Избрав либеральную или протекционистскую внешнеторговую политику,
государство изменяет таможенные пошлины, получая от торговых партнеров либо
встречные уступки, либо ужесточение условий национального экспорта.
Таможенные пошлины — вид косвенных налогов, повышение которых ведет к
удорожанию импорта, а вслед за этим и отечественных товаров, к снижению
внешнеторгового оборота. Понижение или отмена пошлин влекут за собой
обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен,
активизацию внешней торговли.
Однако дискреционная фискальная политика, как и политика, основанная
на использовании встроенных стабилизаторов, также имеет ряд своих
недостатков. Помимо очевидных политических трудностей, связанных с
длительным обсуждением в Государственной Думе относительно принятия закона
об изменении ставок налогов, существует еще один недостаток: возражение
против временного снижения налогов для борьбы со спадом проистекает из того
политического факта, что в демократическом обществе может быть трудно снова
повысить налоги после преодоления спада.
Подводя итог, хотелось бы особенно отметить, что в любом случае
государство, имея возможность применять все элементы финансовой политики,
обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с
любыми трудностями, которые бы не постигли переходную российскую экономику.
Важно лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательно
и правильно продвигаться по пути укрепления экономики и возрождения России.
II. Проведение финансовой политики в России
1. Современное состояние бюджетной системы и политики Российской Федерации,
проблемы ее реформирования
Основная часть государственныжх доходов и расходов проходит через
государственный бюджет, включающий в себя бюджеты центрального
правительства и местных властей. В зависимости от административно-
территориального устройства той или иной страны (двуцхступенчатого —
центральное правительство и местные органы власти или трехступенчатого, как
в Российской Федерации, — центральное правительство; правительства
республик, краев, областей; местные органы власти) бюджеты соответственно
бывают центральными, республиканскими, краевыми, областными и так далее.
К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды — денежные средства
государства, имеющие целевое назначение и невключенные в федеральный
бюджет. Внебюджетные средства находятся в распоряжении центральных или
местных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из
которых предназначен для определенных нужд. Примером может быть пенсионный
фонд РФ. Внебюджетные фонды создаются за счет специальных (целевых)
налогов, займов, субсидий из бюджета.
Государственный бюджет — это годовой план государсвенных расходов и
источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и
принимается парламентом Российской Федерации. По завершении финансового
года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей
деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии
с принятом в предыдущем году законом о бюджете.
Сейчас структура российского бюджета в соответствии с федеральным
законом “О составе и структуре бюджетной классификации Российской
Федерации”, введенном в действие с 1 января 1995 года, выглядит следующим
образом:
I Доходы бюджета
II Расходы бюджета
II.1 Функциональная структура расходов
II.2 Ведомственная структура расходов
II.3 Экономическая структура расходов
III Финансирование бюджета
IV Государственный долг
Планируется, что доходы и расходы бюджета по сравнению с прошедшим
годом в 1995 составят соответственно (в трлн. рублей)[5]:
| |1994 год |1995 год |
| |Утвержденн|в %% к |в %% |Проек|в %% к |в %% к |
| |ый план |общей |к ВВП|т |общей |ВПП |
| | |сумме |(725)| |сумме |(925) |
| | |расходов| | |расходов| |
|Доходы |124.5 |64.0 |17.2 |134.3|65.1 |14.5 |
