Финансово-Промышленные Группы
Оглавление
1. Нормативное регулирование деятельности ФПГ 2
2. Основные принципы функционирования ФПГ 6
3. Финансовые аспекты деятельности ФПГ. 10
Заключение 13
Список литературы 14
1. Нормативное регулирование деятельности ФПГ
Финансово-Промышленные Группы - активно растущая форма организации
взаимодействия финансовых и промышленных организаций не только в нашей
стране, но и за ее пределами.
Согласно российскому законодательству, ФПГ - это “ совокупность
юридических лиц, действующих как основные и дочерние общества, либо
полностью, либо частично объединивших свои материальные и нематериальные
активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях
технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных
и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности
и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности
производства, создание новых рабочих мест.”[1]
Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица,
подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и
учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы,
либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную
группу. В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и
некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением
общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в
одной финансово-промышленной группе не допускается.
Среди участников финансово-промышленной группы обязательно
наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а
также банков или иных кредитных организаций.
Дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в
состав финансово-промышленной группы только вместе со своим основным
обществом (унитарным предприятием-учредителем).
В состав участников финансово-промышленной группы могут входить
инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды,
страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении
инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе.
Финансово-промышленные группы, среди участников которых имеются
юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников
Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения на
территории указанных государств либо осуществляющие на их территории
капитальные вложения, регистрируются как транснациональные
финансово-промышленные группы.
В случае создания транснациональной финансово-промышленной группы на
основе межправительственного соглашения ей присваивается статус
межгосударственной (международной) финансово-промышленной группы.
Для участников межгосударственной финансово-промышленной группы
национальный режим устанавливается межправительственными соглашениями на
основе взаимности.
Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет
управляющих финансово-промышленной группы, включающий
представителей всех ее участников.
Направление участником финансово-промышленной группы
представителя в состав совета управляющих финансово-промышленной группы
осуществляется решением компетентного органа управления участника
финансово-промышленной группы.
Компетенция совета управляющих финансово-промышленной группы
устанавливается договором о создании финансово-промышленной группы.
Центральная компания финансово-промышленной группы является
юридическим лицом, учрежденным всеми участниками договора о создании
финансово-промышленной группы или являющимся по отношению к ним основным
обществом и уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел
финансово-промышленной группы.
Центральная компания финансово-промышленной группы, как правило,
является инвестиционным институтом. Допускается создание центральной
компании финансово-промышленной группы в форме хозяйственного общества, а
также ассоциации, союза.
Центральная компания финансово-промышленной группы в случаях,
установленных законом или учредительным договором группы:
. выступает от имени участников финансово-промышленной группы в
отношениях, связанных с созданием и деятельностью финансово-
промышленной группы;
. ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс
финансово-промышленной группы;
. готовит ежегодный отчет о деятельности финансово-промышленной
группы;
. выполняет в интересах участников финансово-промышленной группы
отдельные банковские операции в соответствии с
Законодательством Российской Федерации о банках и банковской
деятельности.
Иные виды деятельности центральной компании финансово-
промышленной группы по ведению дел финансово-промышленной группы
устанавливаются ее уставом, договором о создании финансово-промышленной
группы.
В случаях и в порядке, установленных законодательством Российской
Федерации о налогах, договором о создании финансово-промышленной группы,
участники финансово-промышленной группы, занятые в сфере производства
товаров, услуг, могут быть признаны консолидированной группой
налогоплательщиков, а также могут вести сводные (консолидированные) учет,
отчетность и баланс финансово-промышленной группы.
По обязательствам центральной компании финансово-промышленной
группы, возникшим в результате участия в деятельности
финансово-промышленной группы, участники финансово-промышленной группы
несут солидарную ответственность.
Особенности исполнения солидарной обязанности
устанавливаются договором о создании финансово-промышленной группы.
Мерами государственной поддержки деятельности финансово-
промышленных групп, устанавливаемыми по решению Правительства Российской
Федерации, являются:
. зачет задолженности участника финансово-промышленной группы, акции
которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в
объем предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов (торгов)
инвестиций для покупателя - центральной компании той же
финансово-промышленной группы;
. предоставление участникам финансово-промышленной группы права
самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и
накопления амортизационных отчислений с направлением
полученных средств на деятельность финансово-промышленной
группы;
. передача в доверительное управление центральной компании
финансово-промышленной группы временно закрепленных за
государством пакетов акций участников этой финансово-промышленной
группы;
. предоставление государственных гарантий для привлечения различного
рода инвестиций;
. предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой
поддержки для реализации проектов финансово-промышленной группы.
. Центральным банком Российской Федерации могут быть предоставлены
банкам - участникам финансово-промышленной группы, осуществляющим
в ней инвестиционную деятельность, льготы, предусматривающие
снижение норм обязательного резервирования, изменение других
нормативов в целях повышения их инвестиционной активности.
Не позднее 90 дней после окончания финансового года центральная
компания финансово-промышленной группы представляет всем участникам
финансово-промышленной группы, полномочному государственному органу отчет о
деятельности финансово-промышленной группы по форме, устанавливаемой
Правительством Российской Федерации, а также публикует указанный отчет.
Отчет составляется по результатам проверки деятельности финансово-
промышленной группы независимым аудитором. Аудиторская проверка
проводится за счет средств центральной компании финансово-промышленной
группы.
2. Основные принципы функционирования ФПГ
В общем случае ФПГ могут быть трех видов: вертикально интегрированные,
горизонтально интегрированные и конгломератного типа. Так же подразделяются
одно-банковые структуры и много банковые структуры.
Так же можно выделить и следующую тенденцию. Ныне ФПГ в России
формируются в двух направлениях: товарном и отраслевом. Под первым
понимается объединение с целью производства преимущественно одного
определенного товара, под вторым - формирование по типу диверсифицированной
отрасли (пол-отрасли)[2]. Первое объединение обладает неоспоримым минусом -
его успех зависит от спроса на данный товар или однородную группу товаров.
Вторая организация более устойчива в долгосрочной перспективе, однако
возникают дополнительные трудности с оптимизацией аллокации ресурсов.
С точки зрения структурной организации ФПГ цели и способ ее
формирования определяют то, каким образом должны быть объединены активы
участников и (как следствие) каким должен быть консолидированный баланс
участников группы.
С исторической точки зрения инициатором создания ФПГ не всегда
выступали банки. Часто причиной их создания является местное
законодательство, запрещающее небанковским структурам заниматься некоторыми
банковскими операциями.
Банки альянса в ФПГ должны выполнять следующие функции[3]:
. расчетно-кассовое обслуживание промышленных предприятий-участников
группы: депозитарное обслуживание; гарантирование эмиссии ценных
бумаг, выпускаемых ФПГ, и дилерские функции по их реализации;
финансовый консалтинг: обеспечение реализации внешнеэкономических
контрактов; проектное финансирование: трастовые операции:
. лизинговые операции в интересах участников группы:
. размещение и управление свободными средствами на наиболее
рентабельных сегментах финансового рынка;
. поиск инвестиций под целевые программы ФПГ и их обслуживание;
кредитование отдельных программ: финансовая проработка целевых
программ: разработка финансовых схем, направленных на минимизацию
Страницы: 1, 2