Финансовая политика государства и механизм ее реализации

Избрав либеральную или протекционистскую внешнеторговую политику,

государство изменяет таможенные пошлины, получая от торговых партнеров либо

встречные уступки, либо ужесточение условий национального экспорта.

Таможенные пошлины — вид косвенных налогов, повышение которых ведет к

удорожанию импорта, а вслед за этим и отечественных товаров, к снижению

внешнеторгового оборота. Понижение или отмена пошлин влекут за собой

обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен,

активизацию внешней торговли.

Однако дискреционная фискальная политика, как и политика, основанная

на использовании встроенных стабилизаторов, также имеет ряд своих

недостатков. Помимо очевидных политических трудностей, связанных с

длительным обсуждением в Государственной Думе относительно принятия закона

об изменении ставок налогов, существует еще один недостаток: возражение

против временного снижения налогов для борьбы со спадом проистекает из того

политического факта, что в демократическом обществе может быть трудно снова

повысить налоги после преодоления спада.

Подводя итог, хотелось бы особенно отметить, что в любом случае

государство, имея возможность применять все элементы финансовой политики,

обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с

любыми трудностями, которые бы не постигли переходную российскую экономику.

Важно лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательно

и правильно продвигаться по пути укрепления экономики и возрождения России.

II. Проведение финансовой политики в России

1. Современное состояние бюджетной системы и политики Российской Федерации,

проблемы ее реформирования

Основная часть государственныжх доходов и расходов проходит через

государственный бюджет, включающий в себя бюджеты центрального

правительства и местных властей. В зависимости от административно-

территориального устройства той или иной страны (двуцхступенчатого —

центральное правительство и местные органы власти или трехступенчатого, как

в Российской Федерации, — центральное правительство; правительства

республик, краев, областей; местные органы власти) бюджеты соответственно

бывают центральными, республиканскими, краевыми, областными и так далее.

К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды — денежные средства

государства, имеющие целевое назначение и невключенные в федеральный

бюджет. Внебюджетные средства находятся в распоряжении центральных или

местных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из

которых предназначен для определенных нужд. Примером может быть пенсионный

фонд РФ. Внебюджетные фонды создаются за счет специальных (целевых)

налогов, займов, субсидий из бюджета.

Государственный бюджет — это годовой план государсвенных расходов и

источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и

принимается парламентом Российской Федерации. По завершении финансового

года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей

деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии

с принятом в предыдущем году законом о бюджете.

Сейчас структура российского бюджета в соответствии с федеральным

законом “О составе и структуре бюджетной классификации Российской

Федерации”, введенном в действие с 1 января 1995 года, выглядит следующим

образом:

I Доходы бюджета

II Расходы бюджета

II.1 Функциональная структура расходов

II.2 Ведомственная структура расходов

II.3 Экономическая структура расходов

III Финансирование бюджета

IV Государственный долг

Планируется, что доходы и расходы бюджета по сравнению с прошедшим

годом в 1995 составят соответственно (в трлн. рублей)[5]:

| |1994 год |1995 год |

| |Утвержденн|в %% к |в %% |Проек|в %% к |в %% к |

| |ый план |общей |к ВВП|т |общей |ВПП |

| | |сумме |(725)| |сумме |(925) |

| | |расходов| | |расходов| |

|Доходы |124.5 |64.0 |17.2 |134.3|65.1 |14.5 |

|Расходы |194.5 |100.0 |26.8 |206.3|100.0 |22.3 |

|Дефицит бюджета |70.0 |36.0 |8.8 |72.0 |34.9 |7.8 |

При этом доходные статьи бюджета включают:

|Наименование |План на |Ожидаемое |Фактически|Проект |В процентах |

|доходов |1994 в |поступлени|поступило |на 1995 |к ВВП |

| |млрд. |е в 1994 |за I | |(проект на |

| |рублей |году |полугодие | |1995) |

| | | |1994 | | |

|Налоговые |97225.0 |56441.1 |18680.2 |103863.1|11.23 |

|доходы (всего) | | | | | |

Из них:

