, депозитные сертификаты, ипотеки и др.
Акция - ценная бумага, подтверждающая право акционера участвовать в
работе АО, в его прибылях (доходах) и в распределении остатков имущества
при ликвидации общества. Участником рынка ценных бумаг должен стать
инвестиционный институт, который как юридическое лицо создается в любой
организационно-правовой форме. Учредителями инвестиционных институтов могут
быть граждане (отечественные и иностранные) и юридические лица. На рынке
ценных бумаг в качестве инвестиционных институтов могут выступать банки.
Инвестиционный институт может осуществлять свою деятельность на рынке
ценных бумаг в качестве: посредника (финансового брокера); инвестиционного
консультанта; инвестиционной компании; инвестиционного фонда.
Инвестиционный фонд вправе привлекать денежные средства населения,
что позволяет значительно увеличить величину его активов, а также
обеспечить более надежную защиту сбережений населения от инфляции. Фонд
предоставляет своим акционерам возможность профессионального управления
ценными бумагами. Квалифицированные инвестиционные менеджеры обеспечивают
выбор наиболее выгодных направлений инвестирования и получения прибыли.
Поддержка предпринимательства в России
Существенную роль в финансировании предпринимательской деятельности
играет именно государство.
Анализ нормативных актов в этой сфере с позиции их влияния на
развитие предпринимательства в России позволяет определить, что механизм
государственного воздействия включает организационно-управленческие и
экономические меры.
Организационные структуры поддержки бизнеса сегодня представлены в
первую очередь Государственным комитетом РФ по поддержке и развитию малого
предпринимательства, Федеральным фондом поддержки малого
предпринимательства, региональными фондами, агентствами, центрами и др. Все
более активно действуют на федеральном и региональном уровнях союзы,
ассоциации, и другие общественные объединения малых предприятий.
Существенно укрепилась система торгово-промышленных палат, обладающая
значительным потенциалом в сфере поддержки мелких предпринимателей.
Вторую группу мер поддержки предпринимательства составляют
различные фонды, источники их финансирования, рычаги и стимулы как
межотраслевого, так и регионального воздействия.
В развитии предпринимательства существенную роль играет
региональная система регулирования и поддержки малого предпринимательства.
Формы и методы реализации региональной политики в отношении малого
предпринимательства исходят, с одной стороны, из мер, принимаемых на
государственном уровне, с другой - определяются задачами развития и
спецификой каждого конкретного региона.
Большое значение в системе управляющего воздействия имеют
конкретные формы и методы взаимоотношений администрации с
предпринимательством, механизм его поддержки. Одна из основных форм помощи
в развитии предпринимательства, особенно на начальной стадии, -
предоставление субъектам предпринимательства кредитов. Кредиты могут
предоставляться непосредственно администрацией из бюджета и внебюджетных
средств, либо через банки, в том числе в порядке долевого участия, исходя
из целесообразности развития на территории той или иной сферы
предпринимательства.
Важной сферой регулирования является применение финансовых методов
в отношении тех рыночных структур, которые работают с предприятиями малого
бизнеса. Здесь может применяться снижение ставки налогообложения
организаций, кредитующих малые предприятия, предоставление им со стороны
местной администрацией финансовых гарантий. В качестве гарантий
администрацией могут быть использованы финансовые средства бюджета, объекты
муниципальной собственности, недвижимости.
Целью государственных программ является обеспечение благоприятных
условий для развития предпринимательства на основе повышения качества и
эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. При этом
необходимо выделить первоочередные меры, обеспечивающие достижение этих
целей:
. открытость как при формировании государственной политики поддержки
предпринимательства, так и при ее реализации: наличие полной и гласной
информации о содержании конкретных мер государственной поддержки,
установление открытых процедур распределения средств, публичная
отчетность об использовании выделенных на поддержку
предпринимательства средств и деятельности соответствующих
государственных институтов;
. учет национальных, региональных и исторических особенностей; поощрение
ремесел, народных промыслов, артельных и семейных форм организации
предпринимательской деятельности, самозанятости;
. постепенный переход от государственного регулирования отдельных
аспектов деятельности предпринимательства к саморегулированию через
предпринимательские союзы и объединения;
. значительное расширение прав и возможностей субъектов Российской
Федерации и местного самоуправления в сфере государственной поддержки
предпринимательства при сохранении единства стратегических целей,
правовой базы и информационного пространства;
. ускоренное освоение современных кредитно-инвестиционных механизмов -
лизинга, франчайзинга, специализированных инвестиционных институтов
венчурного инвестирования;
. использование имущества неэффективных и неплатежеспособных предприятий
в качестве источника ресурсного обеспечения предпринимательства и
создания объектов его инфраструктуры;
. формирование информационной сети, расширение информационного поля для
предпринимателя; создание доступной любому предпринимателю глобальной
информационной сети, содержащей сведения делового характера о законах,
налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка;
. организация систематических исследований по проблемам
предпринимательства с целью объективной оценки состояния этого сектора
экономики, тенденций его развития и подготовки рекомендаций по
корректировке государственной поддержки предпринимательства;
. существенное улучшение системы учета и государственной статистики
предпринимательства;
. обеспечение защиты предпринимателей от воздействия криминальных
структур;
. организация пропагандистской и образовательной кампании, направленной
на стимулирование деятельности предпринимательства, подготовку
населения к занятию собственным бизнесом, объединение предпринимателей
по отраслевым, региональным, профессиональным и другим признакам,
формирование соответствующего общественного мнения о предпринимателях.
Тут следует сказать, что поддержкой бизнеса в России занимается не
только правительство РФ, но и международные организации.
Международный Банк Реконструкции и Развития разработал проект поддержки
российских малых предприятий на $200 миллионов.
В 1995 году Всемирный Банк и ЕБРР начали реализацию совместного Проекта
поддержки предприятий, в рамках которого была открыта кредитная линия в
размере $300 млн. для правомочных банков в целях перекредитования средств
частным предприятиям. После кризиса 1998 г. проект был реструктурирован, и
Всемирный банк возобновил свои операции для реализации данного проекта в
начале 2001 г. ЕБРР также продолжает предоставлять финансирование, прежде
всего, малым и средним предприятиям через правомочные российские банки.
Средства указанных 2-х кредитных линий расходуются в рамках отдельных
проектов. Реструктурированная кредитная линия Всемирного банка открыта на
сумму $200 млн.
Проект преследует 2 основные цели:
a) предоставление частным предприятиям среднесрочного финансирования на
основе действия рыночных принципов для осуществления капитальных вложений и
получения дополнительных средств оборотного капитала, помогая таким образом
обеспечить доступ таких предприятий к финансам, необходимым для расширения
своей деятельности и роста и/или для реструктуризации в целях производства
конкурентоспособной продукции;
б) оказание содействия основной группе коммерческих банков для запуска
механизмов предоставления срочных кредитов частным предприятиям.
Перечень подпроектов Проекта поддержки предприятий включает 43 субзайма
на общую сумму выделенных средств в объеме $63,13 млн., из этой суммы
$50,712 млн. (включая долю ЕБРР) уже было освоено. В географическом плане,
проекты реализуются практически на всей территории Российской Федерации в
21 регионе. Из общего числа утвержденных проектов 33% проектов реализуется
в Москве и Московской области, что представляет 34,73% от общей суммы
утвержденных займов. Другими получателями значительного объема средств
(более 1 млн. долларов США) из средств Проекта (в порядке убывания)
являются Санкт-Петербург, Омск, Томск, Екатеринбург, Тюмень, Вологда,
Нижегородская область и Приморский край.
Механизм программы: частные предприятия могут обратиться в отобранные
частные банки, принимающие участие в программе Проекта. Для участия в
данном проекте указанные банки должны удовлетворять критериям, определенным
в рамках Проекта развития финансовых учреждений (Проект РФУ). В ходе
реализации Проекта РФУ банкам оказывается поддержка в целях их
институционального развития путем разработки совместно с каждым банком
Программ коррективных мер (ПКМ), учитывающих особенности каждого банка, и
проведения мониторинга их реализации. Банки, для которых была разработана
такая программа, выполняют ее, а Министерство финансов предоставляет им
доступ к кредитам в рамках Проекта поддержки предприятий.
Всемирный банк проводит анализ и либо утверждает, либо отклоняет заявки
на получение займа в соответствии с процедурами Проекта поддержки
предприятий. Банки используют кредитные средства Проекта для финансирования
предприятий только после представления и получения утверждения контрактов и
документов по займу для финансирования конкретных проектов.
Условия займа:
. Максимальная сумма займа – $5 000 000 (может быть ограничена еще
на 10% от капитала участвующего банка). Минимальная сумма займа –
$200 000.
. Все займы предоставляются в долларах США. Предприятие принимает
на себя риск обмена иностранной валюты. Однако оплата по
контрактам в рамках Проекта может производиться в любой валюте,
указанной в руководстве Всемирного банка, описывающем процедуры
расходования средств.
. Процентная ставка и комиссия устанавливаются участвующим банком в
соответствии со спросом и конкуренцией на рынке.
. Условия займа: предоставляется не менее чем на 1 год и не более
чем на 5 лет, включая льготный период, устанавливаемый не более
чем на 1 год.
Также ЕБРР предоставил программу подготовки финансовых и управленческих
кадров.
Заключение
И в заключении следует сказать, что существующая правовая система
России все еще не может обеспечить защиту прав и интересов
предпринимателей.
Официальное право оказалось оторванным от реальных процессов,
происходящих в социально-экономической жизни России. Именно поэтому большая
часть экономической, в том числе предпринимательской деятельности,
осуществляется за ее пределами. “Вакуум права”, отсутствие эффективных
правовых норм, поддерживающих современные социально-экономические процессы,
с одной стороны, приводят к недоверию людей к государству вообще. С другой
стороны, этот “вакуум” быстро заполняется неформальными и, как правило,
незаконными методами ведения деятельности и разрешения споров.
Формы и методы государственного регулирования инвестиционной
деятельности должны быть более гибкими и не допускать разночтений. Они не
могут быть исключительно запрещающими или разрешающими, а должны быть
направлены на максимальное сотрудничество с субъектами инвестиционной
деятельности, обеспечивать получение обоюдной выгоды, как государству, так
и инвестору.
Список использованных источников:
1. «Основные принципы финансирования проектов» Щербаков А.И.,
Сбербанк РФ, Москва. Из материалов конференции "'Роль
аналитика в управлении предприятием" (Интернет-издание
журнала «Развитие бизнеса.ру», 2002 г.)
2. «Банковский кредит для финансирования проекта» Виктория
Савина (ЗАО «Телекомбанк»). Журнал «Директор-Инфо» № 34’2002.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации.
4. Официальный сайт Министерства Российской Федерации по
антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
5. Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право. - М.:
Юриспруденция, 1999.
6. «Финансовый менеджмент»: Учебник для вузов / Под ред. Проф.
Г.Б. Полякова- М., ФИНАНСЫ, ЮНИТИ, 1997.
7. «Финансы предприятия» Шуляк П.Н. – М., Изд. Дом «Дашков и
Ко», 2001.