|Расходы |194.5 |100.0 |26.8 |206.3|100.0 |22.3 |
|Дефицит бюджета |70.0 |36.0 |8.8 |72.0 |34.9 |7.8 |
При этом доходные статьи бюджета включают:
|Наименование |План на |Ожидаемое |Фактически|Проект |В процентах |
|доходов |1994 в |поступлени|поступило |на 1995 |к ВВП |
| |млрд. |е в 1994 |за I | |(проект на |
| |рублей |году |полугодие | |1995) |
| | | |1994 | | |
|Налоговые |97225.0 |56441.1 |18680.2 |103863.1|11.23 |
|доходы (всего) | | | | | |
Из них:
|Прямые налоги | | | | | |
|на прибыль, |22040.0 |15600.0 |6373.3 |25940.0 |2.80 |
|доход, прирост | | | | | |
|капитала | | | | | |
|Налоги на |62414.0 |32728.0 |9769.1 |56691.9 |6.13 |
|товары и услуги| | | | | |
|Налоги на |258.3 |360.6 |99.5 |635.0 |0.07 |
|имущество | | | | | |
|Платежи за | | | | | |
|использование |3551.9 |866.4 |220.4 |2091.8 |0.23 |
|природных | | | | | |
|ресурсов | | | | | |
|Налоги на | | | | | |
|внешнюю | | | | | |
|торговлю и |8590.0 |6454.1 |2050.6 |18070.9 |1.95 |
|внешнеэкономиче| | | | | |
|ские операции | | | | | |
|Прочие налоги, |370.8 |432.0 |167.3 |433.5 |0.05 |
|сборы и пошлины| | | | | |
|Неналоговые |28107.3 |13932.7 |5922.7 |27700.6 |2.99 |
|доходы (всего) | | | | | |
Из них:
|Доходы от | | | | | |
|государственной| | | | | |
|собственности |2909.1 |2063.3 |1614.6 |7450.0 |0.81 |
|или от | | | | | |
|деятельности | | | | | |
|Доходы от | | | | | |
|продажи | | | | | |
|принадлежащего |329.1 |108.0 |48.0 |8730.0 |0.94 |
|государству | | | | | |
|имущества | | | | | |
|Доходы от | | | | | |
|реализакции | | | | | |
|государственных|3481.9 |830.6 |409.4 |3283.0 |0.35 |
|запасов | | | | | |
|Доходы от | | | | | |
|внешнеэкономиче|21387.2 |10930.8 |3850.7 |8237.6 |0.89 |
|ской | | | | | |
|деятельности | | | | | |
|Прочие |938.0 |939.7 |410.4 |1262.9 |0.14 |
|неналоговые | | | | | |
|доходы | | | | | |
|Безвозмездные |200.0 |200.0 |40.0 |273.0 |0.03 |
|перечисления | | | | | |
Важно отметить, что некоторые цифры, указанные в законопроекте и
приведенные в моей работе в качестве наглядного материала, поясняющего
структуру государственного бюджета РФ, могли быть изменены в течение
последующих трех чтений, однако общие закономерности, несомненно, были
сохранены. Теперь мне бы хотелось также схематично обрисовать, расходную
часть, а затем проанализировать проблемы, стоящие перед бюджетной системой
Российской Федерации, выделить ее основные особенности и недостатки.
Итак, в российский бюджет на 1995 год заложена следующая структура
расходов (в млн. рублей)[6]:
|Государственное управление |4175218.4 |
|Международная деятельность |17544274.6 |
|Национальная оборона |45274901.8 |
|Правоохранительная деятельность и обеспечение | |
|безопасности государства |15543439.9 |
|Фундаментальное исследование и содействие | |
|научно-техническому прогрессу |5442401.8 |
|Промышленность, энергетика и строительство |26790548.2 |
|Сельское хозяйство и рыболовство |5538283.2 |
|Охрана окружающей среды и природных ресурсов, | |
|гидрометеология, картография и геодезия |1136511.8 |
|Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика |530263.5 |
|Развитие рыночной инфраструктуры |5746.6 |
|Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и | |
|после стихийных бедствий |2162533.4 |
|Образование |7894517.6 |
|Культура и искусство |1320845.0 |
|Средства массовой информации |1747253.9 |
|Здравоохранение и физическая культура |4192213.2 |
|Социальная политика |2988486.4 |
|Обслуживание государственного долга |21497120.6 |
|Пополнение государственных запасов и резервов |8140387.4 |
|Прочие расходы |34415049.1 |
Рассмотрим российскую бюджетную (финансовую) политику. Изучая
налоговые поступления, легко заметить, что ожидаемые налоговые доходы
существенно отличаются от планируемых, а именно: планируемые поступления в