|Прямые налоги | | | | | |

|на прибыль, |22040.0 |15600.0 |6373.3 |25940.0 |2.80 |

|доход, прирост | | | | | |

|капитала | | | | | |

|Налоги на |62414.0 |32728.0 |9769.1 |56691.9 |6.13 |

|товары и услуги| | | | | |

|Налоги на |258.3 |360.6 |99.5 |635.0 |0.07 |

|имущество | | | | | |

|Платежи за | | | | | |

|использование |3551.9 |866.4 |220.4 |2091.8 |0.23 |

|природных | | | | | |

|ресурсов | | | | | |

|Налоги на | | | | | |

|внешнюю | | | | | |

|торговлю и |8590.0 |6454.1 |2050.6 |18070.9 |1.95 |

|внешнеэкономиче| | | | | |

|ские операции | | | | | |

|Прочие налоги, |370.8 |432.0 |167.3 |433.5 |0.05 |

|сборы и пошлины| | | | | |

|Неналоговые |28107.3 |13932.7 |5922.7 |27700.6 |2.99 |

|доходы (всего) | | | | | |

Из них:

|Доходы от | | | | | |

|государственной| | | | | |

|собственности |2909.1 |2063.3 |1614.6 |7450.0 |0.81 |

|или от | | | | | |

|деятельности | | | | | |

|Доходы от | | | | | |

|продажи | | | | | |

|принадлежащего |329.1 |108.0 |48.0 |8730.0 |0.94 |

|государству | | | | | |

|имущества | | | | | |

|Доходы от | | | | | |

|реализакции | | | | | |

|государственных|3481.9 |830.6 |409.4 |3283.0 |0.35 |

|запасов | | | | | |

|Доходы от | | | | | |

|внешнеэкономиче|21387.2 |10930.8 |3850.7 |8237.6 |0.89 |

|ской | | | | | |

|деятельности | | | | | |

|Прочие |938.0 |939.7 |410.4 |1262.9 |0.14 |

|неналоговые | | | | | |

|доходы | | | | | |

|Безвозмездные |200.0 |200.0 |40.0 |273.0 |0.03 |

|перечисления | | | | | |

Важно отметить, что некоторые цифры, указанные в законопроекте и

приведенные в моей работе в качестве наглядного материала, поясняющего

структуру государственного бюджета РФ, могли быть изменены в течение

последующих трех чтений, однако общие закономерности, несомненно, были

сохранены. Теперь мне бы хотелось также схематично обрисовать, расходную

часть, а затем проанализировать проблемы, стоящие перед бюджетной системой

Российской Федерации, выделить ее основные особенности и недостатки.

Итак, в российский бюджет на 1995 год заложена следующая структура

расходов (в млн. рублей)[6]:

|Государственное управление |4175218.4 |

|Международная деятельность |17544274.6 |

|Национальная оборона |45274901.8 |

|Правоохранительная деятельность и обеспечение | |

|безопасности государства |15543439.9 |

|Фундаментальное исследование и содействие | |

|научно-техническому прогрессу |5442401.8 |

|Промышленность, энергетика и строительство |26790548.2 |

|Сельское хозяйство и рыболовство |5538283.2 |

|Охрана окружающей среды и природных ресурсов, | |

|гидрометеология, картография и геодезия |1136511.8 |

|Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика |530263.5 |

|Развитие рыночной инфраструктуры |5746.6 |

|Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и | |

|после стихийных бедствий |2162533.4 |

|Образование |7894517.6 |

|Культура и искусство |1320845.0 |

|Средства массовой информации |1747253.9 |

|Здравоохранение и физическая культура |4192213.2 |

|Социальная политика |2988486.4 |

|Обслуживание государственного долга |21497120.6 |

|Пополнение государственных запасов и резервов |8140387.4 |

|Прочие расходы |34415049.1 |

Рассмотрим российскую бюджетную (финансовую) политику. Изучая

налоговые поступления, легко заметить, что ожидаемые налоговые доходы

существенно отличаются от планируемых, а именно: планируемые поступления в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты